Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство объединенное силлаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государство Силла к середине I тысячелетия было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с середины VI в. началось его быстрое усиление, и оно вступило в борьбу за гегемонию на Корейском полуострове. В 654 г. на престол Силла вступил ван Тхэджон-Мурёль, сторонник активной внешней политики и укрепления союза с Танской империей. В 660 г. под ударами силласких и китайских войск пало Пэкче и его столица Саби. Но еще несколько лет союзникам пришлось подавлять восстания, руководимые военной знатью и буддийским духовенством и направленные на возрождение этого государства. В 668 г. пало и Когурё, которое было превращено в наместничество Танов. Однако сразу же после разгрома Пэкче и Когурё между союзниками выявились непримиримые противоречия. Силла претендовало на власть над всем полуостровом, что совершенно не устраивало Танов. Силла располагало к тому времени сильной армией, имевшей большой боевой опыт и руководимой выдающимся полководцем Ким Юсином. Ван Мунму, сменивший в 661 г. на престоле умершего отца, - правитель способный и твердый - не склонен был уступать китайцам и решил довести до конца дело объединения страны. В 670 г. между Силла и Китаем началась война. Силла признало Ансына, выходца из когурёского правящего рода, который возглавлял борьбу против китайских завоевателей (начавшуюся сразу после падения Когурё), ваном Когурё. Тогда же Силла начало военные действия против созданного Танами в Пэкче марионеточного государства во главе с отпрыском местной династии ванов. В следующем году Силла одержало решающие победы над ним. Однако борьба с китайскими армиями растянулась на семь лет (670-676), в течение которых почти непрерывно шли военные действия. Китайцам пришлось признать силлаские успехи и прекратить войну, хотя официально граница по р.Тэдонган была признана Танами только через 60 лет (735 г.). Ансын в 683 г. официально перешел на силласкую службу; ему была дарована фамилия правящего рода Ким и дана в жены сестра вана Мунму. Так начался период Объединенного Силла. В состав этого государства была включена вся территория Корейского полуострова к югу от р.Тэдонган. Танский Китай признал силлаское государство в его новых границах, однако лишь в качестве своего вассала. В начале VIII в. участились дипломатические контакты с Китаем, прежде всего обмен посольствами. Контакты с Японией были, как и раньше, незначительны. Японские посольства посещали Силла в 698 и 703 гг. Затем государственные связи надолго прервались, что, видимо, было вызвано нападением японцев в 731 г. на восточные границы Силла. Известно, что в 742 г. прибывшему японскому послу было отказано в приеме, это же случилось в 753 г. Весь период Объединенного Силла прошел без внешних войн, если не считать упомянутого выше нападения японцев и двух случаев, когда по требованию китайского императора Силла посылало свои войска на помощь китайским: в 733 г. против государства Бохай и мохэских племен и в 819 г. для подавления мятежа Ли Шидао в Юньчжоу (впрочем, в обоих случаях до боев дело не доходило). Внутриполитическая история Силла в огромной мере связана с эволюцией характера политической власти в государстве, роли аристократии в ее структуре. До VI в. аристократия играла решающую роль в вопросах престолонаследия; в первой половине VII в., когда были созданы разветвленный государственный аппарат и постоянная армия и окончательно установился порядок престолонаследия, влияние аристократии сильно упало. Период 654-681 гг. (правление ванов Тхэджон-Мурёля и Мунму) был временем резкого усиления единоличной власти вана, установления ванской автократии. Эти ваны при поддержке ближайшего окружения, таких деятелей, как Ким Юсин, сосредоточили в своих руках всю полноту власти; в политике объединения страны они опирались на армию и на перешедших на силласкую службу представителей бывшей когурёской и пэкческой знати. Эти перемены вызывали острое недовольство аристократии, выливавшееся в заговоры и мятежи. Период правления вана Синмуна (сына Мунму) и его прямых потомков (681-780) был временем дальнейшего укрепления централизованного государства и его наибольшего расцвета и могущества. После убийства в результате мятежа 780 г. вана Хегона престол перешел к боковым ветвям рода