Патристика: постановка и решение проблемы соотношения веры и разума, свободы воли человека (Тертуллиан, Аврелий Августин).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патристика: постановка и решение проблемы соотношения веры и разума, свободы воли человека (Тертуллиан, Аврелий Августин).



Аверинцев С.С. Откровение // Философская энциклопедия. Т. 4. - М., 1967.

Августин А. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. - М., 1992.

Антология текстов раннехристианских авторов. - М.. 1995.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984.

Коноплев И.А. "Два града" Блаженного Августина (онтологические основа­ния философии истории) // Человек.-1998.-№ 2.

Майоров Г.Р. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

Неретина С.С. Парадоксы Тертуллиана // Человек.-1996, № 1.

Рабинович В.А. Урок Августина: жизнь - текст // Аврелий Августин.

Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. - М., 1994.

Туровский МБ. Средневековая философия //ФН.-1997.-№ 2.

 

2. Философия и жизнь Петра Абеляра.

Абеляр П. Диалектика.//ВФ. 1992.-№ 3,

Абеляр П. Теологические трактаты. - М., 1995.

Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М., 1995.

Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар//ВФ.-1988.-№ 10.

Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. - М., 1994.

 

3. Этика Фомы Аквинского.

Бандуровский К.В. Проблемы этики в "Сумме теологии" Фомы Аквинского //ВФ, 1997., № 9.

Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

Гараджа В.Й. Фома Аквинский и современная католическая философия//ВФ.-1976.-№ 2.

Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского,//ВФ.-1994. № 1.

Схоластика // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

Фома Аквинский. Сумма теологии ...//ВФ, 1997.-№ 9.

 

4. Поздняя средневековая схоластика (Д. Скот, У. Оккам)

Курантов АЛ., Стяжкин Н.И У.Оккам. - М, 1978.

Неретииа С.С. Слово и текст в средневековой культуре: История, миф, вре мя, загадка. М., 1994.

Неретина С.С Верующий разум: К истории средневековой философии.- Архангельск, 1995

Соколов_В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. - М., 1957.

Фейербах Д. История философии. Собр. произв: 63 т. Т.1. Введение, § 1-4., М., 1967.

Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 

5. Проблема универсалий в средневековой философии.

Неретииа С.С. Слово и текст в средневековой культуре: История, миф, время, загадка. М., 1994.

Неретииа С.С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., 1994

Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)

(XIY – XYI века)

 

 

 

 

Общая характеристика и особенности:

1) возрождение интереса к античной философии, особенно к Платону; развитие платонизма привело к пантеизму (Кузанский, Бруно, Бёме) отождествляющему Бога и мир, вплоть до их слияния;

2) наряду с религиозным (христианским) взглядом на мир постепенно всё более сильным становится светское мировосприятие; осуществляется попытка соединения античного (языческого) и христианского мировоззрения; появляются антиклерикальные настроения, направленные против привилегий церкви и духовенства;

3) главная особенность философии – антропоцентризм (в центр картины мира ставится человек, понимаемый как центральное звено всей цепи космического бытия, природное существо, независимая индивидуальность и как высшая цель мироздания); всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу человек становится нравственным идеалом, что приводит к утверждению принципов крайнего индивидуализма. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека в его земном предназначении.;

4) бурный рост науки ведет к развитию натурфилософии (философии природы); философы, в большей степени, опираются на опыт и рассудок, а не на интуицию и откровение; происходит становление опытных наук (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно);

5) мыслители предпочитают анализировать явления природы и общества, а не спорить о категориях, дефинициях (определениях) и понятиях, как это было в средние века;

6) одним из важнейших направлений мысли становится скептицизм (М. Монтень), ставящий под сомнение устоявшиеся авторитеты, мнения, суждения, законы, с недоверием относящийся к предшествующему (прежде всего, средневековому религиозному) знанию;

7) дальнейшее развитие получают идеи гуманизма (Петрарка, Мор, Монтень), признающего ценность человеческой личности, её право на свободу, счастье и проявление способностей;

8) в период позднего Возрождения нарастает понимание того, что человеческие возможности небезграничны, а достижение абсолютной свободы невозможно; это понимание нашло выражение в социальных утопиях (Кампанелла «Город Солнца», Мор «Утопия») конструирующих идеальные модели будущего общества.

