Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение буддизма в юго-восточной АзииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Восприятие буддизма как религиозно-философской системы было следствием внутренних потребностей ранних обществ Аустразии (древней Юго-Восточной Азии) в более детализированной, чем существовавшая у них ранее, системе миропонимания. В этих обществах уже существовали достаточно развитые религиозные системы, основанные на культе предков, поэтому восприятие буддизма стало не заполнением вакуума, не заменой одной системы другой, а дополнением. Буддизм тхеравады со временем победил в ряде стран, но при этом претерпел серьезные изменения в сфере социальной практики. В результате складывания в начале нашей эры великого межконтинентального морского пути, связывавшего Европу и Ближний Восток с Дальним Востоком, устанавливаются тесные связи между Индией и Юго-Восточной Азией. К этому времени здесь возникло значительное число государств (Бапном, Линьи, или Чампа, Лангкасука, Каттаха и др.), которые испытали значительное культурное влияние Индии. Все эти государства восприняли в той или иной форме индийские религиозные системы, и в каждом случае - буддизм. Последнее относится и к вьетским государствам, империи Хань, а позднее - государству У и др. Внешние религиозные, эстетические, языковые и иные феномены культуры других народов никогда не воспринимались в Юго-Восточной Азии целиком. Общественный строй здесь отверг систему индийских варн и многие другие институты и понятия. Одновременно с отбором нужного шло смешение различных элементов индо-дравидской традиции с местной. Воспринятые религиозные системы подверглись существенным изменениям и отбору, были приспособлены для новых форм традиционнного здесь культа предков, и прежде всего - культа обожествленного предка монарха. Мон-кхмеры выработали наиболее законченную форму этих синкретических верований - культ бога-царя (девараджа или буддараджа). Кроме контактов, опосредованных соседними государствами Индокитайского полуострова и Архипелага, существовали прямые морские связи, даже между вьетскими землями и Индией. Таким образом, буддизм проникал сюда как прямо из Индии, так и в результате контактов с южными соседями. В Зяо нет буддийских памятников этого периода, но зато есть свидетельства источников об этих контактах и о распространении буддизма. В связи с распространением буддизма в первые века нашей эры в Юго-Восточной Азии следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первые государства в южной части Индокитая и в Индонезии фиксируются только с первых веков нашей эры. Вьетские же районы (от дельты Хонгха в Северном Вьетнаме до устья Янцзы) к началу нашей эры обладали как минимум 400-летним опытом государственного развития. В первые века нашей эры в Юго-Восточной Азии были восприняты и ранний, элитарный буддизм, и, видимо, несколько позже - формирующийся на основе брахманизма индуизм. Последний тем самым стал на полтора тысячелетия тоже "мировой религией". Но очень важно то, что в это время сам буддизм еще не завершил своего формирования как массовое учение, а индуизм также еще не принял окончательных форм. Это, безусловно, облегчало их адаптацию в новой среде; для буддизма это была уже вторая адаптация, после его распространения в дравидской среде Южного Индостана. Это очень важно, поскольку с более северными, арийскими областями, где побеждал индуизм, контакты народов Юго-Восточной Азии были гораздо слабее. В значительной части ЮВА обе религии сосуществовали, впоследствии победил буддизм, но везде и всегда, как уже говорилось, основой религиозной практики большинства населения оставался культ предков. Восприятие буддизма шло без сколько-нибудь заметного физического присутствия иноземцев. В 1-V вв. воспринимался еще в значительной степени "монашеский" буддизм, т.е. элитарный. И воспринимался он прежде всего верхушкой господствующего класса и интеллектуальной элитой. Преобладала махаяна, раньше ставшая на путь приспособления к более профанному уровню восприятия, более удобная для относительно широкой, хотя пока еще и не массовой, пропаганды. С V-VI вв. среди вьетов распространяется тхиен (дхьяна), на островах и на западе Индокитайского полуострова - тантрические верования и т.