Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О суровом наказании, ожидающем того, кто побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, в то время как его слова расходятся с его делами

Поиск

Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» [673]

А также: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» [674].

Также Шу‛айб, мир ему, говорил: «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам» [675].

 

До этого в книге пришла глава об обязательности побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого. Поэтому после той главы уместно упомянуть хадисы и о том, чьи слова расходятся с делами. Если человек, побуждающий к одобряемому, сам не совершает одобряемого, значит, он не правдив в своих речах. Если человек, удерживающий от порицаемого, сам совершает порицаемое, значит, он не правдив в своих речах. Если бы он был правдив и убежден в том, что он приказывает действительно одобряемую вещь и в том, что она на самом деле полезна, то он совершал бы эту вещь первым. То же самое, если бы он был правдив и убежден в том, что он удерживает от действительно порицаемого поступка, и в том, что этот поступок содержит в себе вред, то он бы оставил этот поступок первым.

Поэтому, порицая тех, кто поступает подобным образом, Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» [676]

Например, человек побуждает других людей к оставлению ростовщичества, а сам занимается этим или чем-то, что еще хуже.

Или же, например, человек побуждает людей к совершению намаза, а сам не молится. Как это возможно?! Как ты побуждаешь людей к намазу, считая его благим делом, а сам не молишься?! Разве так поступает разумный?! Это не только противоречит религии, но даже противоречит разуму.

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» [677].

Также Шу‛айб, мир ему, говорил: «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам» [678].

Ведь, пророки, да благословит их Аллах и приветствует, были самыми искренними людьми по отношению к творениям Аллаха. Они больше всех остальных людей возвеличивают Аллаха, выполняя Его приказы и сторонясь того, что Он запретил. Невозможно такое, чтобы они запрещали что-то людям, а сами совершали это запрещенное.

Если человек делает то, что сам запрещает другим людям, и оставляет то, к чему побуждает их, значит, он противоречит пути посланников, да благословит их Аллах и приветствует.

 

 

198 ― Сообщается, что Абу Зейд Усама ибн Зайд ибн Хариса сказал: — Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения приведут человека, и ввергнут его в Огонь, и вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы. Соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить: “Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!” (На это) он скажет: “Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал вас от порицаемого, а сам делал это!”» [679]

 

В этом хадисе сильнейшее предостережение в адрес того, кто побуждает к одобряемому, а сам не делает его, удерживает от порицаемого, а сам совершает его.

В День Воскресения ангелы приведут человека и бросят его в Огонь. То есть, его не просто введут в Огонь, а бросят в него, как бросают камни в море. Вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему жернова мельницы.

Это – уподобление для унижения! То есть, этого человека сравнили с ослом, который вращает жернова мельницы. Этот человек будет крутить в своих кишках подобно ослу, крутящемуся вокруг мельницы.

Соберутся около него оказавшиеся в аду, которые станут говорить: «Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!» На это он скажет: «Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал вас от порицаемого, а сам делал это!»

То есть, например, он приказывал людям совершать намаз, а сам не молился. Приказывал людям давать закят, а сам не давал его. Приказывал людям хорошо относиться к родителям, а сам не относился к ним хорошо. Вот так, он побуждал людей к одобряемому, а сам не совершал его.

Также он говорил людям: ″Не злословьте о людях, не занимайтесь ростовщичеством, не обманывайте во время торговли, не проявляйте плохого отношения к женам, к соседям″, - а сам совершал все эти запретные поступки.

Человек обязан начинать с самого себя, побуждая самого себя к одобряемому и удерживая самого себя от порицаемого.

 

نسأل الله أن يجعلني وإياكم من الصالحين المصلحين، إنه جواد كريم

 

باب الأمر بأداء الأمانة

25-ая глава

О велении соблюдать доверенное (амана)

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам» [680].

А также: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» [681].

 

Слово «الأمانة» — ″аль-амана″ — приходит с разными смыслами.

Например, ″аль-амана″ — это то, что доверил Аллах Всевышний Своим рабам из обрядов поклонения.

Также ″аль-амана″ — это материальные ценности, доверенные человеку. То есть, определенный человек дает свои материальные ценности другому человеку, чтобы тот сохранил их. Это также называется ″аль-амана″. Также сюда относится и те вещи, которые человек взял у другого, чтобы попользоваться ими.