 

Три этапа:

 

1. Гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром (ХIV-ХV вв.).

2. Неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем (ХV-ХVI вв.)

3. Натурфилософский (ХVI-ХVII вв.), когда философия

 

Данте Алигьери

(1265-1321 гг.)

 

Книга

«Божественная комедия»

(«поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания»)

Личность

родился во Флоренции, провёл долгие годы в изгнании, умер от малярии. В 9 лет влюбился в соседскую девочку Беатриче. Через 9 лет встретил её уже замужнюю. Был женат («по принуждению и уговорам»), но через всю жизнь пронёс любовь к Беатриче, «владычице помыслов», посвятив ей «Божественную комедию».

 

Философия

1) о двояком предназначении человека: высшее, внеземное блаженство — цель человеческого существования не требует отказа от осуществимого на земле человеческого счастья. Двум видам блаженства отвечают два пути: а) путь «философских наставлений» жизни «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным» 2) «путь наставлений духовных, превосходящих разум человеческий». Один путь открыт «благодаря человеческому разуму, другой – благодаря Духу святому». Достижение двух видов блаженства требует и двоякого руководства – земное предназначение человека осуществляется в гражданском сообществе, по предписаниям философии, под предводительством императора; к вечной жизни ведет, основываясь на Священном писании, церковь, возглавляемая первосвященником.

2) Свобода воли — обязательное условие не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки, лежит в основе человеческих действий, не избавляя от личной ответственности за происходящее в мире, свалив её на Бога. Пользуясь данной ему свободой, человек способен к совершению своего земного подвига, к исполнению своего земного предназначения. Не аскетическое подвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижение высшего предела земного совершенства.

3)новая гуманистическая антропология. Предназначение человека – деятельность в этом мире, его долг — действовать и познавать, и именно в деянии должен находить человек высшее доступное ему наслаждение. Гуманистическая антропология противостоит как средневековому аскетизму, так и пассивности гедонистического наслаждения. Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.

 

 

Николо Макиавелли

(1469-1527 гг.)

 

Книга

«Государь»

 

 

1) в истории нет места для божественного вмешательства

2)существует единство, всеобщая изменчивость и постоянство законов, по которым живут люди и государства. Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут – это вечный круговорот, не подчиненный никакой свыше предустановленной цели, объясняемый изменением нравов

3) История не есть безличный «ход вещей» или «ход времени», в ней «судьба» и «необходимость» означают ту объективную среду, ту совокупность условий, в которой вынужден действовать человек. И поэтому успех человеческих деяний зависит не только от необходимости, но и от того, в какой мере человек – деятель, политик – сумеет её понять, к ней приспособиться и в то же время ей противостоять.

4) Моральные соображения всегда подчинены целям политики. Критерий политической деятельности – польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим объявляется все, что содействует укреплению государства. Государь должен использовать нормы морали исключительно в целях укрепления государства.

Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями, смотря по необходимости.

5) Закон политической морали — правило «цель оправдывает средства». Однако целью этой является вовсе не личный интерес государя, а общее благо. Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание ни какие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но, необходимо забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти её существование и свободу.

6) Макиавелли́зм — термин, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали; «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство». Идея о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы. В бытовом употреблении — коварство, вероломство.

 

 

Макиавеллист манипулирует людьми всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога. Циничное отношение к другим людям как к слабым, изначально лживым и порочным, зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.

 

 

Николай Кузанский

(1401-1464)

- кардинал католической церкви.

- метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и к которой стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм.

Н. Коперник

(1473 - 1543)

– польский астроном и мыслитель. В 10 лет остался круглым сиротой, воспитывался дядей-священником. Стал каноником кафедрального собора. Изучал в университетах Кракова и Болоньи право, медицину, получил степень доктора канонического права. Служил священником, достаточно скептически относясь к догматам и правилам Церкви.

Основные произведения«О вращениях небесных тел» (1543), «Малый комментарий» (1540).

