ТОП 10:

Такое знание, которое обязан изучить каждый.



Здесь никто не будет оправдан по невежеству. Это такое знание, без которого религия не будет правильной. Например, знание о пяти столпах Ислама. А столпами Ислама являются два свидетельства, совершение намаза, выплата закята, пост в месяц Рамадан и хадж к Дому Аллаха*. Мусульманину недозволенно не знать об этих столпах, он обязан изучать их.

*[Сообщается, что ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в рамадане”». Передали аль-Бухари, 8; Муслим, 16].

Изучение смысла двух свидетельств – это изучение вероубеждения (’акъиды). Мусульманин изучает вероубеждение, чтобы действовать в соответствии с ним. Также мусульманин изучает то, что противоречит правильному вероубеждению, чтобы сторониться этого. [Как говорится: «Я познал зло не ради самого зла, а для того, чтобы остерегаться его, Кто не отличает зло от добра, тот попадает в него!»]

Также необходимо изучать столпы намаза, условия намаза, обязательные действия в намазе и желательные действия в нем*. Эти вещи нужно изучать подробно. Не должно быть так, что человек совершает намаз, не зная этих вещей. Как человек может совершать деяние, не зная о нем ничего? Как человек совершает намаз, если не знает этих вещей? Каждый человек обязан изучать вопросы, связанные с намазом, и действия, нарушающие намаз.

*[Об этом вы можете почитать в переведённой на русский язык книге – «Условия молитвы, её столпы и обязательные составляющие» с разъяснением Мухаммада ибн Амана аль-Джами, да помилует его Аллах. Скачать: http://vk.cc/4QzCv9 ].

Также необходимо изучать вопросы, связанные с закятом*, вопросы, связанные с постом, и вопросы, связанные с хаджем**. Если человек пожелает совершить хадж, он должен изучить правила совершения хаджа. То же самое касается и малого паломничества (’умры)***. Всё это изучается для того, чтобы совершать эти виды поклонения так, как предписано шари‛атом.

*[Закят - обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин при условии, что он владеет определённым минимумом (нисаб) имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и так далее. В Коране указывается, что материальные ценности, собранные в качестве закята, могут использоваться для оказания помощи следующим категориям людей: бедным (фукара'), нуждающимся (масакин); сборщикам закята; тем, кто склоняется к исламу, цель чего состоит в привлечении их сердец к религии или укрепления их в исламе; рабам с целью их выкупа; несостоятельным должникам; участникам священной войны (муджахидуна) и путникам, не имеющим средств на возвращение домой].

**[Хадж – это большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджа совершаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджа было вменено в обязанность в 9-ом г. х.]

***[‛Умра – это добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия].

В этом знании никто не оправдывается по невежеству, ибо это такое знание, которое обязательно для каждого мусульманина.

 

2 — Более обширное знание о шариатских постановлениях, в котором нуждается община.

В этом знании не нуждается каждый человек индивидуально. Например, знание о правилах торговли, о правилах взаимоотношений между людьми, о ″уакфе″*, о правилах деления наследства и написания завещания, о правилах заключения брака, и так далее. Эти знания непременно должны быть в исламской общине, но их не обязан изучать каждый человек из этой общины. Если кто-то из ученых изучил эти науки должным образом, то этого достаточно.

*[Уакф– это имущество, право собственности на которое по воле учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта. Это имущество может быть передано как отдельному дееспособному лицу, так и группе лиц, или же предназначено для использования в общественно-полезных целях. Уакф имеет строго определённое назначение, и если, например, он завещан детям, то после их смерти уакф переходит не к их наследникам, а передаётся в пользу бедных].

Это называют термином ″уаджиб аль-кифайа″. ″Уаджиб аль-кифайа″ - это такая обязанность, которая спадает с остальных людей, если ее уже выполняет кто-то из общины. Но если такую обязанность не выполняет никто, то вся община впадает в грех.