д. Можно подытожить эти процессы следующим образом: первый период - восприятие буддизма на элитарном уровне в 1-V вв., второй период - восприятие его широкими слоями управленцев и, в небольшой степени, крестьянством - VI-XII вв. В связи с этим целесообразно рассмотреть некоторые параллельные проблемы, в частности проблему миграции носителей интересующей нас идеологии. Индийцы мигрировали со своего полуострова в течение всей истории и направлялись не только в Юго-Восточную Азию, но и на запад - на Ближний и Средний Восток и в Африку. Но лишь в Юго-Восточной Азии влияние индийской культуры столь заметно, что говорит о решающем значении внутренних факторов. Миграция не была значительной количественно, представления о многочисленных "индийских колониях" на островах и побережье скорее всего не отражают реальности, во всяком случае пока не найдено каких-либо свидетельств этого. Видимо, речь может идти лишь о проникновении отдельных лиц поодиночке в чужеродную среду, которая их почему-то принимала. Только живая заинтересованность яванцев, менее - вьетов, кхмеров, монов и иных народов в восприятии буддийской религии могла гарантировать жизнь носителю этой идеологии. Буддизм здесь прошел обычный путь от религиозной философии для немногих образованных людей к несколько упрощенному, уже доступному верхушечным слоям общества учению, а затем - к доступной широким массам еще более упрощенной массовой религиозной философии. Таким образом, дата восприятия буддизма определялась и временем возникновения "спроса" (в Юго-Восточной Азии), и временем превращения буддизма в легкоусвояемое учение (на территории Южного Индостана). Обратимся к наиболее известным фактам, свидетельствующим о путях и формах восприятия буддизма в Юго-Восточной Азии. Археологические и письменные данные свидетельствуют о восприятии буддизма здесь со II в. по крайней мере на юго-западе и на юго-востоке Индокитайского полуострова; последнее предполагает знакомство с ним и на Малаккском полуострове. С этого времени число сведений о буддийских храмах, статуях, проповедниках, текстах растет. Наиболее известные ранние поселения со следами присутствия буддизма - Пейтано и Пьи (Пром) в Южной Бирме, Понгтук на берегах Сиамского залива (все - у монов), Окео в дельте Меконга (у кхмеров), Донгзыонг на восточном побережье Индокитайского полуострова (у чамов), Луйлоу в дельте Красной реки (у лаквьетов). Это - раскопанные поселения городского типа. Кроме того статуи Будды первых веков нашей эры, также стоявшие в достаточно крупных храмах и, видимо, связанных с крупными поселениями, есть на Яве, Суматре и Сулавеси. Буддисты этого времени были ориентированы на дравидский мир юга Индостана, о чем свидетельствует широкое распространение изображений Будды в южном стиле Амаравати (III-IV вв.). Они найдены практически везде в Юго-Восточной Азии, причем и в центрах прибрежных рисовых долин, и порой в глубине континента, у всех древних народов региона. Там, где проводились раскопки, есть остатки кирпичных ступ и монастырей. Ряд городов, где есть материальные следы восприятия буддизма середины I тысячелетия н.э., упоминаются в источниках со II в. н.э. Примечательно, что в большинстве случаев археологические и письменные свидетельства о распространении индуизма - более поздние. О покровительстве буддизму со стороны правителей свидетельствует и древнейшая в Юго-Восточной Азии надпись из Вокань в Чампе III в. н.э. У вьетов уже для конца II в. н.э. засвидетельствованы традицией многочисленные монастыри, где велся перевод буддийских текстов. При этом везде, где можно установить источник восприятия буддизма, - это дравидский юг Индостана; правда, тексты - санскритоязычные, но санскрит был распространен на юге Индостана в эти века. Покровительство буддизму в это и более позднее время со стороны правителей не было связано с их этнической чужеродностью; реальных данных об "индийских" династиях в это время нет, а более поздние династические "привязки" носят откровенно мифологический характер. Влияние на социальную структуру также было верхушечным. Например, нет реальных признаков варнового деления в Юго-Восточной Азии. Под варновыми терминами, которые порой употреблялись, выступали самые различные организации без четких границ, ритуалов, брачных ограничений и т.