Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В которой разъясняется, что существует много путей благаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аллах Всевышний сказал: «Что бы вы ни сделали доброго, поистине, Аллах знает об этом» [192]. А также: «Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» [193]. А также: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его» [194]. А также: «Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе» [195]. И аятов на эту тему много.
Есть много путей к совершению благих поступков. Это милость Аллаха к рабам, ибо чем больше возможностей для совершения благих поступков, тем больше возможностей получить награду. Однако, все пути к благу сводятся к трем видам: 1. Благие деяния, требующие физических усилий (например, намаз, пост, и так далее); 2. Благие деяния, требующие имущественных затрат (например, закят и милостыня); 3. Благие деяния, сочетающие в себе и физические усилия, и имущественные затраты (например, джихад на пути Аллаха). Аллах Всевышний сказал относительно этого: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» [196]. ″Благие деяния″ упомянуты во множественном числе, ибо их много. Также на это указывают и аяты, приведенные автором книги. Среди людей есть такие, чье сердце склонено к совершению намазов, поэтому такие люди совершают много намазов. Среди людей есть такие, чье сердце склонено к чтению Корана, поэтому такие люди много читают Коран. Среди людей есть такие, чье сердце склонено к поминанию Аллаха и Его восхвалению. Среди людей бывают щедрые, и ты увидишь, что они постоянно раздают милостыню. Среди людей есть такие, которые стремятся требовать исламское знание, а ведь это является самым лучшим деянием тела в наши дни. Поистине, в наше время люди нуждаются в шариатском знании. В наше время господствует невежество, и увеличилось число людей, которые называют себя учеными, хотя не имеют из знания ничего, кроме какой-то незначительной части. Мы нуждаемся в требующих знание, прочно стоящих на этом знании, которое выстроено на Коране и Сунне. Эти люди должны устранить тот хаос, который творится сейчас в городах и селах. Каждый человек, знающий один или два хадиса, считает, что может отвечать на вопросы (давать фетвы), даже не считая это чем-то опасным. Он отвечает на вопросы, будто бы он шейх уль-Ислям ибн Теймийа, или имам Ахмад, или имам аш-Шафи’и. В этом заключена великая опасность! Поэтому, мы считаем, что требование знаний сегодня является лучшим из деяний! Оно лучше, чем милостыня и джихад! На самом деле требование знаний и есть джихад. И доказательством этого являются слова Всевышнего: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» [197]. Аллах Всевышний приравнял требование знаний к джихаду на Его пути.
117 ― Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я спросил: “О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?” Он ответил: “Вера в Аллаха и борьба на пути Его”. Я спросил: “А какие рабы лучше всех? [198] ” Он ответил: “ Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего”. Я спросил: “А если я не (смогу) сделать этого?” Он сказал: “Тогда помоги занятому каким-либо делом, или сделай что-нибудь сам вместо неумелого”. Я спросил: “О посланик Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?” Он сказал: “Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет милостыней от тебя тебе же”» [199].
Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Вера в Аллаха и борьба на пути Его”. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, часто спрашивали у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, какие дела являются наилучшими, чтобы совершать именно их. Например, однажды ибн Мас’уд спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время”. Ибн Мас’уд спросил: “А после этого?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Ибн Мас’уд спросил: “А после этого?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Борьбу на пути Аллаха” [200]. А те, которые пришли после них, начали спрашивать о наилучших деяниях, но не совершали их. Сподвижники же совершали деяния. Абу Зарр также спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о наилучших деяниях. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил ему, что лучшие из деяний – это вера в Аллаха и джихад на Его пути. Затем Абу Зарр спросил: ″А каких рабов лучше всего освобождать?″ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего”. Такого ценного и дорогого раба может освободить только человек с крепкой верой. Например, у человека есть несколько невольников, и одного из них он любит больше всего. Он любит его по той причине, что этот невольник прекрасно выполняет все работы, у него хороший характер, всегда помогает. Кроме этого, он стоит дороже всех остальных рабов. Конечно, освободить такого раба лучше всего. Аллах Всевышний сказал: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» [201]. Передается, что ибн ’Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, всегда раздавал в качестве милостыни то, что нравилось ему из имущества, следуя этому аяту. Также сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из того, что ему принадлежало, он любил находившуюся напротив мечети (рощу) Байруха, куда часто приходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и где он пил хорошую воду. А после того как был ниспослан айат, в котором говорится: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» [202], Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите», а больше всего из принадлежащего мне я люблю Байруху, так пусть же она станет милостыней ради Аллаха, а я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким». Абу Тальха сказал: «Я сделаю это, о посланник Аллаха», а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди» [203].
