О возвеличивании неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О возвеличивании неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним



Аллах Всевышний сказал: «Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» [816].

А также: «И если кто почитает обряды Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» [817].

А также: «Опусти свое крыло перед верующими» [818].

А также: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей» [819].

 

У мусульманина есть права на своего брата-мусульманина, причем этих прав много. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил эти права во многих хадисах.

Например, если мусульманин встретил мусульманина, он должен поприветствовать его, сказав: ″Ассаляму ‛алейкум″. Запрещено бойкотировать своего брата больше трех дней.

Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом по вере на срок, превышающий три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого» [820].

 

Аллах Всевышний сказал: «Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» [821].

«Кто почитает святыни Аллаха…» ― под святынями имеется в виду то, что Аллах Всевышний сделал почитаем. Например, определенные места, определенные времена или определенные личности.

Что касается почитаемых мест, то это, например, запретная территория Мекки и Медины (харамейн) или мечети.

Что касается почитаемых периодов времени, то это, например, запретные месяцы (зуль-Ка‛ада, зуль-Хиджжа, Мухаррам, Раджаб).

Человек обязан почитать святыни Аллаха, даже если его душе это трудно дается. Сюда также можно отнести почитание своих братьев мусульман. Мусульманин не имеет права презирать своего брата-мусульманина. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата-мусульманина» [822]. То есть, если человек презирает сердцем мусульманина, это уже является грехом, а если он еще и преступает против него руками или языком, то грех еще больше. Пусть Аллах убережет нас от этого!

Также к почитанию святынь Аллаха относится соблюдение договоров между мусульманами и неверующими. Никто не может нарушить свой договор с неверующим. И здесь бывают три ситуации:

Первая ситуация: если неверующие соблюдают договор, то и мусульмане обязаны соблюдать этот договор.

Вторая ситуация: если неверующие нарушили договор. Аллах Всевышний сказал: «Пока они верны вам, вы также будьте верны им. Воистину, Аллах любит богобоязненных» [823]. Если же неверующие нарушили договор, то договора уже нет. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы не сразитесь с людьми, которые нарушили свои клятвы и вознамерились изгнать Посланника? Они начали первыми» [824].

Третья ситуация: если неверующие еще не нарушили договор, но есть большие опасения, что они его нарушат. В этой ситуации мы должны уведомить их о том, что отныне договор между нами и ими расторгается. Аллах Всевышний сказал: «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» [825].

 

А также: «И если кто почитает обряды Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» [826].

«…обряды Аллаха…» ― это разные виды поклонения, например, обход вокруг Каабы, бег между ас-Сафа и аль-Маруа, призыв на молитву (азан и икъама), и так далее.

Если человек почитает эти обряды Аллаха, то это указывает на то, что у него присутствует богобоязненность (такуа).

 

А также: «Опусти свое крыло перед верующими» [827].

А в другом аяте сказано: «Опусти свое крыло перед верующими, которые следует за тобой» [828]. То есть: будь мягок с ними в своих словах и действиях. Ведь, верующий должен быть милостивым и сострадательным по отношению к другим верующим. Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, кто последовал за ним: «Они суровы к неверующим и милостивы между собой» [829].

В словах Всевышнего: «Опусти свое крыло перед верующими», ― указание на то, что человеку приказано вести себя скромно в отношениях со своими братьями мусульманами, даже если его положение высоко. Человек должен знать, что Аллах возвышает того, кто проявляет скромность ради Него. Бывает так, что человек думает: ″Я не могу заговорить первым с этим человеком, потому что он такой нищий. Если я заговорю первым, то унижусь″. Это – наущения шайтана! Шайтан пытается сбить человека всеми возможными способами. Аллах Всевышний передает его слова: «За то, что Ты сбил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» [830].

Шайтан приходит к человеку и говорит: ″Как ты ведешь себя так скромно с этим бедняком? Как ты ведешь себя скромно с этим человеком, ведь, он гораздо младше тебя? Как ты можешь ходить рядом с ним?″ Но знай, что Аллах возвышает того, кто проявляет скромность ради Него.

 

А также: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» [831].