п. Именно буддизм, который не делал социальных различий между верующими, был воспринят в Юго-Восточной Азии прежде, чем индуизм. О том, что путь индийскому влиянию открыл буддизм, а не индуизм, писал уже Ж.Седес. Чтобы завершить сравнение степени распространенности двух религий, отметим, что индуизм стал преобладающим лишь у кхмеров, чамов и яванцев с балийцами. Но и здесь или зафиксировано раннее преобладание буддизма, или соотношение культов на раннем этапе неясно; что же касается дальнейшего, то буддизм везде сохранял заметные позиции, а потом и победил - и у кхмеров, и у яванцев. С VI в. н.э. мы видим гораздо более широкое и глубокое влияние буддизма на жизнь народов. Он стал господствующей религией в западной и центральной частях Индокитайского полуострова (у монов), у вьетов, у малайцев. У последних уже в VII в. отмечено существование буддийских "университетов", обучение в которых позволяло не ездить в Индию; здесь учились известные буддийские мыслители из отдаленных стран. Буддийские тексты на пали найдены археологами у монов, Будда и герои буддийской литературы регулярно упоминаются в эпиграфике всех народов Юго-Восточной Азии, остатки буддийских храмов встречены повсеместно, в том числе у чамов, у которых позднее возобладал шиваизм, а тогда в основных святынях стояли статуи Будды. Даже "священная земля" чамов получила буддийское название Амаравати. С IV в. мы видим многочисленные изображения Будды уже в стиле Гуптов, что говорит о продолжающихся регулярных культовых контактах с Индостаном; впоследствии развитие культовой скульптуры и искусства пойдет здесь своим путем. Многочисленны буддийские надписи этого времени с Малаккского полуострова (в частности, знаменитая стихотворная надпись судовладельца Буддхагупты), есть изображения ступ и развалины ступ. По-прежнему известны индийские проповедники, порой даже из Кашмира. Источники описывают местные школы буддизма со своими обрядами, но известно о них мало. Однако некоторые, пока малочисленные, области в это время уже практикуют по преимуществу шиваизм (Западная Ява, Еподи и др.). В рамках следующего этапа, условно с IX в., начинает чувствоваться влияние, с одной стороны, тантризма, с другой - местных культов. Растет число местных школ, дальнейшее распространение буддизма вширь из прежних элитарных центров сопровождается естественным усилением мистицизма, обряда в ущерб "чистоте" учения. В X-XI вв. такие явления мы видим и у монов, и у бирманцев, и на Архипелаге, и у вьетов в Дайвьете, т.е. почти у всех народов, практиковавших в то время буддизм как господствующую идеологию. Но к этому времени восприятие буддизма уже завершилось, шло его развитие уже на местной почве. Последнее ни в коей мере не означало прекращения контактов с западным центром, но надо помнить, что им была в это время уже только Шри-Ланка, периферийный для индийского мира центр. В рамках этого "контакта вторичных центров" оттуда была воспринята массовая модификация "монашеского" буддизма - тхеравада, быстро вытеснившая другие направления буддизма везде, где ей не противостояла дхьяна. Ее тхеравада почему-то одолеть не смогла ни у вьетов, ни на юге китайских империй (чань), что говорит о способности модифицированной дхьяны в не меньшей степени выполнять роль настоящей "массовой религии", хотя и, в отличие от тхеравады, в симбиозе с культом предков и конфуцианством. Таким образом, не влияние с севера или с запада было первопричиной становления классов и государственности в Юго-Восточной Азии. Но чтобы не разрывать изложения, мы перенесем разделы о многих возникших в то время государствах в главу II, поскольку расцвет этих образований относится к периоду после VII в. Здесь же остановимся лишь на государстве, сыгравшем важную роль в жизни Аустразии, время существования которого в основном укладывается в хронологические рамки данной главы.
Глава I
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.013 с.) |