Ким, и до 861 г. в борьбе за власть соперничали две линии потомков вана Вонсона, борясь и с другими претендентами. Результатом стало общее ослабление государственной власти. Вторая половина IX в. была временем полного упадка государства, когда оно, потрясаемое мятежами и заговорами, теряло все новые территории. В 861 г. силласким ваном стал Кёнмун. Он и его потомки правили до 912 г. Заговоры и мятежи потрясали государство. Наиболее тяжелым было для страны правление женщины-вана Чинсон (887-897). Государственное управление находилось в руках ее фаворитов, преследовавших лишь собственные выгоды. Налоги практически перестали поступать, и казна опустела. В 889 г. в области Саболь ряд сановников подняли мятеж, который, видимо, так и не удалось окончательно подавить: в это время распад государства стал свершившимся фактом. С усилением внутренней нестабильности внешние связи Силла резко ослабли. Реже стали отправляться посольства в Китай. С конца 80-х годов IX в. дипломатические связи с Китаем почти совсем прекратились. С Бохаем Силла практически не имело дипломатических отношений. Известны лишь два случая отправки посольств в это государство - в 790 и 812 гг. В IX в. несколько участились контакты с Японией. В 803 г. между Силла и Японией состоялся обмен посольствами и были установлены дружеские отношения. В течение IX в. японские посольства несколько раз посещали Силла, им неизменно оказывали радушный прием. Однако силлаские посольства в Японию не отправлялись. В 891 г. некто Янгиль подчинил себе более десяти округов и уездов области Ёнджу. В 892 г. обосновавшийся в Вансане Кёнхвон распространил свою власть на юго-восточную часть области Муджу и провозгласил создание собственного государства Хубэкче ("Позднее Пэкче"). Кёнхвон был сыном некоего Аджагэ, выходца из крестьян, ставшего затем военачальником и самостоятельным правителем. Кёнхвон создал боеспособную армию и стал угрожать самому существованию государства Силла. В середине 90-х годов усилился Кунье (побочный сын одного из силласких ванов, бывший монах). В 891 г. он служил у Янгиля, затем захватил ряд окружных и уездных центров и объявил себя независимым правителем. В 899 г. Янгиль сделал попытку уничтожить Кунье, но был разбит и погиб. В 901 г. Кунье провозгласил себя ваном, в 904 г. его государство получило название Маджин (с 911 г.- Тхэбон), была учреждена собственная бюрократическая система. Таким образом, в конце IX в. страна представляла собой арену борьбы между отколовшимися от центральной власти правителями. В 918 г. Кунье был свергнут и убит одним из своих полководцев, Ван Гоном, провозгласившим новое государство - Коре. Ван Гон поддерживал с Силла неизменно дружественные отношения (хотя правители силласких округов и уездов постоянно перебегали к нему), в то время как Кёнхвон был настроен чрезвычайно враждебно. В 927 г. он внезапным штурмом взял силласкую столицу Кымсон, разграбил ее и перебил родственников силлаского вана, принудив последнего к самоубийству. Уничтожить Силла совсем Кёнхвон, однако, не решился, поставив у власти одного из сановников - представителя рода Ким Пу (ван Кёнсун). Территория Силла к тому времени сократилась до ничтожных размеров, и последний, 56-й ван Кёнсун счел за лучшее отречься от престола тд перейти под власть Ван Гона. Остальные силлаские аристократы также перешли на службу в Коре. Так в 935 г. завершило свое существование государство Силла. В период Объединенного Силла земельные отношения в Корее продолжали базироваться на государственной собственности на землю. Часть земель могла выделяться для содержания государственных учреждений, выплаты жалованья чиновникам, в виде "кормовых округов"; существовали специальные дворцовые земли. Большую часть земельного фонда составляли мелкие наделы-держания крестьян, также являвшиеся государственной собственностью. Надельная система способствовала прикреплению крестьян к земле. Со временем, по мере ослабления централизованного государства, стала проявляться тенденция со стороны крупных чиновников к превращению служебных условных держаний в крупные частные и наследственные владения и к захвату крестьянских земель, что существенно подрывало надельную систему. Разновидностью негосударственного, частного земельного владения была собственность буддийских монастырей. Система учреждений центрального отраслевого управления начала