Также к понятию ″аль-амана″ относится правление над людьми. Это очень серьезная ответственность. Например, президент является лидером государства, следовательно, он отвечает за весь народ, он должен приносить им пользу в религии и в мирской жизни. Президент также отвечает за имущество народа, хранящееся в казне, чтобы это имущество не было растрачено не в интересах мусульман.

И здесь речь идет не только о верховном правителе. Ответственны и министр в своем министерстве, и губернатор в своей области, и шариатский судья в своем суде, и обычный человек в своей доме.

Суть в том, что понятие ″аль-амана″ очень широкое, но можно свести его к двум вещам:

1 —″Амана″ в отношении прав Аллаха — это то, что Аллах Всевышний вверил Своим рабам из обрядов поклонения.

2 —″Амана″ в отношении прав людей — а здесь разных видов, относящихся к этой ″амане″, уже много. Немного выше мы указали на некоторые из них. Человеку приказано выполнять все виды этой ″аманы″.

 

Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам» [682].

Возвращение вверенного (аманы) на хранение из признаков веры (имана). Если ты увидишь человека, который надежно хранит то, что ему вверено на хранение, а затем возвращает его, то, знай, что у него сильная вера (иман). Если же ты увидишь вероломного человека, который не хранит доверенное, то, знай, что у него слабая вера (иман).

Также к понятию ″аль-амана″ относятся тайны, которые один человек рассказывает другому, не желая, чтобы об этом узнал кто-то третий. Если человеку рассказали такой секрет, то ему запрещено рассказывать об этом секрете другим. Если человек расскажет тебе что-то и скажет: «То, что я рассказал тебе, это — ″амана″», то тебе запрещено рассказывать об этом другим людям. В такой ситуации ты не должен рассказывать о том, что рассказали тебе, никому, даже своему самому близкому человеку. И необязательно, чтобы человек именно сказал тебе, что его разговор с тобой это ″амана″. Если по каким-нибудь косвенным указаниям ты понимаешь, что человек не желает, чтобы ваш разговор распространялся среди других людей, то этот разговор считается ″аманой″ и нельзя говорить о нем никому.

Например, ученые говорят, что если человек рассказывает тебе что-то и при этом постоянно оборачивается, смотря, есть ли вокруг посторонние люди, то этот разговор будет ″аманой″. Почему? Потому что он оборачивается по той причине, что боится того, что этот разговор услышат другие люди. Следовательно, он не желает, чтобы его слова были переданы другим людям.

Также к понятию ″аль-амана″ относятся личные (интимные) отношения между мужем и женой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в наихудшем положении из людей перед Аллахом в День Воскрешения будет человек, который имел близость с женой, а затем рассказывал ее секрет [683]» [684]. Человеку запрещено рассказывать о том, что происходит между ним и его супругой.

Многие глупцы из числа молодых людей, собираясь друг с другом, с удовольствием рассказывают об интимных отношениях с женой. Например, один из них говорит: ″У нас было с женой то-то и то-то″, в то время как его жене не нравится, что об этом кто-то узнает. И вообще, любой разумный человек со здоровым естеством не хотел бы, чтобы люди знали о том, что происходит между ним и между его женой.

Следовательно, мы обязаны хранить то, что вверено нам на хранение. В первую очередь следует хранить те ″аманаты″, которые между нами и нашим Господом, ибо права нашего Господа являются самыми великими из всех прав. А затем после этого следуют права творений.

 

Аллах Всевышний сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» [685].

Аллах Всевышний предложил небесам, земле и горам взять на себя ответственность, то есть возложить на себя то, чем обязал Аллах. Но они отказались от этого из-за тяжести этой ноши, испугавшись, что не смогут сделать этого.

Кто-то может сказать: «Как это Аллах предложил небесам, земле и горам взять на себя ответственность?! Они, ведь, неживые, у них нет разума и они ничего не чувствуют!»

Неорганический мир (иначе говоря, неживые предметы) по отношению к Аллаху является разумным, всё понимает и подчиняется Ему. Разве ты не слышал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Первым из того, что сотворил Аллах Всевышний, было Перо. После этого Он сказал Перу: "Пиши!" Перо ответило: "Что мне писать?" Аллах сказал: "Пиши всё то, что будет до Судного Дня"» [686]? Аллах Всевышний обратился к Перу, хотя оно неживое, а Перо ответило Ему. Аллах Всевышний сказал Перу: "Пиши!", и оно написало все то, что будет до Судного Дня, следуя Его приказу.