Затем Абу Зарр спросил: “О посланик Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет милостыней от тебя тебе же”.
118 ― Передается от Абу Зарра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать милостыню столько раз, сколько есть (в его теле) суставов. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть милостыня. Побуждение к одобряемому есть милостыня и удержание от порицаемого есть милостыня. Но всё вышеперечисленное заменяют собой два рак’ата (добровольной дополнительной молитвы) утром /ад-духа/» [204].
«Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать милостыню столько раз, сколько есть (в его теле) суставов» ― каждый день с наступлением утра на каждом суставе человека лежит обязанность давать милостыню. Говорят, что этих суставов триста шестьдесят. Под милостыней имеется в виду не только денежные подаяния. Имеется в виду нечто более общее. Каждое благое деяние – это милостыня. Каждое произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня. Каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть милостыня. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть милостыня. Каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня. Побуждение к одобряемому есть милостыня и удержание от порицаемого есть милостыня. Каждое слово и дело, приближающее тебя к Аллаху - это милостыня! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже сказал: «Если ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу это будет милостыней» [205]. Чтение Корана есть милостыня, поиск знаний есть милостыня! Видов милостыни много, поэтому у человека есть возможность совершить ее за все 360 суставов в течение дня. «Но всё вышеперечисленное заменяют собой два рак’ата (добровольной дополнительной молитвы) утром /ад-духа/» ― это из облегчений Аллаха для Своих рабов. В этом хадисе указание на то, что слово ″милостыня″ (садакъа) необязательно будет указывать на денежные подаяния. В этом хадисе также указание на то, что молитва ″ад-Духа″ является сунной, совершаемой каждый день. Поистине, она является милостыней за все 360 суставов человека. Ученые говорят, что время молитвы ″ад-Духа″ наступает с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, а это примерно через 15-20 минут после восхода солнца. А заканчивается время этой молитвы примерно за десять минут до того, как солнце дойдет до зенита. В течение всего этого времени человек может совершить эту молитву. Но лучше всего совершать эту молитву в конце ее времени, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Время молитвы кающихся [206] наступает тогда, когда земля начинает обжигать лапы верблюжат» [207]. Поэтому ученые говорят: «Лучше откладывать два ракаата молитвы ″ад-Духа″ к концу ее времени, чем совершать в начале времени».
119 ― Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые, (так) и дурные. Среди добрых дел увидел я устранение с пути (всего) того, что (может) причинить людям вред, а среди дурных - плевок, остающийся непогребённым в мечети» [208].
«Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые, (так) и дурные» ― то есть: они были до меня донесены и разъяснены мне. Разъяснил их Аллах Всевышний, ибо Он – Тот, Который что-то запрещает, что-то разрешает, что-то делает обязательным. Аллах Всевышний показал нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, добрые и дурные деяния, которые будет совершать его община. Среди добрых дел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел устранение с пути всего того, что мешает людям. Например, колючки, палки, камни, стекла, навоз, и так далее. Устранение всего того, что мешает прохожим, является благим деянием. В другом хадисе сказано: «Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, лучшим из которых является произнесение слов "Ля иляха илля Ллах", а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям, стыдливость же есть одно из ответвлений веры» [209]. Если устранение с дороги того, что вредит людям, является хорошим деянием, то бросание на дорогу того, что вредит людям, является скверным деянием. Например, люди бросают кожуру (от бананов, и так далее) на базарах, в тех местах, где ходят люди. Нет сомнения, что эти люди вредят прохожим мусульманам и берут на себя грех. Аллах Всевышний сказал: «А те, которые причиняют обиду верующим мужчинам и верующим женщинам, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» [210]. Ученые говорят: «Если человек бросил что-то на дорогу, а потом об это споткнулось животное или человек, сломав себе что-то, то бросивший несет за это ответственность». Также в пример можно привести то, что делают некоторые люди, выливая воду на рынках, где ходят люди, и причиняя тем самым им вред. Например, по этой воде может проехать машина и обрызгать человека. Хочется обратить внимание на то, что мы (мусульмане), к большому сожалению, не обращаем внимания на эти вещи, будто бы они ничего не значат. Люди бросают на рынках то, что мешает людям, ломают стекло и бросают на дорогу, бросают на дорогу палки (бревна), не обращая на это никакого внимания. Желательно, чтобы мы, видя что-то, вредящее людям, убирали его с дороги, ибо это является благим деянием. «…а среди дурных - плевок, остающийся непогребённым в мечети» ― во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, полы мечети не были покрыты коврами. Они были земляными, и поэтому плевки закапывали в землю. Знай, что плевать в мечети – запрещено, а кто плюнул в ней, тот совершил грех! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Плевок в мечети – это грех, а его искуплением является то, что человек закопает этот плевок» [211].