формироваться в Силла с VI в.; в основном система государственного аппарата была создана во второй половине VII в. Высшим государственным учреждением Силла был чипсасон. Этот орган занимался общими вопросами управления, а его начальник - чунси (сиджун) - был. фактически главой государственной администрации. Другой важнейшей должностью была должность сандэдына - главы аристократического совета при ване. Существовали отраслевые управления (бу), ведавшие военными делами, финансами, государственными запасами, церемониями, строительством, сухопутным транспортом, флотом, ревизией и контролем, внешними связями, кадрами чиновников, правосудием и наказаниями, общественными работами. Более мелкими вопросами занимались управления (со), которые могли подчиняться некоторым отраслевым управлениям. Особые ведомства - сонджоны (всего 7) - ведали делами крупнейших буддийских монастырей. Кроме того, имелась система дворцовых учреждений и более 100 мелких учреждений, обслуживавших ванскую семью. Всего в центральном аппарате насчитывалось 160 различных учреждений. В середине VIII в. ваном Кёндоком была проведена реформа госаппарата с целью приблизить его к китайскому образцу, в результате чего были изменены названия почти всех учреждений и должностей, однако уже через 20 лет была восстановлена прежняя система. Все чиновники разделялись на 17 рангов (каждому рангу соответствовал чин; чины были столичные и провинциальные). Для каждой должности (известно 127 должностей центрального аппарата) предусматривался определенный чин (а следовательно, и ранг) занимающего ее чиновника. В административном отношении страна делилась на 9 областей (чу), 5 малых столиц (согён), 116 округов и 293 уезда. Для каждой административной единицы предусматривался штат чиновников (известно 16 провинциальных должностей). Формирование военного аппарата в целом совпадало по времени с формированием центрального гражданского и даже несколько опережало его, а окончательно завершилось раньше - к концу VII в. Постоянная армия сложилась на основе общинно-родовой организации: все мужское население трудоспособного возраста считалось военнообязанным. Первоначально существовали только территориальные войска, подразделявшиеся по областям, округам и уездам (их организация восходила ко временам народного ополчения). Столичные войска появились позже. Однако уже с начала VI в. в армии стали вводиться единые должности. В армии Объединенного Силла их насчитывалось 35 (основных). Главными соединениями были так называемые Шесть чонов, Девять соданов, Десять танов и Пять чусо, состоявшие из частей (тан, букв. "знамя"), именовавшихся, как правило, по названиям областей и населенных пунктов. Военные чиновники различались по цвету кыма (нашивка в форме полумесяца на воротнике форменной одежды); имелись и другие знаки различия в виде элементов шкур хищных животных, перьев птиц, колокольчиков и т.п. В общей сложности в Объединенном Силла насчитывалось 5,7 тыс. чиновников, из которых в центральном аппарате - 1350, военных - 3,8 тыс. Жалованье чиновникам выплачивалось в различных видах: либо это были участки земли, налоги с которых (их платили крестьяне, сидевшие на этих землях и являвшиеся держателями государственных наделов) поступали в распоряжение чиновника, либо зерно, либо другие материальные ценности (например, ткани). В 687 г. чиновникам были розданы земельные участки, но уже в 689 г. земельное жалованье (ногып) было отменено и вводилось жалованье зерном; в 757 г. помесячное жалованье вновь было заменено на ногып. В столице Силла, как сообщают корейские хроники, насчитывалось до 170 тыс. дворов. Своим убранством выделялись дома крупных сановников. В городе проживали и ремесленники, занятые в основном в государственных мастерских и службах. В период Объединенного Силла больших успехов достиг буддизм. Известны названия более двухсот буддийских монастырей. Основу их земельной собственности составляли пожертвования со стороны ванов (а впоследствии, с появлением частных земель у отдельных аристократов, - и с их стороны). Монастыри освобождались от налогов. Земли, принадлежащие им, обрабатывались зависимыми от монастыря людьми: это могли быть как ноби, так и члены зависимых (неполноправных) общин, сидящие на землях, переданных ваном монастырю. Территориальная буддийская администрация (осуществлявшая управление сангхой в масштабе всей