Аллах Всевышний разъяснил, что тот, кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, словно убил всех людей. Ведь, неприкосновенность мусульман едина. Если человек покусился на неприкосновенность одного мусульманина, то как будто бы он покусился на неприкосновенность всех мусульман. И это подобно тому, как человек, обвиняющий во лжи одного посланника Аллаха, как будто бы обвиняет во лжи всех посланников. Поэтому, мы читаем слова Всевышнего: «Народ Нуха счел лжецами посланников» [832], хотя по сути они обвинили во лжи только Нуха, мир ему, так как до него вообще не было посланников. Но тот, кто обвинил во лжи одного посланника, подобен тому, кто обвинил во лжи всех посланников. Точно так же, человек, убивший человека, которого запрещено было убивать, подобен тому, кто убил всех людей. А кто спас от гибели одного человека, тот как будто бы спас от гибели всех людей.

«Кто убьет человека не за убийство…» ― если же человек убил кого-нибудь, то в том, чтобы убить его самого, нет никаких проблем[833]. Аллах Всевышний сказал: «Мы предписали им в ней (Торе): душа - за душу» [834]. А также: «Возмездие (убийство убийцы за убитого) спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны» [835].

«…или распространение нечестия на земле…» ― имеется в виду, распространение на земле скверных идей, мерзких убеждений, или же грабеж и распространение наркотиков, и тому подобное. Это – распространение нечестия на земле! Аллах Всевышний сказал: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны» [836]. То есть, наказание здесь зависит от тяжести преступления. Если преступление слишком велико, то нужно убить преступника. Если преступление чуть полегче, то нужно распять его, и так далее. Также правитель государства может назначить преступнику пожизненное заключение.

Этот аят указывает на величие такого греха, как убийство!

222 ― Передается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верующий (в отношениях) с верующим подобен строению, отдельные части которого укрепляют друг друга» - и (сказав это) он переплёл между собой пальцы (своих рук) [837].

 

223 ― Передается от Абу Мусы аль-Аш‛ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто проходит по нашим мечетям или рынкам, имея при себе стрелы, берётся (или: … держится) рукой за их острия, чтобы не поранить кого-нибудь из мусульман» [838].

 

Человек должен сторониться всего того, что причиняет мусульманам вред или же может причинить мусульманам вред. Аллах Всевышний сказал: «А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» [839].

 

224 ― Передается от ан-Ну’мана ибн Башира, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [840].

 

225 ― Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал аль-Хасана ибн ‘Али в присутствии аль-Акра’а ибн Хабиса, аль-Акра’ cказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на него и сказал: “Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!”» [841]

 

аль-Хасан ибн ‛Али ибн Аби Талиб – это сын Фатымы, дочери посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был его дедушкой со стороны матери. А отцом аль-Хасана был ‛Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил аль-Хасана и аль-Хусейна, ибо они были его внуками. Но более всего он любил именно аль-Хасана, о котором однажды сказал: «Поистине, этот мой сын является господином, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман» [842]. Случилось именно так, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда случилась смута во времена Му‛ауии, то после смерти ‛Али ибн Аби Талиба правление перешло к аль-Хасану. Затем аль-Хасан передал власть Му‛ауии ибн Аби Суфьяну, чтобы сохранить жизни мусульман. И случилось именно так, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, этот мой сын является господином, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».

 

«Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал аль-Хасана ибн ‘Али в присутствии аль-Акра’а ибн Хабиса…».

аль-Акра’а ибн Хабис – это один из лидеров племени бану Тамим, а они были бедуинами. Как правило, бедуинам была свойственна грубость (черствость).

И вот аль-Акра’а ибн Хабис увидел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, целует аль-Хасана, и сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на него и сказал: “Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!” То есть: тот, кто не проявляет милости к рабам Аллаха, сам не будет помилован Аллахом. Из этого можно понять, что помилован будет тот, кто сам милостиво относится к людям. Так оно и есть, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостивые – смилуется над ними Милостивый» [843].

В этом хадисе указание на необходимость проявления милости по отношению к детям. В этом хадисе указание на то, чтобы человек целовал своих сыновей и внуков, проявляя к ним милость и следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не нужно вести себя так, как ведут себя многие черствые и грубые люди по отношению к детям. Ты можешь даже увидеть, как они запрещают своим детям сидеть вместе с ними. Ты можешь видеть, как дети даже не могут попросить у своих родителей чего-либо. Всё это противоречит сунне и противоречит милости.