 

Главные идеи. Коперник развивает древнюю идею гелиоцентризма (её высказывал ещё Аристарх Самосский в 3 в. до н.э.), опровергая многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля-Птолемея. Он вступает в спор с религиозно-теологическими представлениями о вселенной и месте человека в ней, что становится исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта и Ньютона). Тем самым, человеческие существа предстают относительно незначительными созданиями на пятнышке пыли, вращающемся вокруг небольшого светила в огромной, потенциально бесконечной вселенной.

В философском плане, переход к гелиоцентризму является переворотом в естественно-научном познании. Вплоть до Коперника господствовала гносеологическая установка, согласно которой видимое отождествлялось с действительным. В учении Коперника впервые реализуется противоположный принцип – видимое не есть достоверное, но «перевёрнутое» отражение действительности, скрытой за явлениями. В дальнейшем этот принцип становится гносеологической основой всей классической науки.

 

Характерные высказывания

«Движение относительно»; «Земля не находится в центре Вселенной».

«Видимые «петли», делаемые планетами в их движении по небу, не отражают действительного движения планет; это – только видимость, обусловленная нашим местонахождением на Земле, а также движением Земли вокруг Солнца, соотнесённым с движениями других планет».

 

 

 

Мишель Монтень

(1533-1592)

Франция

скептицизм

 

Главная книга

«Опыты»

Главные идеи

1) Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога

2) Он – природное существо, его величие – в осознании себя не господином, а частью природы

3) Человек свободен тогда, когда следует законам природы,

4) Эгоизм – главная причина человеческих действий

5)Пёстрое многообразие философских взглядов – свидетельство не богатства мысли, а интеллектуального бессилия, обусловленного природой человека

6) Истинная философия учит достойно жить, а значит и умирать

7) В центре философии должна стоять наука о добре и зле – мораль, основная черта морали – стремление к счастью, добродетель – это существование в гармонии с миром

8) Надо стремиться к любви, счастью, покою души и комфорту тела, здесь и сейчас (так как бессмертие души – проблематично).

Личность

Философия

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай свое дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом — изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье — слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой — бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

 

Характерные высказывания

«В человеке есть искра разума (искра Божия), но это – не костёр».

«Что я знаю? Знание – всегда процесс, а не догма. Там, где есть догмы, нет науки, но возможно откровение и вера. Сомнение должно пронизывать человека».

«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться. В начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание».

«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер».

«Ничто в природе не бесполезно, даже сама бесполезность».

«Самая великая вещь на свете – умение принадлежать себе».

«Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить».

«Нет стремления более мужественного, чем стремление к знанию».

«Лучшее наше творение – жить согласно разуму».

 


Джордано Бруно

(1548-1600)

 

– итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Родился в семье мелкого дворянина. Учился в Неапольском университете. В 1565 г., по окончанию монастырской школы доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Читал лекции в университетах, участвовал в научных спорах. Преследуемый церковью за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в 1591 г. в Италию, был обвинён в ереси и свободомыслии и в 1592 г. оказался в застенках инквизиции. После 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на костре.

Основные произведения«О бесконечности, вселенной и мирах» (1584), «О причине, начале и едином» (1584).

 

Главные идеи. Бруно развивал идеи неоплатонизма (в особенности, о едином начале и мировой душе как движущем принципе вселенной). Считал целью философии познание не Бога (так как его положительное определение невозможно), а природы, являющейся «богом в вещах».

Развивал гелиоцентрическую теорию Коперника, высказывал идею о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются материальное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад» или бог; как целое она проявляется во всём единичном – «всё во всём».

 

Характерные высказывания

«Дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое не заключало бы в себе возможности стать одушевлённым. Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится не вне и не над, а везде и повсюду».

«Природа есть сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах. Ни одна вещь не может быть обособлена от божественного присутствия».

«Вселенная есть целиком центр. Центр вселенной повсюду и во всём».

«Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир. Другие миры так же обитаемы, как и этот».

«Ни одна вещь не является всем тем, чем может быть».