страны, области, округа, уезда), укомплектованная монахами во главе с куктхоном, существовала параллельно с государственными учреждениями, ведавшими делами сангхи и укомплектованными государственными чиновниками. Благодаря признанию буддизмом приоритета государственной власти взаимоотношения буддистов с последней были по преимуществу доброжелательными. Буддисты использовались для выполнения различных функций в сфере управления, в первую очередь для совершения культовых обрядов в пользу государства. Однако буддийская община как социально-политическая сила представляла собой потенциальную угрозу для политической стабильности государства, а ее землевладение - для тех принципов земельной системы, которые обеспечивали существование централизованного государства. Поэтому ваны не были заинтересованы в чрезмерном усилении экономической базы монастырей (в VII-VIII вв. принимались законы, призванные ограничить монастырскую собственность), и сангха была поставлена под контроль государства. Когда в IX в. централизованное государство ослабло, буддизм вышел из-под контроля, в результате чего распад государства пошел еще быстрее. В Корее распространялся буддизм махаянистского толка. Несколько сект, на которые разделялись его последователи, были в основном аналогами китайских. В IX-Х вв. в стране возникло девять дзэн-буддийских сект; соперничество их с традиционными велось по линии борьбы за популярность и не выражалось в каких-либо политических акциях. Идеология Объединенного Силла представляла собой сочетание местных религиозных верований, конфуцианства, буддизма и даосизма. Сплав этих религиозно-этических учений нашел воплощение в идеологии хваранов - организации молодежи, готовящей своих членов для службы государству. Эта организация подразделялась на небольшие отряды, представлявшие собой свиту их предводителей. В их составе молодые люди совершали тренировочные походы, охотились, проходили военную выучку, получали духовную и физическую закалку. Институт хваранов - явление чрезвычайно самобытное, не находящее аналогов в соседних странах. Из рядов хваранов вышли многие полководцы и государственные деятели Силла VI-VIII вв. Конфликтов на идеологической почве в Объединенном Силла практически не наблюдается. Конфуцианство и буддизм в целом воспринимались как два учения, имеющие каждое свою сферу действия, и поэтому вопрос об их соперничестве и тем более борьбе не стоял. Конфуцианство преобладало в сфере государственного управления и политики (с 682 г. имелась высшая конфуцианская школа для подготовки чиновников - Кукхак или Тэхаккам), а буддизм - в сфере непосредственного духовного воздействия на массы. Хотя некоторые ваны, подчеркивая уважение к буддизму, приказывали хоронить себя по буддийскому обряду, а многие аристократы принимали монашество, в целом господствующий класс отдавал предпочтение конфуцианству. Вместе с конфуцианством в стране получала распространение китайская культура. В Кукхаке основными предметами изучения были классические конфуцианские сочинения - "Лунь юй", "Сяо цзин" и др. В 788 г. были введены экзамены на чин, заключавшиеся в проверке знаний китайской классической литературы. В стране пользовались китайской письменностью. Видным ученым Соль Чхоном было создано письмо иду, в котором корейские слова записывались с помощью китайских иероглифов. Корейскими конфуцианскими учеными были созданы значительные произведения (на китайском языке) биографического и исторического характера, как, например, "Биографии высших священников", "История хваранов", "Разные керимские биографии" Ким Тэмуна, "Хронология ванов" Чхве Чхивона (858-951). Развивались и естественные науки, особенно математика и астрономия. Одно из столичных учреждений (Нугакчон) специально занималось вопросами астрономических наблюдений и составлением календаря. Развитию географических знаний в значительной мере способствовали буддийские монахи, совершавшие частые поездки в Китай и Японию и даже паломничества в Индию. Поэзия в Объединенном Силла была представлена главным образом жанром каё. Она находилась под сильным влиянием буддизма. Авторами многих песен (хянга) были хвараны и буддийские монахи. В 888 г. была составлена антология корейской поэзии, включавшая более тысячи произведений. Выдающимся писателем и ученым был Чхве Чхивон, чье поэтическое наследие оказало большое влияние на поэзию последующего