Передают со слов Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нередко случалось молиться, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб, а Абу-ль-‘Ас ибн ар-Раби‘ ибн ‘Абд Шамс сообщил, что, перед совершением земного поклона пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки[844]. А куда делось такое отношение к детям сегодня?! Сегодня люди, увидев ребенка в мечети, выгоняют его.

Сообщается также, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в земном поклоне и пришел то ли аль-Хасан, то ли аль-Хусейн, и сел ему на спину. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, долго находился в земном поклоне, а потом завершил намаз и сказал: «Поистине, мой сын сел на меня и мне не хотелось вставать, пока он не наиграется» [845].

Также, в один из дней, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с проповедью, стоя на минбаре, а к нему навстречу шли, спотыкаясь, аль-Хасан и аль-Хусейн в новых одеждах. Увидев их, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился с минбара, взял их на руки, а затем сказал: «Правдив Аллах, Который сказал: ″Воистину, ваше имущество и ваши дети являются искушением″ [846]. Я увидел, как эти двое детей спотыкаются, и не стерпел» [847].

 

نسأل الله أن يعمنا وإياكم برحمته ولطفه وإحسانه

226 ― Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, люди из числа бедуинов, пришедшие к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Вы что целуете своих сыновей?” (Им) ответили: “Да”. Они сказали: “А мы, клянёмся Аллахом, (их) не целуем”. (Услышав эти слова) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!”» [848]

 

Как мы все знаем, бедуины были грубыми людьми. Они были строгими и грубыми, а особенно те из них, кто пас верблюдов. Их сердца были подобны камням.

Они сказали: “А мы, клянёмся Аллахом, (их) не целуем”. (Услышав эти слова) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если Аллах лишил ваши сердца милосердия, разве могу я (вернуть его вам)?!” То есть: чем я могу помочь вам, если Аллах лишил ваши сердца милосердия?

В этом хадисе указание на необходимость целования своих детей, проявляя к ним жалость, нежность и милосердие.

Также в этом хадисе указание на то, что Аллах Всевышний низводит милосердие в сердца некоторых людей, и тогда эти люди начинают милосердно относиться к другим. Если же человек начинает проявлять милость по отношению к окружающим, тогда Аллах проявляет милость по отношению к нему. Об этом пойдет речь в следующем хадисе.

 

227 ― Передается от Джарира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не помилует Аллах того, кто сам не проявляет милосердия к людям» [849].

 

К людям, к которым следует проявлять милосердие, относятся верующие люди, а также зиммии[850] и им подобные. Что же касается неверующих, с которыми идёт война, то к ним не проявляют милосердия. Аллах Всевышний сказал, описывая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, кто последовал за ним: «Они суровы к неверующим и милостивы между собой» [851]. Также Аллах Всевышний сказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» [852] Также Аллах Всевышний сказал: «…и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» [853].

Также необходимо проявлять милосердие по отношению к животным. Это – признак милосердия Аллаха Всевышнего к человеку. Если Аллах Всевышний смягчает сердце человека и тот начинает проявлять милосердие ко всем живым существам, то значит Аллах милует и его. Сообщается, что однажды люди спросили: “О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Награда полагается за всё живое” [854].

 

 

228 ― Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас станет проводить молитву с людьми, пусть облегчает (её), ибо, поистине, окажутся среди них слабые, больные и старые, а когда кто-нибудь из вас будет молиться в одиночестве, пусть (молится) столь долго, сколько захочет» [855].

В (другой) версии этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «…и те, у кого есть дела…».

 

В данном хадисе также идет речь о сочувствии и милосердии к верующим. Если человек является имамом для людей, то ему не следует слишком затягивать намаз. Ведь, позади имама могут стоять такие люди, которые нуждаются в облегчении намаза.

Но нужно знать, что намаз следует облегчать так, как облегчал его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а не так, как желают того люди. А то бывает даже так, что имам сильно спешит в намазе и не совершает его спокойно, как следовало бы. Например, Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не совершал ни за одним имамом столь легкого, но в то же время полноценного намаза, как за пророком, да благословит его Аллах и приветствует» [856].

Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал во время утреннего намаза в пятницу суру ″ас-Саджда″ (№ 32) в первом ракаате, а во втором – суру ″аль-Инсан″ (№ 76). Иногда он читал суру ″ад-Духан″ (№ 44) во время вечернего (магъриб) намаза. Иногда он читал и другие суры, среди которых суры ″аль-Мурсалят″ (№ 77), ″ат-Тур″ (№ 52), ″аль-А’раф″ (№ 7), но вместе с этим его намаз был легким.

Поэтому, этот хадис не является доводом для тех людей, которые совершают намаз так быстро, что теряют награду и противоречат сунне.

 

 

229 ― Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Хотя посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и любил совершать (благие) дела, он часто отказывался от их совершения, опасаясь, что то же самое начнут делать и другие люди, а потом это может быть сделано для них обязательным» [857].

 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял совершение некоторых деяний, которые были любимы ему, боясь того, что люди тоже начнут делать их, а затем эти деяния станут обязательными, и людям станет тяжело.

В пример можно привести то, что было в месяце Рамадан. Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды ночью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из её комнаты и стал молиться в мечети, а люди, которые увидели это, молились, следуя его примеру. Наутро об этом стали говорить, и к вечеру на молитву собралось уже больше людей, которые молились, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он вышел на молитву на вторую ночь. Утром люди рассказывали об этом друг другу, и на третью ночь в мечети собралось множество людей, которые молились по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда же настала четвёртая ночь, мечеть не вместила всех желающих помолиться, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не вышел к ним. Некоторые люди принялись громко повторять «Молитва!», но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним только тогда, когда настало время утренней молитвы. Совершив её, он повернулся к людям лицом, произнёс слова свидетельства единобожия и сказал: «А затем, поистине, от меня не укрылось то, чем вы занимались этой ночью, однако я побоялся, что ночная (дополнительная) молитва будет вменена вам в обязанность, а вы не сможете совершать её» [858]. То есть, он оставил коллективное совершение молитвы ″тарауих″, боясь, что оно станет обязательным для общины.

Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы это не было тяжко для (членов) моей общины (или: для людей), я обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой» [859].

Также, например, однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, откладывал ночную (’иша) молитву, пока не прошла значительная часть ночи, и все люди, находившиеся в мечети, заснули. После этого он вышел в мечеть и совершил молитву, а потом сказал: «Поистине, не будь это трудно для членов моей общины, совершать эту молитву лучше всего было бы в такое время!» [860]

Таким был пророк, да благословит его Аллах и приветствует! Он оставлял определенные деяния и не приказывал их совершать, боясь создать затруднение для своей общины.

 

230 ― Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил (людям) ″уисаль″ из милосердия к ним, они сказали: “Но ты ведь делаешь это!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!”» [861]

 

«Уисаль» заключается в том, что люди проводят два дня или даже больше в посте, не прерывая свой пост даже ночью. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил людям поститься подобным образом.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил соблюдать пост непрерывно, один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня”. Когда же (некоторые люди) отказались прекратить поститься непрерывно, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тоже стал поститься непрерывно вместе с ними, не разговляясь сначала один день, потом ещё один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы он появился позже, я бы добавил вам”, (имея в виду, что это) послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься» [862]. То есть: это было бы вам наказанием, и тогда вы бы почувствовали голод и жажду, и больше никогда не пожелали бы поститься непрерывно.

Суть в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ″уисаль″ из милости к людям.

“Поистине, я не таков, как вы, ведь Господь мой кормит и поит меня!” ― то есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не таков, как члены его общины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил ночи в молитвах, уединяясь с Аллахом Всевышним, поминая Его, читая Его слова, и всё это лишало его необходимости в еде и питье. Ведь, если человек сильно занят чем-то, он забывает даже о еде и питье, особенно, если он занят чем-то, что ему очень любимо.

Например, требующий знания, которые не может насытиться знаниями и сильно увлечен ими, может оставаться в своей библиотеке с утра до вечера, забыв о еде и питье, забыв о завтраке и ужине, а иногда даже и о сне. То же самое можно сказать о человеке, который гонится за мирским и никак не может насытиться.