 


Томас Мор

(1478-1535)

 

– политический деятель, лорд-канцлер Англии, историк и философ. Занимался судебной карьерой, работал в правительстве. Участвовал в международном литературном движении гуманизма, переводил с латыни, греческого и итальянского. Работал на дипломатической службе, был казначеем, спикером, управителем университета, лорд-канцлером. С 1509 по 1520 годы плодотворно занимался литературной деятельностью. В 1523 г. вступил в спор с Лютером относительно роли Церкви. Выступил против Реформации, в 1532 г. был отправлен в отставку и заключен в тюрьму Англии, казнён королём Генрихом YIII.

Основные произведения – «Утопия» (или: «Золотая книга столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии»)(1516), «Диалог об утешениях и невзгодах» (1535).

Главные идеи. В «Утопии» (с греческого – «место, которого нет») рисуется идеальное государство, где нет частной собственности (так как она – разобщает людей); нет социального неравенства (все одинаково трудятся по 6 часов в день, посвящая остальное время семье, учёбе, развлечениям); разрешаются любые религиозные культы, но запрещён атеизм (так как он ведёт к безнравственности).

Цель Утопии – свободное развитие граждан, их интеллектуальных и артистических способностей. У граждан есть рабы – преступники, поставленные обществом на тяжёлые работы. Рабы необходимы как отрицательный пример для подрастающего поколения. Другая цель Утопии – счастье, заключающееся в радости творчества, познании, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются как пороки.

 

Характерные высказывания

«Нет добродетели, более присущей человеку, и ему особенно свойственной, чем служение на благо и утешение другому».

«Счастье заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и благородном».

«Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создаёт теплоту».

«Мудрец скорее будет избегать болезней, чем выбирать средства против них».

«Похищать чужое удовольствие, домогаясь своего, несправедливо».

 

 

 

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

 

итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. Сын сапожника, монах-доминиканец. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. Возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был приговорён к пожизненному заключению. 27 лет провёл в тюрьме, был оправдан и освобождён.

Основные произведения«Город Солнца» (1602), «Философия, доказанная ощущениями» (1591).

Главные идеи. Отстаивал необходимость опытного познания, развивал учение о двойном откровении (природы и Священного писания). Выступив в защиту Г. Галилея, не принял учения о бесконечности вселенной, допуская, однако, существование множества миров.

В Городе Солнца – идеальной коммунистической общине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд обязателен для всех, рабочий день сокращён до 4 часов, огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках учёно-жреческой касты. Осуществление своей коммунистической программы Кампанелла возлагал на европейских государей и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества, в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

Литература

 

Бабкин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.,1988

Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.,1989

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.М.,1984

Монтень М. Опыты. М.,1999.

Философия эпохи Возрождения и Реформации. Хрестоматия : в 2-х. кн. М.,1996

Выберите тему для реферата

1. Неоплатонистская линия в философии Возрождения: Николай Кузанский

Бибихин В.В. Николай Кузанский // Философский энциклопедический сло­варь. -М., 1983.

Кузанский Н. Сочинения:В2 т. - И., 1979-1980. Тажуразина З.Л. Философия Николая Кузанского. - М., 1972.

Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. - М., 1977.

Рутенберг В. Титаны Возрождения. - М., 1976.

Соколов В.В. Очерки эпохи Возрождения. - М., 1982.

Идеи Возрождения и философия Нового Времени. -М., 1986.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. - М., 1978.

 

2. Философские идеи Джордано Бруно.

Бруно Дж. Диалоги. - М., 1949.

Бруно Дж. О героическом энтузиазме. - М., 1953.

Бруно Дж. Светильник тридцати статуй //ФН.-1976. № 3.

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. - М., 1973.

 

3. Мистицизм в философии Возрождения: Якоб Беме.

Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. - М., 1990.

Фейербах Л. Якоб Беме // История философии. Собр. соч.-.В 3 т. Т.1. - М., 1967.

Философия эпохи Возрождения и Реформации: Хрестоматия; В 2 кн.- М., 1996.

Соколов В.В. Очерки эпохи Возрождения. - М., 1982.

Идеи Возрождения и философия Нового Времени. -М., 1986.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. - М., 1978.