периода. Значительным было воздействие буддизма на музыку и изобразительное искусство. В период Объединенного Силла строились грандиозные монастыри, храмы и пагоды, создавались великолепные каменные и бронзовые скульптуры божеств буддийского пантеона. Наиболее известны монастыри Сачхонванса, Пульгукса, Мирыкса, Ёнмёса, Хваннёнса, Ёнхынса, Пондокса, а также пещерный храм Соккурам с более чем 40 каменными изваяниями и рельефами. Получило распространение изготовление бронзовых художественных колоколов для буддийских монастырей, диаметром в несколько метров и весом в десятки тонн, а также других предметов буддийского ритуала. Высокими художественными достоинствами отличались изделия из драгоценных металлов, камней и керамики, изготовлявшиеся для Ванского двора. В целом период Объединенного Силла представляет собой важнейший этап в истории Кореи, когда впервые было создано единое централизованное государство на всей территории страны. Принципы его социальной и административной организации, земельной системы в огромной степени определили всю последующую историю страны.
ЯПОНИЯ В VII-Х вв. В VII в. в Японии установилось централизованное государство. В этом важную роль сыграл политический переворот 645 г., известный в истории как "переворот Тайка" (букв. "Великие перемены", по девизу годов правления), когда группа аристократов во главе с принцем Наканооэ и Накатоми Камако (впоследствии Фудзивара Каматари) ликвидировала влиятельный при императорском дворе род Сога. Этот переворот и последующие реформы ("реформы Тайка") были вызваны кризисным состоянием общества, когда правители Ямато, древние могущественные роды и возникшая в VI - первой половине VII в. новая знать вели борьбу за частное обладание зависимыми людьми и землей, за господство над свободными общинниками. Осуществлять эксплуатацию народа было уже невозможно средствами прежних управленческих структур, сохранявших многие черты родового устройства. Реформы вызывались и внешним фактором - усилением китайской империи Тан и ее стремлением захватить Корейский полуостров, что расценивалось как угроза самой Японии. Уже в 645 г. начались преобразования правительственного аппарата: создание должностей левого и правого министров, советника императора утицуоми (ее занял Накатоми Камако), политических советников кунихакасэ (ими стали вернувшиеся из Китая монахи Накамуко-но Гэнри, Мин), - а также изменения на местном уровне: в восточных провинциях был проведен обмер земель, составлены подворные списки, население обложено регулярным налогом, назначены губернаторы провинций и начальники уездов. Была установлена новая система подачи судебных прошений, оглашен закон о статусе свободных и несвободных, введены девизы годов правления. Столицей было избрано поселение Нанива на берегу Внутреннего моря (ныне Осака). Смысл реформ, как это видно из указа правительства от 646 г., заключался в следующем: 1) отмене частных земельных владений и ликвидации категории зависимых людей императорской семьи и аристократии (второе было проведено не полностью), объявлении земель и людей государственными. Аристократия сохранила свое положение эксплуататорского класса, получив компенсацию в виде ранговых, должностных и прочих наделов, выплат из казны, права на налог и отработки крестьянских дворов, выделяемых в "кормление" (дзикифу); 2) были созданы центральные органы управления, введено территориальное административное деление; 3) было предписано составление земельных реестров, проведение подворных переписей, каждый получал земельный надел; 4) вводилась новая унифицированная налоговая система. Эти реформы были направлены на создание централизованного государства. Реформы имели продолжение. В 647 г. была введена новая система из 13 рангов, в 649 г. - из 19 рангов, в 664 г. - из 26 рангов. В 664 г. для улучшения правительственного контроля над могущественными родами были назначены клановые старшины, а также признано владение домашними рабами, зависимыми (якабэ, какибэ) со стороны кланов. Активная внешняя политика была характерна лишь для начала рассматриваемого периода. Вмешательство в дела Кореи в 663 г. окончилось поражением от войск китайской империи и корейского государства Силла. Создалась даже опасность китайского вторжения на остров, японцы стали строить береговые укрепления, были созданы особые воинские контингенты "береговой стражи". Столица