В исламской общине обязательно должны присутствовать люди, которые изучают эти науки, ибо община нуждается в этом. Но нельзя сказать, что каждый мусульманин обязан разбираться в этих вопросах, ибо не все на это способны. Эти науки касаются только тех, кто имеет способность к их изучению, ибо если их будет изучать кто-нибудь из общины, то обязанность считается выполненной. Что же касается первого вида знания, то каждый человек будет спрошен о нем, ибо невозможно совершать деяния без этого знания. Поэтому шейх сказал: ″…мы обязаны изучить…″.

Что же касается мирских наук (например, промышленность, арифметика, математика, инженерия, и так далее), то это дозволенные науки. В основе эти науки дозволены, однако они могут стать и обязательными, если община нуждается в них. Но это не то знание, о котором говорится в Коране и Сунне. Это не то знание, обладателей которого Аллах Всевышний похвалил в Коране. Это не о них сказано: «Ученые являются наследниками пророков». Абу Дауд, 3641; ибн Маджах, 223; ат-Тирмизи, 2682. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’», 6297.

В этом хадисе речь идет о шариатском знании.

Если человек не знает мирских наук, то на нем нет никакого греха. Если же кто-то изучает мирские науки, то это дозволено. Если посредством мирских наук человек приносит пользу исламской общине, то будет вознагражден за это. Если человек умер, не зная мирских наук, то его не спросят об этом в Судный День. Если же человек умер, не зная шариатских наук, особенно тех, которые он непременно должен был изучить, то его спросят об этом в День Воскресения. Почему ты не изучал? Почему ты не спрашивал? Тот же, кто скажет в могиле: ″Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, а Мухаммад – мой пророк″, спасется! Такого человека спросят: ″Откуда ты узнал об этом?″ А он ответит: ″Я читал Книгу Аллаха и изучал её″.

Что же касается того, кто отвернулся от этого знания, то когда его спросят в могиле, он ответит: ″Я не знаю! Я слышал, люди говорили что-то, и я говорил то же самое″. Могилу такого человека охватит огонь, она станет настолько тесной, что сдавит его ребра, и человек окажется в яме из ям Ада. Поистине, он не знал и не читал. Ему будет сказано: “Ты не знал и не читал (книгу Аллаха)!”. аль-Бухари, 1338; Муслим, 2870; Абу Дауд, 4753.

Такой человек не получал знание и не следовал за его обладателями. Такой человек потерял свою жизнь и обрел несчастье. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

Поэтому под знанием в словах шейха имеется в виду шариатское знание, которое обязан изучать каждый. Это познание Аллаха, Его имен и атрибутов, познание Его прав на нас. А право Аллаха на нас заключается в том, что мы должны поклоняться только Ему Одному, ничего не придавая Ему в сотоварищи*. И первое обязанность раба – это познание своего Господа и того, как следует Ему поклоняться.

*[Сообщается, что Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) я сидел верхом на осле по кличке ‘Уфайр позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил (меня): “О Му‘аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше”. (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него”». Передал аль-Бухари 2856; Муслим, 30].

 

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «(Во-первых, знание), а это познание Аллаха, познание Его пророка…».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

«…а это познание Аллаха…» ― как раб познает своего Господа?! Он познает своего Господа посредством Его знамений и Его творений. Из Его знамений ночь и день, а из его творений солнце и луна. Разъяснение этого придет далее, если пожелает Аллах.

Раб познает Аллаха через Его бытовые и коранические знамения. Когда человек читает Коран, он узнает, что Аллах Всевышний сотворил небеса и землю и подчинил Себе всё то, что в них. Человек узнает, что Аллах Всевышний оживляет и умерщвляет, Он над всякой вещью мощен, Он – Милостивый, Являющий милость. Коран знакомит человека с Аллахом Всевышним. Он одарил нас всевозможными видами милостей. Он сотворил нас и дарует нам удел. Поэтому, читая Коран, ты узнаешь своего Господа, Его имена, атрибуты и действия.