Или, например, Аллах Всевышний говорит: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”» [687]. То есть, небо и земля поняли то, что Аллах обращается к ним, подчинились Ему и сказали: “Мы придем по доброй воле”.

Небеса, земля и горы отказались нести эту тяжелую ношу, а человек взялся нести её. Как человек понес эту ношу? Эта ответственность была возложена на человека через две вещи: разум и посланники. Аллах Всевышний даровал человеку разум и этим возвысил его над многими другими из творений. Также Аллах Всевышний послал к человеку посланников, которые разъясняют человеку, что есть истина, а что есть заблуждение. Следовательно, у человека не осталось оправдания.

Но вместе с этим, человек описан тем, что он является несправедливым и невежественным. И ученые разногласят, имеются ли в виду в этом аяте все люди или же имеются в виду только неверующие. Некоторые ученые сказали: ″Речь идет только о неверующих. Именно неверующие являются несправедливыми и невежественными. Что же касается верующего человека, то он справедлив, он обладает знанием и мудростью, и следует по прямому пути″. Другие ученые сказали: ″Речь идет природе человека в общем. То есть, природа человека такова, что он является несправедливым и невежественным, но Аллах Всевышний вывел верующих из этого, наделив их прямым путем, и поэтому они стали исключением из общего правила″.

Поэтому, тот, кто соблюдает доверенное (амана), не является несправедливым и невежественным.

 

فنسأل الله أن يعيننا وإياكم على أداء ما حملناه ، وأن يوفقنا وإياكم لما يحبه ويرضاه، إنه جواد كريم

 

199 ― Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт» [688].

В другой (версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал): «…даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин» [689].

 

Лицемер (мунафик) — это тот, кто внутри скрывает зло, а снаружи выявляет добро. То есть, человек, например, скрывает в сердце неверие, а внешне показывает себя мусульманином.

Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, лицемерие появилось после битвы при Бадре, когда лидеры курайшитов были убиты и мусульмане одержали победу. Вот тогда и проявилось лицемерие! Лицемеры сделали вид, что приняли Ислам, хотя на самом деле оставались неверующими. Аллах Всевышний сказал о них: «Когда они встречают верующих, то говорят: "Мы уверовали". Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: "Воистину, мы - с вами. Мы лишь издеваемся". Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую» [690].

А также: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: "Свидетельствуем, что, поистине, ты - Посланник Аллаха". Аллах знает, что ты - Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами» [691].

У лицемеров есть признаки, по которым их могут узнавать те, которым Аллах Всевышний даровал проницательность и поместил свет в сердце. Такие люди узнают лицемера по его поведению.

Но в этом хадисе указание на явные признаки, которые не нуждаются в наличии у человека проницательности.

«…когда он рассказывает, то лжёт…» — например, человек говорит: ″Такой-то человек сделал то-то и то-то″, хотя если ты проверишь эту новость, она окажется ложью. Если ты увидишь человека, который лжет, то знай, что у него в сердце есть одна из частей лицемерия.

«…когда обещает, то нарушает (своё обещание)…» — например, человек говорит: ″Я приду к тебе в семь часов утра″, и не приходит. Или говорит: ″Я дам тебе то-то и то-то″, и не дает. То есть, обещает и нарушает своё обещание.

Что же касается верующего человека, то он, обещая что-то, выполняет своё обещание. Аллах Всевышний сказал: « (Они) соблюдают договора после их заключения» [692]. Но лицемер, обещая что-то, не делает этого. Поэтому, если ты увидишь человека, который часто нарушает свои обещания, то знай, что у него в сердце есть одна из частей лицемерия. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

«…а когда ему доверяются, он предаёт…» — именно ради этих слов автор, да помилует его Аллах, привел данный хадис в данной главе.

Если лицемеру доверяют имущество на хранение, он поступает вероломно. Если лицемеру доверяют секреты, он поступает вероломно. Если человек просит лицемера позаботиться о своей семье, то лицемер поступает вероломно. Если человек доверяет лицемеру торговые дела, лицемер также поступает вероломно. То есть, всякий раз, когда ему доверяют что-то, он поступает вероломно. Пусть Аллах убережет нас от подобного! Это указывает на то, что у него в сердце есть одна из частей лицемерия.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам об этих качествах по двум причинам:

Во-первых, чтобы мы остерегались этих порицаемых качеств, ибо эти качества указывают на лицемерие.