 

4. Проявление секуляризации в философии Возрождения.

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XVвв. М., 1977

Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIVв.- первой половины XVв. М., 1977.

 

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XYII – XYIII века)

 

1. Общая характеристика и особенности:

1) происходит развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, Ньютон); формируется механистическая картина мира;

2) торжествует рационализм, а вместе с ним и утвердившаяся в эпоху Просвещения вера в безграничную мощь человеческого разума и науки;

3) развиваются два противоположных направления гносеологии: рационализм (Декарт, Спиноза) и сенсуализм, причёмкак материалистического (Локк, Кондильяк) так идеалистического (Беркли, Юм) толка;

4) в социальной философии (Гоббс, Локк, Руссо)зарождается учение о двух стадиях развития общества (естественном состоянии и гражданском обществе) и учение о «договорном» происхождении государства (теория «общественного договора»); появляется концепция географического детерминизма (Монтескье);

5) нарастает критика религии и церкви, широко распространяются скептицизм, вольнодумство, а затем и атеизм (Вольтер, Дидро, Гольбах, Ламетри);

6) возникает (на базе ньютоновской механики) и широко распространяется механистический материализм (Дидро, Ламетри, Гольбах);

7)развивается субъективный идеализм (Беркли, Юм).

 

 

ФренсисБекон

(1561-1626)

Эмпиризм, рационализм

Главные книги:

«Новый Органон»

Новая Атлантида»

 

 

Главные афоризмы:

«Знание — сила»

«Человеческому разуму нужны не крылья, а гири»

 

 

Учёные делятся на три группы:

1) «муравьи» (эмпирики, способные собрать «гору» фактов, но не способные извлечь из неё теорию);

2) «пауки» («кабинетные учёные», «плетущие» красивые паутины теорий «без оглядки» на факты);

3) «пчёлы» (способные собрать «нектар» фактов и превратить его в «мёд» теории)

 

Главные идеи. Плоды науки, подобно дарам солнца, приносят пользу всему человеческому роду, увеличивая его силу и могущество, вечны во времени и бесконечны в пространстве; избавляют человека от нищеты, лишений и болезней. Наука – достойнейший и важнейший вид занятий, создать истинную и плодоносную науку можно лишь поставив во главу угла изучение природы (все источники жизни человек берёт из природы, поэтому и познание должно начинаться с её изучения).

Процесс познания осуществляется в два этапа. Начинается он со свидетельства наших чувств без чего познание природы невозможно. Второй этап – разум – выносит суждения о данных ощущений, устанавливая причины явлений. Однако чувства могут обманывать человека, чтобы избежать этого, надо использовать специально продуманные и хорошо организованные опыты (придание опыту, эксперименту главенствующего значения в познании получило название эмпиризм).

У разума также имеются недостатки: он быстро отрывается от данных, опыта; а также, пленённый «идолами», привносит в познание многое от себя. Существуют 4 главных препятствия («идола», «призрака») на пути познания: 1) призрак рода (его основание находится в самой природе человека, его ум и чувства способны вести себя как неровное зеркало, отражая вещи в искривлённом виде); 2) призрак пещеры (его суть в заблуждениях отдельного человека, у каждого есть своя Платоновская пещера, которая разбивает и искажает свет природы); 3) призрак рынка (он проистекает из общения и споров людей, слова туманят разум, приводят его в смятению; мешая всё и ведут к пустым и бесконечным разговорам); 4) призрак театра (порождается пустой верой в авторитеты, суеверием, религиозной верой без доказательств; слишком много вымышленных и искусственных миров порабощают человеческий разум).

Для избежания ошибок в познании, Ф. Бэкон рекомендует использовать новую индукцию, представляющую набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагая их так, чтобы стало очевидным, какие явления причины, а какие – следствия. Таким образом, он обосновал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-индуктивного естествознания. Впервые в истории философии Ф. Бэкон использовал понятия субъект («ум сам по себе») и объект («вещь сама по себе»).

Характерные высказывания

«Знание – сила».

«Поверхностная философия склоняет ум человеческий к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии».

«Природу побеждают, только повинуясь её законам».