120 ― Сообщается, что Абу Зарр сказал: «Однажды, люди сказали: “О посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся (все) награды, (ведь) молятся они подобно нам и постятся также, как мы, но они ещё и дают милостыню из излишков своего достояния!” В ответ им пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать милостыню? Поистине, каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня. Побуждение к одобряемому есть милостыня, и удержание от порицаемого есть милостыня и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения - это милостыня!” Они спросили: “О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” В ответ он сказал: “Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом? Точно также, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда”» [212].
«А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать милостыню?» ― то есть: если вы не можете давать денежные подаяния, то есть еще много праведных деяний. А затем сказал: «Поистине, каждое произнесение слов “Слава Аллаху” /Субхана-Ллах/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Аллах велик” /Аллаху акбар/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Ллях/ есть милостыня, и каждое произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/ есть милостыня». Об этих вещах мы уже говорили немного выше. «Побуждение к одобряемому есть милостыня и удержание от порицаемого есть милостыня» ― это одна из лучших милостыней! Аллах Всевышний возвысил эту общину именно этим. Он сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» [213]. Но у побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого есть свои условия: 1-ое условие: Человек, который побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, должен знать шариатские постановления. Он не должен быть невеждой, ибо невежда не должен говорить об этом. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: ″Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете″» [214]. К порицаемым вещам относится тот случай, когда человек говорит о чем-то, что оно одобряемо, не зная постановления шариата относительно этой вещи. Или говорит о чем-то, что оно порицаемо, не зная постановления шариата относительно этой вещи. 2-ое условие: Человек должен убедиться в том, что тот, к кому он обращается, действительно оставляет обязательные предписания религии или совершает грехи. Если он не убедился в этом, то не должен обращаться к этому человеку, а иначе он может последовать за тем, о чем у него нет знания. Аллах Всевышний сказал: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» [215]. Есть некоторые люди, у которых есть ревность за религию, и огромное стремление к тому, чтобы побуждать других к одобряемому и запрещать порицаемое. Иногда они начинают спешить и порицать человека, хотя не знают о его настоящем положении. Например, увидев человека, идущего рядом с женщиной и говорящего с ней, они подходят к нему и говорят: «Почему вы ходите с женщиной? Разве вы не знаете, что это запрещено?» Но они не знают, что этот человек является близким родственником данной женщины. Это грубая ошибка! Если ты сомневаешься в человеке, то спроси, прежде чем говорить ему что-то. Посмотри на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и на то, как он поступал в подобных ситуациях! Сообщается, что как-то раз во время произнесения пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хутбы в пятницу в мечеть вошёл один человек. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил этого человека: “Cовершил ли ты молитву, о такой-то?” Вошедший ответил: “Нет”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда встань и соверши молитву” [216]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал: «Почему ты сел?» Когда человек входит в мечеть, ему нельзя садиться до тех пор, пока он не совершит два ракаата, в какое бы время дня и ночи он туда не вошел. Но этот человек вошел и сел, однако возможно, что этот человек мог совершить намаз, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, этого не увидел. Поэтому он спросил: “Cовершил ли ты молитву, о такой-то?” Вошедший ответил: “Нет”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тогда встань и соверши молитву”. То есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не побуждал человека к одобряемому, пока не уточнил. Это и есть мудрость! 3-ье условие: Человек не должен удерживать от порицаемого, если после этого тот, кого он удерживал, станет совершать нечто еще более порицаемое. Это недозволенно! Например, некий человек курит, но если ты запретишь ему это делать, он пойдет пить спиртное. В данном случае мы не будем порицать этого человека за курение. Ведь, курение – это меньший грех, чем распитие спиртного. Доводом являются слова Всевышнего: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» [217]. 4-ое условие: Человек, который побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, должен намереваться исправить того, кого он призывает. Он не должен заниматься этими вещами просто ради того, чтобы победить кого-то в споре, и тому подобное.
