Культура европейского средневековия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура европейского средневековия



 

1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство

2) Происходит открытие божественной красоты души

3) Тело уходит в тень, растворяется, исчезает (греки и римляне сказали про тело всё, добавить — нечего)

4) Внимание перемещается с внешнего облика на внутренний облик человека, с тела на лицо, а в лице — на глаза (как «зеркало души»)

5) Главным образом искусства становится не тело, а душа (лишь выражаемая через тело, лицо, глаза), главная задача — постичь, выразить, запечатлеть духовную бесконечность, заключённую в человеке

 

 

Особенности философии

1) Тесная связь с христианством

2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма)

3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (приверженность старым обычаям); дидактизм (учительство, назидательность).

4) Содержание истории – креационизм ( сотворения Богом мира из ничего), борьба града Земного (грешного, порочного) и Небесного.

5) Время – условность, человек жил в ощущении вечности. (Августин: существует только настоящее, прошлое – это память, будущее – надежда, все вместе раз и навсегда соединено в Боге как в Абсолютной Вечности).

6) Главная задача познания — богопознание, главный путь – вера ( Тертуллиан: «верую, потому что абсурдно», Августин: «верую, чтобы понимать»; П. Абеляр: «понимаю, чтобы верить;Фома Аквинский: вера и разум помогают и поддерживают друг друга; Уильям Оккам: теория двух истин, вера и разум независимы).

7) Антропология из 4-х догматов: творения, грехопадения, искупления и воскрешения. Человек – двуединое существо; тело – носитель бессмертной души. (Августин: «Человек есть разумная душа, владеющая телом»). Смысл жизни – «стяжание духа святого».

 

Этапы развития средневековой философии

 

 

1) патристик а (от лат. pater – отец) — период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

2) схоластика (от лат schole — школа) — период «школьной философии» (9-14 века)

 

Патристика

 

Этапы:

 

- апостолический – сочинения отцов церкви примыкающих к апостолу Павлу;

- апологический II-III вв. (apologia – защита; попытка доказать совместимость христианского учения и греческой философии на том основании, что это “предуготовительное учение, полагающее и выравнивающее путь по Христу”, а Логос, понимаемый как Святой Дух – посредник между Богом и миром) – Юстин (100-167 г. г), Афинагор (вторая половина II в.), Тертуллиан (160-222 г.г.).

 

 

 

Тертуллиан

 

«Верую, ибо абсурдно»

( Credo quia absurdum )

(«И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно»)

«Доброму человеку нельзя любоваться казнью злого»

«Если бы на земле было столько веры, сколько ожидается награды на небесах»

«При нескладности жизни складность учения подозрительна»

«Душа от рождения – христианка»

«Христианами не рождаются, а становятся»

 

св. Юстин Мученик и Философ

(за отказ от почитания эллинских богов,

обезглавлен вместе с 6 учениками)

«Душа – дыхание Божие»

«Мудрый побеждает так, что его победу никто не чувствует»

 

 

 

- систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христа, обоснование догмата Святой Троицы по которому Бог, обладая общей сущностью представлен 3 лицами (ипостасями), истолкование мира как системы смыслов – Каппадокийский кружок- Василий Великий (330-379), Григорий Богослов (330-390), Григорий Нисский (335-394), Иоанн Златоуст (344-407).

 

 

 

св. Григорий Нисский

 

 

«У добродетели один предел совершенства – не иметь предела»

«Нашей природы превратность не тверда даже и во зле»

 

 

 

 

св. Василий Великий

«Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся»

«Целомудрие в старости – не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается»

 

св. Иоанн Златоуст

« Все злые люди хуже и безумнее диких зверей»

«Надо плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех кто его терпит»

«Терпеть зло не есть зло, а причинять зло есть зло»

«Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом»

«Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную»

«Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника»

«Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки — равно мои дети»

«Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне»

«Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами»

«Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее»

«Столько же создать может слово, сколько разрушить страх»

 

 

св. Григорий Богослов

«Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро»

«Смерть установлена в пресечении греха, чтобы зло не стало бессмертным»

«Учение есть пища и для питающего»

«Человек, который с трудом умеет быть под начальством, еще гораздо труднее умеет начальствовать над людьми»


 

- догматическая патристика - стабилизация догм. Наиболее ярким представителем патристики являлся Августин Блаженный (354-430), который создал учение о предопределении, уделил внимание проблеме истории, зла, взаимоотношениям бога и души.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

(4-5 вв.)

Отнесён к лику святых

«Отец церкви»

О нём:

 

«Самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых"

Главные сочинения:

«Исповедь», «О Граде Божием»»

 

 

Главные идеи:

1)Жизнь по Богу, постоянное искание Его – единственно ценная и достойная человека

2) Есть два вида благ человеческой жизни: а) те, которые следует любить и лелеять (любовь к Богу),

б) те, без которых нельзя прожить, ими необходимо пользоваться, но к ним нельзя привязываться, тем более любить (блага и вещи реального мира)

3) В мире существует два Града:Град Божий (основанный на любви к Богу, доведённой до презрения к себе) и Град Земной (основанный на любви к себе, доведённой до презрения к Богу). Большинство людей живёт в Граде Земном. Град Божий на земле — церковь. Борьба двух Градов — смысл мировой истории. Град Божий, в конечном счёте, восторжествует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.01 с.)