«Истина – дочь Времени, а не Авторитета».

«Человеческому разуму нужны не крылья, а гири, чтобы сдерживать свой полёт».

 

Томас Гоббс

(1588-1679 гг.)

 

Главные книги

«О теле», «Левиафан»

 

1) Философия — такое рациональное познание, которое может привести к рациональным действиям. Философия дает человеку правильный ответ о явлениях природы, об их порядке, об их причинной связи. философия есть такое сложение и вычитание, в котором раскрывается причинная связь тел, их возникновение. Философское знание приобретает достоверность благодаря усвоению метода математики.

2) Теория познания. Признавая главной целью философии познание причин и действий через сложение и вычитание, Гоббс подробно разработал учение о пути и методе познания мира человеком. Изучаемое тело Гоббс называет объектом. Объект действует человеку на глаза, уши и другие части человеческого тела, и от разнообразия этих действий возникает разнообразие представлений. Все представления берут свое начало в органах чувств. Нет ни одного понятия в уме человека, которое не имело бы своим источником чувства. Он защищает ту мысль, что все цвета и звуки являются не свойствами самих объектов, а впечатлениями, которые обусловлены строением органов чувств и вызваны воздействием объектов на человека. Гоббс заявляет, что объект есть одно – а воображаемый образ – нечто другое. Гоббс постоянно подчеркивает различия знаков объективных (вещей) и субъективных (имён). Объективными знаками Гоббс называет сами вещи, Имена – произвольные знаки, являющиеся особыми метками и служащие для обозначения того, что люди сохраняют в своей памяти.

3)Учение об обществе и государстве. «Левиафан», Гоббс называет государство особым механизмом, машиной, искусственным телом, которое создано человеком для сохранения своей жизни. Он сравнивает государство с «механическим чудовищем» Левиафаном, обладающим огромной силой, способной защитить интересы всех людей. Цель государства – главным образом обеспечение безопасности людей в обществе. Изначально люди находятся в состоянии «войны всех против всех», когда в обществе нет власти, способной защитить жизнь отдельного человека. При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов. Почему же люди, в отличии от «социальных животных» (пчелы, муравьи и т.п.) оказываются в состоянии «войны всех против всех». Т. Гоббс видит ответ на этот вопрос в человеческих страстях, в человеческой природе.

Во-первых, люди непременно соперничают между собой, добиваясь почета и чинов, и, следовательно, на этом основании среди людей возникают зависть и ненависть, а в итоге и война.

Во-вторых, среди этих существ общее благо совпадает с благом человека. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными.

В-третьих, среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и более способными управлять государственными делами, чем другие, и потому стремятся реформировать и обновлять государственный строй; одни – одним путем, другие – другим; и этим вносят в государство расстройство и гражданскую войну.

В-четвертых, некоторые люди умеют при помощи искусства слова представить другим добро злом, а зло добром, и преувеличивать или преуменьшать по своей воле видимые размеры добра и зла, внося беспокойство в души людей и смущая их мир.

При объяснении механизма возникновения государства Т. Гоббс является сторонником и одним из авторов теории «общественного договора».

 

Рене Декарт

(1596-1650)

 

«отец западного рационализма»

(от фамилии Карт происходит понятие «картезианство»,

«картезианской философией» называют западную рациональную философию, «картезианской культурой» - западную культуру, остающуюся до сего времени, преимущественно, рациональной)

 

Главная книга:

 

Основные произведения

«Метафизические размышления», «Начала философии», «О страстях души»

 

Самый известный афоризм

«Cogito ergo sum»

(«Мыслю, следовательно существую»)

Личность

Происходит из небогатого аристократического рода. В 1606 г. начал учёбу в иезуитском коллеже. В 1618 г. уехал в Голландию и поступил добровольцем в армию. 1619 г. – открыл свой метод познания. 1625 г. – переехал в Париж, где познакомился с обществом учёных. В 1643 г. вступил в переписку с принцессой Елизаветой. В 1648 г. переехал в Стокгольм, где вёл философские беседы с королевой. Вложил наследство в банк, и жил на проценты с нег



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.96.184 (0.052 с.)