Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шесть основных философских школ

Поиск

(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.)

· даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представители этого периода: Лао-цзы, Ле-цзы,Чжуан-цзы, Ян Чжу; Вэнь-цзы, Инь Си. Представители более позднего даосизма:Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Чжан Бодуань.

· конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представители: Конфуций, Цзэн-цзы, Цзы Сы, Ю Жо, Цзы-гао, Мэн-цзы, Сюнь-цзы.

· моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви (цзянь аи) и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представители: Мо-Цзы, Цинь Хуали, Мэн Шэн, Тянь Сян-цзы, Фу Дунь.

· школа законников (по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: Шэнь Бухай, Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Хань Фэйцзы; часто также сюда относят Шэнь Дао.

· школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун; Мао-гун.

· школа «инь-ян» (натурфилософы). Представители:Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.

Позже в Китае утверждается буддизм. В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме.

К О Н Ф У Ц И А Н С Т В О

 

(6-5 века до н. э.)

Конфуций (Кун Фу-цзы)

(«Почтенный Учитель»)

 

«Лунь-юй» («Суждения и беседы»)

 

 

4 главные идеи:

Государство – одна семья

Концепция исправления имён

Идеал благородного человека

Система воспитания

 

Афоризмы:

 

 

Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое

Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей

Одно слово, руководствуясь которым можно прожить всю жизнь - снисходительность

 

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества.

 

Личность Конфуция. Был некрасив. Не был уверен в своём предназначении, испытывал чувство острого одиночества («Я звоню-звоню, но никто меня не слышит»). Создал первую в Китае школу государственных чиновников. Но сам лишь однажды и то ненадолго занял государственную должность в одной из провинций.

Автобиография: «В 15 лет я впервые услышал голос неба (дао), в 30 лет я научился понимать голос неба, в 50 лет я научился следовать голосу неба, и лишь в 70 лет я научился подчинять голосу неба всю свою жизнь»

Положение в Китае. Великая Поднебесная империя рассыпалась на множество маленьких княжеств, нередко ведущих между собой междуусобные войны. От былого могущества не осталось и следа.

Задача, которую ставит перед собой Конфуций: «Восстановить Единую Поднебесную империю».

Философия.

1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между людьми. Государство, чтобы быть прочным, должно стать похожим на семью. Император («сын Неба») должен быть отцом для своего народа. Подданные должны себя чувствовать детьми императора. И тогда воцарится мир и порядок.

2. Причина хаоса – люди забыли своё истинное имя (= «имя своей души», то есть, своё предназначение). Надо исправить «ложное имя» на «истинное», начать исполнять свой долг, и тогда всё встанет на свои места, хаос исчезнет. «Государь должен быть государем, сановник сановником, отец отцом, а сын сыном»

3. Ориентиром для устремлений должен быть образ «благородного человека» (обладающего не знатным происхождением или богатством, а благородной душой)

Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять качеств благородного человека:

Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям.

И — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли, так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды».

Ли — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Чжи противостоит глупости и предупреждает упрямство.

Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность, предупреждает лицемерие.

4. Система воспитания, состоящая из трёх ступеней:

1) поэзия (воспитание благородства души), 2) этикет (воспитание благородства манер), 3) музыка (умение слушать Небо (Дао), разговаривать с Ним)

 

Д А О С И З М

 

(6-5 века до н. э.)

 

Лао-цзы («Старик-младенец»)

Чжуан-цзы

 

 

«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао»)

 

 

Главные идеи:

 

1) человек рождён Дао,

2) в ходе своей истории потерял связи с ним,

3) в результате — обрёл болезни, страдания, краткость жизни, смерть (сравни с Притчей о Блудном сыне, историей грехопадения в христианстве),

4) человек выстрадывает решение о возвращении к Дао (к Богу — в христианстве),

5) ориентиром для этого движения является природа («мудрый учитель», в отличие от человека не оторвавшаяся от Дао, сохранившая первозданную гармонию, естественность, красоту),

6) чтобы вернуться в Дао, человек должен стать подобным Ему (идеал – «естественный человек»)

 

 

Примеры мудрости природы

1. «Посмотрите на птиц, ведь они поют не ради аплодисментов. Есть чему поучиться у птиц».