«…и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения - это милостыня». Люди спросили: “О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” В ответ он сказал: “Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом? Точно также, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда”. Хвала Аллаху, человек получает награду даже за это, если при этом имеет намерение избежать запрещенных половых связей. То же самое можно сказать о пище. Если человек есть дозволенную пищу, намереваясь при этом избежать запрещенной, то он получает награду.
121 ― Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах сказал: «Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом”» [218].
122 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый день когда восходит солнце, следует давать милостыню столько раз, сколько суставов имеется в телах людей: если ты справедливо рассудишь двоих это будет милостыней, и если ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на животное его поклажу это будет милостыней, и доброе слово - милостыня, и делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) милостыню и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, ты тоже даёшь милостыню» [219].
123 ― Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто отправляется в мечеть (утром) или (после обеда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это» [220].
«Для того, кто отправляется в мечеть (утром)…» ― то есть, на утреннюю молитву (фаджр). «…или (после обеда)» ― например, на обеденную (зухр) и послеобеденную (’аср) молитвы. Хадис указывает на то, что для того, кто отправляется в мечеть утром или после обеда, Аллах уготовит угощению в Раю, и необязательно, чтобы человек шел в мечеть именно ради молитвы. Быть может, он идет в мечеть требовать знания или совершить что-либо еще из благого. В этом указание на милость Аллаха Всевышнего, Который дарует за такое легкое дело такую великую награду.
124 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренеберегает ничем, чтобы сделать добро своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте» [221].
В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждает людей делать подарки своим соседям, даже если речь идет о чем-то малом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Когда будешь варить бульон, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях» [222]. Даже если ты угостишь соседей бульоном, получишь за это награду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Не пренебрегай ничем из одобряемого, даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом» [223]. Всякий раз, как ты радуешь своего брата, получаешь за это награду.
125 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вера включает в себя более [224] семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/, а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость - (одно из) ответвлений веры» [225].
В этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что вера не является чем-то неделимым, а состоит из семидесяти (или шестидесяти) с лишним ответвлений. Но наилучшим из этих ответвлений является произнесение слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллах/. Это – слова искреннего поклонения Аллаху, слова Единобожия! Это – слова, которые каждый из нас мечтает произнести в конце своей жизни. Войдет в Рай тот, чьими последними словами будут эти слова. Эти слова являются лучшим из ответвлений веры (имана). «…стыдливость - (одно из) ответвлений веры» ― а в другом хадисе сказано: «Стыдливость — от веры» [226]. Стыдливость является очень похвальным качеством. Стыдливость была качеством пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Необходимо отметить, что хоть стыдливость и является похвальным качеством, но не нужно стыдиться истины. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не стыдится истины» [227]. А также: «Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него» [228]. Человек не должен стыдиться истины. Но во всех остальных вещах человек должен придерживаться стыдливости. Ведь, есть люди, которые ничего не стесняются, не думают, что говорят и что делают. Поэтому в хадисе пришло: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь» [229].
126 ― Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня”, - после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись же на поверхность земли, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Он сказал: “Награда полагается за всё живое” [230].
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «И Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в Рай». В той версии этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтян, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи)». В этом хадисе наглядное подтверждение слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь» [231]. Человек сделал такое легкое деяние, а Аллах вознаградил его, простил его грехи и ввел в Рай. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, более всех других людей стремились к знанию, чтобы затем воплощать его в деяниях. Поэтому, услышав эти слова, они спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Награда полагается за всё живое”. Ведь, животные тоже нуждаются в воде, и если не вода, то они погибнут. Нужно знать, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывает нам что-то о сынах Исраиля, он делает это, для того чтобы мы извлекли из этого рассказа назидание. Аллах Всевышний сказал: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» [232]. В другой истории рассказывается про блудницу из числа сынов Исраиля. Она увидела собаку, которая кружила вокруг колодца и никак не могла достать до воды. Тогда она сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены её грехи. Всё это указывает на то, что даже за доброту к животным, человеку полагается награда. Тебе будет записана награда каждый раз, когда ты напоишь животное, или накормишь его, спасешь его от жары или от холода. И нет разницы, принадлежит это животное тебе, или кому-нибудь другому, или вообще не принадлежит никому. Если даже за заботу о животных полагается награда, то что тогда сказать о заботе о людях?! Конечно же за заботу о людях полагается более великая награда. Я завещаю тебе, брат мой, и самому себе, постоянно стремиться к совершению этих деяний с праведным намерением, чтобы они стали нашим запасом в День Воскресения! Сколько есть маленьких деяний, которые становятся великими посредством намерения! И сколько есть великих деяний, которые становятся маленькими из-за беспечности.