Рассказывают, что один богатый человек сильно был поглощен своими ведомостями и квитанциями, своими деньгами, а у него была жена. Рядом с ним жил бедный женатый человек, который обращался со своей супругой по-хорошему, и жена богатого начала завидовать, так как этот богатый не обращал на нее внимания. Она начала говорить ему: ″Неужели ты не видишь, как наш сосед хорошо обращается со своей супругой, общается со своими домочадцами?″ Этот богатый человек был сообразительным и позвал того бедняка, а затем сказал ему: ″Поистине, ты беден и нуждаешься в деньгах, так давай я дам тебе денег и ты займешься торговлей″. Богатый дал ему денег и бедняк начал заниматься торговлей и вскоре забыл о своей семье, и стал подобным тому богачу. То есть, если человеку любимо что-то, оно заставляет его забыть обо всем.

В общем, суть в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам постился непрерывно, но запретил делать это членам своей общины из-за милости к ним.

 

فصلوات الله وسلامه عليه وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان إلى يوم الدين

 

231 ― Передается от Абу Катады аль-Хариса ибн Риб’и, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, то сокращаю её, не желая доставлять затруднения его матери» [863].

 

Этот хадис – один из примеров, указывающих на милосердие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к членам своей общины. Аллах Всевышний описал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» [864].

 

Пользы из хадиса:

1 — Указание на милосердие и сочувствие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к членам своей общины.

2 — Указание на дозволенность присутствия женщин в мечети на коллективной молитве. Это дозволено при условии, что женщина придёт так, как ей подобает: не будет душиться или наряжаться. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина умастилась ладаном, то пусть не присутствует с нами на намазе» [865].

3 — Указание на дозволенность нахождения детей в мечети при условии, что они не причинят вреда ни мечети, ни молящимся в ней. Если же есть боязнь, что ребенок нанесет вред мечети, например, помочившись в ней, то не нужно приводить его в мечеть. Или же, например, есть боязнь, что ребенок будет мешать молящимся своими криками, будет бегать, то также не следует приводить его в мечеть. Если же от детей нет вреда, то нет проблем в том, чтобы они находились в мечети.

Что же касается хадиса: «Отдаляйте от ваших мечетей детей ваших и сумасшедших» [866], то он слабый (да’иф).

4 — Указание на то, что молящийся может слышать то, что происходит вокруг, и ему не нужно закрывать уши.

Если человек собирается совершить намаз, ему нужно отдалиться от того места, где есть шум. Например, человек хочет совершить намаз в мечети, а рядом собрались люди, которые поминают Аллаха, читают Коран. Ему нужно отойти от них подальше, чтоб они его не отвлекали. Если же это не отвлекает его, то нет проблем в том, что он будет это слышать. То есть, нет проблем в том, что он слышит окружающих, главное, чтоб он не прислушивался к ним.

Например, ты совершаешь намаз, а рядом кто-то рассказывает хадисы. В таком случае ты не должен прислушиваться к этому, так как это недозволенно в шариате. Если же ты просто слышишь разговоры вокруг, но не отвлекаешься на них, то нет в этом ничего страшного.

 

 

232 ― Передается от Джундуба ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершающий утреннюю молитву находится под защитой Аллаха, и пусть Аллах ничего не потребует от вас за Свою защиту, ибо, поистине, любого, у кого Он потребует за Свою защиту хоть что-то, Он настигнет, а потом ввергнет лицом в пламя ада!» [867]

 

Утренняя (фаджр) молитва – это первая молитва в течение суток. Второй намаз – обеденный (зухр), третий – послеобеденный (’аср), четвертый – вечерний (магъриб), пятый – ночной (’иша).

Утренний намаз наступает, а многие люди спят! Например, лицемерам бывает лень вставать на утренний намаз. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя и ночная (’иша), однако, если бы знали они, какая награда ждёт людей за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже если бы пришлось им добираться ползком!» [868]

Также утренняя, и наряду с ней послеобеденная (’аср), молитвы – это лучшие из молитв, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершал две молитвы в прохладное время, тот войдет в Рай» [869]. Имеются в виду утренняя и послеобеденная молитвы.

 

«Совершающий утреннюю молитву находится под защитой Аллаха…» ― то есть, как будто бы он заключил договор с Аллахом Всевышним, что никто не причинит ему зло.

«…и пусть Аллах ничего не потребует от вас за Свою защиту…» ― то есть: не преступайте против того, кто совершил утренний намаз, ибо он находится под защитой Аллаха.