2. «Посмотрите на дерево, оно гнётся, ломается, но никогда не бежит ни от какой опасности. Оно похоже на былинного богатыря, ноги которого вросли в землю: он скорее погибнет, но не отступит. Дерево – символ стойкости, отваги, мужества».

3. «Когда поднимается ветер, поверхность реки покрывается рябью, и она слепнет. Доказать ей, что есть небо и солнце – невозможно. Когда же ветер стихает, поверхность реки превращается в зеркальную гладь, она прозревает, и объяснять ей, что есть облака, не нужно».

4. «Солнце дарит свет и тепло не только молодым, но и старым, не тольк45о здоровым, но и больным, не только добрым, но и злым… В отличие от Сороки-Воровки, которая каждому даёт строго по заслугам».

5. «Без еды (но с водой) человек может прожить дней 20, без воды – 3 дня, без воздуха – 2-3 минуты. Воздух наиболее жизненно важен, но человек его не замечает (ведь он не имеет ни цвета, ни запаха). Человеку надо быть таким, как воздух, таким же необходимым, и таким же незаметным».

 

Афоризмы:

 

 

«Если хочешь, чтобы люди шли за тобой, иди за ними»

«Стремясь к малому – приобретаешь, стремясь ко многому – впадаешь в заблуждение»

«Человек легко умирает, оттого, что у него слишком сильное стремление к жизни»

«Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное, как вода побеждает камень»

Литература

Древнекитайская философия. Собрание текстов. – М., 1992;

Мудрецы Древнего Китая. - М., 2002;

Китайская философия. Энциклопедический словарь.-М., 2004

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Выпишите из книг

«Лунь-юй», «Даодецзин», «Чжуан цзы» несколько наиболее привлекших ваше внимание афоризмов, и прокомментируйте их.

 

Видеофилософия

Посмотрите кинофильм «Конфуций», и сформулируйте своё мнение по развёртываемым там сюжетным линиям.

 

Приведите свои примеры

какой мудрости человек может научиться у природы?

 

Ответьте на вопросы

1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами?

2) Есть ли сходство между конфуцианским и российским представлением о патриархальности власти («царь-батюшка», «Сталин – отец всех народов»…)?

3) Какое сходство между устройством семьи и корпорации, мафии, масонской ложи»?

4) В чём сходство между даосским и христианским представлением о ходе и смысле мировой истории?

5) Соотнесите понятия «Дао» и «Бог».

 

 

Объясните афоризмы

«Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там её нет» (Конфуций)

«Один юноша всю жизнь учился убивать дракона, но дракона так и не встретил» (Конфуций)

«Если тебе плюют в спину, значит ты – впереди» (Корнуций)

«Ничто не может сравниться с поучением без слов» (Лао цзы)

«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (Лао цзы)

«Верные слова не изящны, изящные слова не верны» (Лао цзы)

«чтобы вести людей за собой, иди за ними» (Лао цзы)

Выполните тестовые задания

1. Категория китайской философии, обозначающая закономерность бытия и путь нравственного совершенствования…

А) Инь

Б) Ян

В) Жень

Г) Дао

Д) Сяо

2. Назовите пять элементов, из которых в китайской традиции состоит всё сущее

А) Огонь

Б) Вода

В) Земля (Почвы)

Г) Воздух

Д) Дерево

Е) Металл

Выбери те тему для реферата

4. Социально-политическое учение и этика Конфуция.

История китайской философии, М., 1939.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Козловский Ю.Б. Конфуцианство: Мир и реальность// Народы Азии и Африки, 1982, №3.

Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982.

Малявин В. Конфуций. М. 1992.

 

5. Даосизм.

Григорьева Т.П. Дао и логос. М., 1992.

Дао-дэ цзин. Луньюй // Древнекитайская философия: В 2т., Т.1, М., 1972Лукьянов А.Е Первый философ Китая. Фрагменты философии и биографии Лао-цзы // Вестник МГУ. Серия 7: Философия, 1989, №5.

Симкин Т. Экология духа. Даосизм…//Человек, 1992, № 6

 

 

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 
Западная культура — представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно - экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.

 

 

 

Особенности западной философии:

вераврациональноепознание, наукуипрогресс,

вера в человека и его неограниченные возможности,

убеждение в том, что в человеке и человеком всё может быть познано

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.01 с.)