Во-вторых, чтобы мы остерегались тех людей, кто обладает этими качествами. Ведь, лицемер только будет и делать, что глумиться и издеваться над нами. Лицемеру нельзя доверять и на него нельзя положиться. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

Что же касается верующего, то он противоположен лицемеру. Если верующий человек что-то обещает, то он выполняет своё обещание. Если верующему что-то доверяют на хранение, то он отдает это доверенное имущество в целости и сохранности. Если верующий что-то рассказывает, то он говорит правду.

 

نسأل الله أن يعيذنا وإياكم من النفاق العملي والعقدي، أنه جواد كريمٌ

 

200 ― Сообщается, что Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что ″амана″ была ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалёна эта ″амана″, сказав: “Заснёт человек ненадолго, и будет взята эта ″амана″ из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взята эта ″амана″ из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет”, - и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: “А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более деликатного и более разумного, чем он!”, - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!” »

Хузайфа сказал: «И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия, если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!» [693]

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вот так часто рассказывал сподвижникам то, что считал уместным. Если пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал какому-то человеку что-то, то этот рассказ адресован всей общине вплоть до Судного Дня.

Хузейфу ибн уль-Йамана, да будет доволен им Аллах, называли ″хранителем тайн″, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал ему о том, кто в Медине является лицемером. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал о том, кто именно является лицемером, и сообщил об этом Хузейфе. Их было примерно тринадцать человек, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал ему по именам.

‛Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, боялся Аллаха настолько сильно, что, встречая Хузейфу, говорил ему: «Я заклинаю тебя Аллахом! Скажи, назвал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мое имя среди имен лицемеров?» Таким был ‛Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах! А ведь, он был лучшим из людей этой общины после пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже сказал о нем: «Среди израильтян, живших до вас, были люди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар» [694]. И вот такой человек, несмотря на свое высокое положение, говорит: «Я заклинаю тебя Аллахом! Скажи, назвал ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мое имя среди имен лицемеров?» А Хузейфа отвечал: ″Нет, твоего имени там не было. Но после тебя я не похвалю больше никого!″ [695]

Так вот, Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сообщил о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что соблюдение ″аманы″ будет изъято из сердец людей.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил сподвижникам о том, что ″амана″ была ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны.

А затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что эта ″амана″ будет изъята из сердец людей. Пусть Аллах убережет нас от подобного!

Сегодня люди убеждаются в том, о чем сказано в этом хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине, сегодня ты можешь сесть и начать перебирать в памяти сотни людей и не найдешь среди них такого, кому можно было бы на самом деле довериться. Может быть такое, что человек соблюдает права Аллаха, совершает намаз, выплачивает закят, соблюдает пост, совершает хадж, поминает Аллаха премного, но когда речь заходит об имуществе людей, ему уже нельзя доверять. Например, человек устраивается на работу, а потом не выполняет своих обязанностей, опаздывает на работу, уходит домой еще до окончания рабочего времени. Во время рабочего дня этот человек занят личными делами и даже не переживает по этому поводу. Вместе с этим, ты видишь, что в мечети он в первых рядах, всегда дает милостыню, всегда постится, совершает хадж. То есть, человек соблюдает права Аллаха, но в отношениях с людьми не является надежным.

 

نسأل الله لنا ولكم الهداية، وأن يجعلنا وإياكم من الأمناء المؤدين للأمانة في حق الله وحق عباده

 

201 ― Передается от Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей, и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: “О отец наш, попроси, чтобы рай открыли для нас!” (В ответ им) он скажет: “А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнали из рая?! Это не в моих силах, идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!” И они придут к Ибрахиму, который скажет: “Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!” Тогда они придут к Мусе, который скажет: “Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!”, - (однако) и Иса скажет: “Это не в моих силах!”, - и тогда они придут к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) который встанет, и ему будет позволено. И будут посланы вверенное людям /амана/ и родственые связи, которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии».

Я спросил[696]: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит “подобно молнии”?» Он ответил: “Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?”

А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) - подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их. Что же касается вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: “Господь мой, спаси, спаси!”, - и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в аду!»

(Абу Хурайра сказал): «И клянусть Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна Ада!» [697]

 

Автор книги, да помилует его Аллах, привел хадис о заступничестве со слов Хузейфы и Абу Хурейры, да будет доволен ими Аллах. Аллах Всевышний обещал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воскресить его в достохвальном положении. Аллах Всевышний сказал: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» [698].