127 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги (поскольку) оно мешало мусульманам» [233].
В другой версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): “Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам”, - и (за это) он был введён в Рай». В той версии этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари и Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи)» [234]. Пользы из хадиса: 1 — Указание на достоинство устранения с дороги того, что мешает людям. Это является причиной вхождения человека в Рай. 2 — Указание на то, что Рай уже существует, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел этого человека, наслаждавшегося в Раю. На то, что Рай уже существует, указывают Коран, Сунна и единогласное мнение приверженцев сунны. Аллах Всевышний сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» [235]. В этом аяте указание на то, что Рай уже существует, так же, как и Ад. Они будут существовать вечно и не исчезнут. Обитатели Рая останутся в нем навечно, а обитатели Огня из числа неверующих останутся в Огне навечно.
128 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто должным образом совершит (малое) омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым» [236].
В этом хадисе указание на достоинство того, кто придет на пятничную молитву, совершив омовение наилучшим образом, затем будет слушать проповедь (хутбу), храня молчание. Такому человеку простятся прегрешения, совершенные им между этой и предыдущей пятничной молитвой, а также в течение еще трех дней. А, ведь, это очень простое деяние. «Тому, кто должным образом совершит (малое) омовение…» ― это не противоречит тому, что передается от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В пятницу полное омовение и использование зубочистки (сивака) обязательны для каждого мусульманина, достигшего половой зрелости» [237]. Во втором хадисе добавка к тому, что сказано в первом, и она берется в расчет. И к тому же второй хадис достовернее первого, ибо его приводят ″семеро″[238]. Что же касается первого хадиса, то его приводит только Муслим. Поэтому тот, кто желает отправиться на пятничную молитву, обязан в первую очередь совершить полное омовение. Тот же, кто не сделает этого, совершает грех, но его пятничная молитва будет действительной. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Однажды, когда ’Умар ибн аль-Хаттаб читал людям проповедь в пятницу, в мечеть вошёл ’Усман ибн ’Аффан. Не обращаясь к нему непосредственно, ’Умар воскликнул: ″Почему некоторые люди опаздывают, являясь в мечеть после призыва на молитву?!″ ’Усман сказал: ″О повелитель правоверных, услышав призыв, я только совершил малое омовение, а потом пришёл!″ Тогда ’Умар воскликнул: ″Ещё и малое омовение! Разве вы не слышали, как посланник Аллаха говорил: “Пусть совершит полное омовение тот из вас, кто намерен явиться на пятничную молитву“?"» [239]. Но ’Умар не повелел ’Усману вернуться домой и совершить полное омовение[240]. В этом хадисе также содержится указание на достоинство того, кто внимательно слушает проповедь, храня молчание. И даже пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Слушай внимательно!” — в пятницу во время произнесения имамом проповеди, то скажешь нечто неподобающее [241]» [242]. «…что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым» ― во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в мечетях не было ковров, а земля была покрыта мелкими камешками. И были некоторые люди, которые игрались с этими камешками, перебирали их, и так далее. Именно о таких пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым». Ведь, перебирание камешков отвлекает человека от прослушивания проповеди, в результате чего он лишается награды за пятничную молитву. То же самое сегодня касается тех, кто играет с письменной ручкой, часами, “сиваком“, в то время, когда имам произносит проповедь. Некоторые люди спрашивали нас о том, можно ли записывать в тетрадь проповедь, произносимую имамом, чтобы не забывать то, что он говорил. Скорее всего, это недозволенно, так как, записывая, человек отвлекается и не успевает услышать все, что говорит имам. Но, хвала Аллаху, в наши дни есть диктофоны, и ты можешь, присутствуя на проповеди, еще и записать ее.
129 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий ислам (или: … верующий раб), совершает малое омовение и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: … вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он очистившимся от грехов» [243].
Имам ан-Науауи, да помилует его Алла
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.012 с.) |