Также, когда ты размышляешь над этим бытием, то познаешь своего Господа, ибо Он – Тот, Кто сотворил все творения, подчинил эту вселенную и заставил творения двигаться в соответствии с Его мудростью и знанием. Это и есть знание об Аллахе Всевышнем.

«…познание Его пророка…» ― речь идет о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, ибо он донес религию от Аллаха Всевышнего. Он является посредником между нами и между Аллахом в донесении послания. Обязательно нужно знать о нем, знать, кто он такой, знать его родословную и его город. Обязательно нужно знать то, с чем он пришел, знать, как началось ниспослание откровений, знать, как он призывал к Аллаху в Мекке и в Медине. Необходимо знать жизнеописание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы вкратце.

Посланник Аллаха – это Мухаммад ибн ’Абдуллах ибн ’Абд уль-Мутталиб ибн Хашим ибн ’Абди Манаф*, и так его почетная родословная доходит до Ибрахима, мир ему. Ты должен знать, как он жил до пророчества, как к нему пришло откровение от Аллаха, и что он делал после того, как стал пророком. Всё это ты можешь узнать, изучая его жизнеописание. Не подобает мусульманину ничего не знать о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как ты можешь следовать за человеком, не зная о нем ничего?! Это не поддается разуму.

*[Полное имя Пророка — Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф ибн Кусайй ибн Киляб ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Лу’айй ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика ибн Илйас ибн Мудар ибн Низар ибн Ма‘ад ибн ‘Аднан. Его происхождение самое знатное и благородное. Относительно своего происхождения он сказал: «Поистине, Аллах избрал из потомков Исмаила племя Кинана, из Кинана — курайшитов, из курайшитов — род Хашим, а из рода Хашим — меня». Муслим № 2276].

 

Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «(Во-первых, знание, а это познание Аллаха, познание Его пророка) и познание религии Ислам с доказательствами».

Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:

Ислам– это религия, с которой пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ислам – это религия Аллаха, которую Он повелел соблюдать Своим рабам. Он повелел тебе следовать за этой религией и именно это требуется от тебя. Тебе обязательно нужно познать эту религию. Ислам– это религия всех посланников! Каждый человек, следовавший за посланниками, был мусульманином, покорившимся Аллаху и придерживающимся единобожия. Ислам – это покорность Аллаху через единобожие, повиновение Ему и непричастность к многобожию (ширку) и его приверженцам. Ислам – это та религия, с которой Аллах Всевышний послал Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь, после его послания нет иной религии, кроме его религии. После его послания мусульманами считаются только его последователи. Ни один иудей или христианин после послания Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не может сказать: ″Я - мусульманин″, если не последует за Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует. После послания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ислам заключается в следовании за ним. Аллах Всевышний сказал: «Скажи(о, посланник): "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас"».Сура али ’Имран, аят 31.

«…познание религии Ислам с доказательствами…» ― то есть: с доказательствами, а не через слепое следование (такълид). А доказательством является Коран и Сунна. Это и есть знание!

Ибн уль-Къаййим сказал в книге ″аль-Кафийа аш-Шафийа″*: «Знание – это сказал Аллах, сказал Его посланник,И сказали сподвижники, ибо они обладают знанием.Знание — это не противопоставление глупца. Между посланником и мнением человека». *[Эта книга также известна под названием ″Нуния″ ибн уль-Къаййима].

Это и есть знание! Знание (’ильм) – это знание о Писании и Сунне. Что же касается ученых, то они всего лишь разъясняют и растолковывают слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Иногда в словах ученых бывают ошибки. Слова ученых не могут быть доказательством, ибо доказательством являются только аяты Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Это первая вещь, которую мы обязаны знать. Она является основой, и именно поэтому шейх начал с нее. Начинать всегда следует с вероубеждения (’акъиды).

___________________________







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.007 с.)