Если Аллах Всевышний говорит: «…быть может...», то это указывает на то, что это непременно случится. И это в отличие от того, когда «…быть может...» произносит человек. Человек произносит это слово из-за надежды. Например, ты говоришь: ″Быть может, Аллах поведет меня по прямому пути. Быть может, Аллах простит мне. Быть может, Аллах помилует меня″. Это – надежда! Но если Аллах говорит: «…быть может...», то это указывает на обещание Аллаха. Например, Аллах Всевышний сказал: «Таких Аллах, быть может, простит» [699]. Или Аллах Всевышний сказал: «Но, быть может, Аллах явится с победой или Своим повелением» [700].

Аллах Всевышний пообещал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воскресить его в достохвальном положении. То есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет воскрешен в таком положении, что его будут хвалить все люди: первые и последние. Одна из причин этого заключается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за людей. Люди будут воскрешены в Судный День босыми, нагими и необрезанными. Как сказал Аллах Всевышний: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз» [701].

Аллах Всевышний соберет всех людей и джиннов. Солнце приблизится к ним на расстоянии мили, горы будут плыть подобно облакам, а затем обратятся в развеянный прах. Людей охватит невыносимая скорбь и они начнут говорить друг другу: «Не найти ли нам кого-нибудь, кто бы заступился за нас пред Аллахом?!» Тогда они направятся к Адаму, мир ему, чтобы потребовать заступничества, а он сошлется на свой грех и откажется.

В чем же заключался этот грех? Аллах Всевышний обратился к Адаму и его жене, поселив их в Раю: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» [702]. Нам неизвестно о том, какое именно дерево это было, так как в этом знании нет большой пользы. Может быть, это было дерево маслины, а, может быть, виноградные ветви, или пальмы, — мы не знаем. Если бы в знании об этом была польза, то Аллах Всевышний указал бы нам на вид этого дерева.

И вот, Аллах Всевышний сказал Адаму и Хаве: «…но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников» [703]. Но после этого пришел шайтан и начал наущать их, обольщать их. Он клялся им, что является одним из искренних советчиков. Так шайтан поступает с людьми! Он внушает людям, что является для них искренним товарищем, хотя на самом деле он является лжецом.

Адам и Хава поели плоды с того дерева, которое было для них запретным, и Аллах Всевышний приказал им опуститься из Рая на землю. После этого от Адама и Хавы появился род человеческий, среди которых были и пророки, и посланники, и мученики, и праведники.

Так вот, вспомнив о своем грехе, Адам, мир ему, откажется заступаться и люди отправятся к Нуху, мир ему. Нух был первым посланником Аллаха к жителям земли. Люди скажут ему: “О Нух, поистине, ты — первый из посланников (Аллаха) к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” [704]

Но он также откажется заступаться за них, так как вспомнит о том, что однажды попросил своего Господа о том, о чем у Нуха не было знания. Нух, мир ему, сказал: «Господи! Ведь сын мой - частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты - Наимудрейший из судей [705]» [706]. Сын Нуха был неверующим. То есть, он был сыном посланника и не уверовал в этого посланника. Да убережет нас Аллах от подобного! Происхождение само по себе не поможет человеку. Сын ученого необязательно сам будет ученым. Точно также, сын праведника необязательно сам будет праведником. Нух, мир ему, говорил своему сыну: «Сын мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими» [707]. А сын ответил: «Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды» [708]. Тогда Нух, мир ему, ответил: «Сегодня никто не спасет от воли Аллаха, если только Он не смилостивится» [709]. А затем Аллах Всевышний сказал: «Тут волна разлучила их, и он (сын Нуха) оказался в числе потопленных» [710].

Его сын был потоплен вместе с неверующими. Да убережет нас Аллах от подобного! И тогда Нух, мир ему, сказал: «Господи! Ведь сын мой - частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты - Наимудрейший из судей» [711].

И Нух, мир ему, в День Воскресения откажется заступаться за людей, ибо он попросил Аллаха о том, о чем у него не было знания. Вместе с этим, Нух, мир ему, был прощен Аллахом, и Адам, мир ему, был прощен Аллахом. Их положение пред Аллахом высоко, но они отказались заступаться за людей, так как посчитали, что этот грех, совершенный каждым из них, является препятствием для заступничества (шафа‛ата). Это будет исходить от возвеличивания ими Аллаха и из-за стеснительности пред Ним.