В этом хадисе указание на обязательность уважения тех мусульман, которые подтверждают свой Ислам тем, что совершают утренний намаз. Утренний намаз не совершает никто, кроме верующих. Что же касается лицемеров, то они никогда не присутствуют на нём в мечети. Ведь, лицемеры ходят только на те намазы, где люди их видят.

Утренний намаз во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не был таким, как утренний намаз в наши дни. Ведь, ночь во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была темной, и людей не было видно. Что же касается ночей в наши дни, то, хвала Аллаху, ночью светло, как днем, благодаря тем электрическим светильникам, которыми одарил нас Аллах. Но во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ночи были темными. Поэтому, лицемеры не приходили в мечеть на утренний и ночной (’иша) намазы.

233 ― Передается от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» [870].

 

«Мусульманин мусульманину брат…» ― имеется в виду братство в религии. Аллах Всевышний сказал: «И по Его милости вы стали братьями» [871]. А также: «Если же вы не знаете их отцов, то они являются вашими братьями по вере и вашими близкими» [872]. И это братство является самым крепким из всех видов братств. Оно крепче, чем кровное братство. Ведь, бывает так, что твой кровный брат является твоим врагом, и ты ненавидишь его.

Что же касается религиозного братства, то оно сохраняется как в мирской жизни, так и в вечной. Это братство помогает человеку при его жизни и после смерти.

«…и он (не должен) ни притеснять…» ― он не должен притеснять своего брата ни в имущественных вопросах, ни в физическом плане, не должен затрагивать его честь и честь его семьи. Суть в том, что запрещены все виды притеснения.

«…ни предавать его…» ― то есть: не предавать его в тот момент, когда кто-то хочет причинить ему несправедливость. Мусульманин должен защищать своего брата ото всякого зла.

Следовательно, нужно объединить в себе две вещи:

Во-первых, нельзя притеснять своего брата;

Во-вторых, нельзя предавать его в тот момент, когда его притесняют. Напротив, необходимо его защищать.

Поэтому ученые, да помилует их Аллах, говорят, что человек обязан защищать честь своего брата, жизнь своего брата и имущество своего брата.

Например, если ты услышишь, как кто-то ругает твоего брата, злословит о нём, то ты обязан защищать его. Если ты увидишь, как кто-то нападает на твоего брата и ты в состоянии его защитить, то ты обязан это сделать. Если ты видишь, как кто-то хочет отобрать у него имущество, то ты также обязан защитить его.

 

«Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде…» ― из этого следует, что если человек притесняет своего брата, то братство между ними неполноценное. Если он предает его в тот момент, когда кто-то притесняет его, то братство между ними также неполноценное. Если человек решает проблемы своего брата, то этим самым он обретает огромное благо, так как Аллах начинает помогать ему самому.

«…того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения…» ― существует много способов избавления мусульманина от печали.

Например, если твой брат печалится из-за денежных трудностей, а ты дашь ему денег, то этим самым ты избавишь его от печали. Если, например, у твоего брата тяжелое душевное состояние, и ты помог ему, подняв настроение, то этим самым ты также избавил его от печали.

«…а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения» ― то есть: если ты скроешь какой-нибудь недостаток своего брата, то Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Вечной.

Но из этих слов есть исключения, так как покрытие мусульманина иногда может быть похвальным деянием, а иногда запретным. Например, ты видишь человека, совершающего грех. Этот человек – злодей, упорствует в своих грехах. В такой ситуации сокрытие его грехов не добавит ему ничего, кроме еще большей несправедливости. В данном случае нельзя скрывать его грехи, а наоборот рассказать о них для его же блага. Если же ты видишь человека, который обычно не совершает ничего дурного, но вдруг допустил оплошность, то его оплошность желательно скрыть, не рассказывая о ней никому. Если ты скроешь эту оплошность, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней.

Также нужно покрывать физические недостатки мусульманина. Например, если у мусульманина на теле какие-нибудь шрамы, кожные заболевания, и так далее, то обязательно нужно скрывать эти его недостатки. Если ты скроешь их, Аллах скроет твои недостатки в мирской жизни и в Последней.

 

234 ― Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина, а богобоязненность скрыта здесь. Достаточно человеку для совершения зла того, что он презирает своего брата в исламе!» [873]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.112 с.)