Затем люди придут к Ибрахиму, мир ему, который был любимцем Аллаха. Он также откажется заступаться, сказав: ″Я не смогу заступиться, так как солгал трижды во время своей жизни″. В действительности же это не было ложью, а просто было выражениями с двояким смыслом[712]. Но из-за сильного возвеличивания Аллаха Всевышнего, Ибрахим, мир ему, посчитал, что это является препятствием для заступничества.

Затем люди придут к Мусе, мир ему, и скажут ему: “О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми, ибо Он вручил тебе Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!” Но Муса, мир ему, также откажется, вспомнив о том, что он убил человека, которого ему не было приказано убивать.

Известно, что Муса, мир ему, был очень сильным человеком. Однажды, он шел по улице и увидел, как два человека сражаются друг с другом. Один человек был из народа Мусы, мир ему, то есть из сынов Исраиля. А второй был из числа вражеского народа — был коптом из числа последователей Фараона. Тогда человек из народа Мусы обратился к Мусе за помощью против врага. Муса, мир ему, ударил этого врага, а тот умер от одного удара. Тогда Муса, мир ему, сказал: «Это - одно из деяний сатаны. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение» [713].

А утром Муса, мир ему, увидел, что человек из его народа, которого он спас, дерется уже с другим человеком. Аллах Всевышний сказал: «…и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: "Ты являешься явным заблудшим"» [714]. То есть: вчера ты дрался с одним человеком, сегодня уже дерешься с другим. Аллах Всевышний сказал: «Когда же он (Муса) захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: "О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера?"» [715]

Суть в том, что Муса, мир ему, откажется заступаться за творения в День Воскресения, вспомнив о том, что он убил человека, которого не приказано было убивать.

Затем люди пойдут к Исе, мир ему, и скажут: «О ‘Иса, ты — посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марьям, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!»

«…и Его слово…» — так как Иса, мир ему, был создан словом Аллаха[716].

«…и дух от Него…» — так как Иса, мир ему, был одним из духов, созданных Аллахом.

Иса, мир ему, также откажется заступаться, но при этом он не упомянет свой грех, а скажет: «Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!»

После этого люди придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и он заступится за людей после того, как ему будет дано разрешение на это.

 

В этом хадисе сказано, что ″амана″ и родственые связи встанут справа и слева по обеим сторонам Сырата.

″Сырат″ — это мост, который будет проложен над хребтом Ада. Ученые разногласили по поводу того, будет ли этот мост широким, или же будет он узким. Но в некоторых хадисах сказано, что он тоньше волоса и острее меча[717]. А разве люди смогут пройти по такому узкому мосту? Смогут, ибо Аллах над каждой вещью мощен!

По обеим сторонам этого моста будут крючья, которые будут хватать людей за их деяния. Среди людей будут такие, кого эти крючья схватят и ввергнут в Ад. Среди людей будут такие, кто пройдет по этому мосту быстро, подобно молнии. Некоторые пройдут так, как мчатся всадники на своих верблюдах. Некоторые пройдут, как ветер. Все будет зависеть от деяний людей. Их деяния будут нести их вперед.

Если человек в этой жизни спешил следовать по прямому пути и придерживаться шариата Аллаха, то он так же быстро сможет пройти и по Сырату. Если же человек в этом мире медленно и неохотно следовал за шариатом Аллаха, то же самое ждет его на Сырате. В Тот День посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будет говорить: “Господь мой, спаси, спаси!” Каждый будет бояться за свою душу, ибо это дело непростое.

 

202 ― Сообщается, что Абу Хубайб ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр бин аль-Аввам аь-Кураши аль-Асади сказал: «В день “верблюжьей битвы” [718] аз-Зубайр, занявший (свои позиции), подозвал меня к себе и когда я подошёл к нему, он сказал мне: “О сынок, поистине, погибнет сегодня либо притеснитель, либо притесняемый и, поистине, думаю я, что неизбежно буду убит несправедливо [719], но больше всего занимают меня сейчас мои долги! Как ты думаешь, останется ли что-нибудь от нашего имущества после уплаты долгов?” А потом он сказал: “О сынок, продай то, что у нас есть, и уплати мои долги!”

И после этого он завещал треть (оставшегося) от трети его сыновьям [720].

Аз-Зубайр сказал: “И если после уплаты долгов от нашего имущества что-нибудь останется, то треть этого - твоим сыновьям”.

Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: «И он стал отдавать мне распоряжения относительно своего долга, говоря (при этом): “О сынок, а если не сможешь ты вернуть какой-либо части из мои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.012 с.)