в 667 г. была перенесена из порта Нанива в глубь страны, в район Оми. Но связи с Китаем были нужны и для предотвращения нападений, и для заимствования культурных достижений. Посольства в Китай посылались в 653, 654, 659 и 665 гг. С появлением в 668 г. при императоре Тэндзи (бывший принц Наканооэ) первого кодекса законов "Омирё" и проведением в 670 г. первой в масштабах страны переписи населения были заложены основы централизованного государства. Однако после смерти императора в 671-672 гг. развернулась вооруженная борьба между принцами Отомо и Оама, охватившая всю страну. Победив, Оама стал императором Тэмму. Эта война была вызвана недовольством местной знати и части населения быстрыми темпами создания централизованного государства по китайскому образцу. Учитывая ситуацию, Тэмму, продолжая реформы, внес исправления в механизм государственного управления: в 675 г. обнародовал указ об освобождении зависимых (какибэ) и изъятии у кланов частных земель, в 676 г. упорядочил систему назначения губернаторов, в 678 г. установил систему продвижения чиновников в зависимости от результатов их деятельности, организуя родовую знать в качестве государственных чиновников, и одновременно усилил японский элемент в противовес китайскому в политической и религиозной сфере - придал большую роль синтоистским праздникам при дворе (673-677), в 674 г. совершил паломничество и синтоистский храм Исэ. Во все синтоистские храмы были совершены подношения, были упорядочены отчисления из местных налогов в пользу синтоистских храмов. К 80-м годам была создана база, позволявшая приступить к завершению строительства централизованного государства. В 681 г. по приказу императора Тэмму началось составление нового административно-уголовного кодекса. В 684 г. была установлена новая система родовых титулов из 8 степеней, которая унифицировала прежние разнообразные титулы в стройную систему с императором во главе. В следующем году были введены 48 рангов придворных званий, что отражало усложнившуюся структуру государственных органов. Шло совершенствование центральной и периферийной администрации, при императоре Тэмму были созданы 6 правительственных ведомств, а в 690 г. возникла система главных министров и 8 ведомств. Завершение в 689 г. кодекса "Киёмихарарё" (при императрице Дзито, назван по местности, где был расположен императорский дворец) и составление в 701 г. при императоре Момму нового кодекса "Тайхо рицурё" означало, что поставленная реформаторами цель построения централизованного государства была достигнута. С 690 г. регулярно каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и осуществляться переделы земли. В 694 г. по образцу китайских был построен первый столичный город Фудзиваракё. Новое общество имело следующие экономические, социальные и политические черты. После переворота 645 г. был взят курс на объединение всего господствующего класса в централизованную бюрократическую систему по китайскому образцу, базирующуюся на рангах и государственных должностях. Последние формально не являлись наследственными. Бюрократическая система была неразрывно связана с централизованным распределением наделов и кормлений, что, кстати, сделало положение знати более устойчивым, чем до преобразований. Была введена централизованная система комплектования армии. В 684 г. было изъято оружие у частных лиц и собрано в уездных управлениях. Однако японское государственное устройство имело существенные отличия от китайского бюрократического строя. В частности, наряду с центральным административным органом - Государственным советом (Дадзёкан) был образован Совет по делам религии (Дзингикан), ведавший синтоистскими праздниками, контролировавший синтоистские храмы по всей стране, т.е. использовавший на государственном уровне магические общинные верования. Такого органа не было в системе китайской администрации. Кроме того, отличался принцип замещения государственных постов. Низшие и высшие должности в чиновничьей иерархии были отделены некой чертой, преодолеть которую простолюдину было сложно. Детям аристократической верхушки высокие ранги автоматически присваивались по достижении ими определенного возраста, и они почти полностью монополизировали высокие посты, а затем и источники экономического дохода. Отступлением от принципов бюрократического государственного устройства являлся также порядок назначения правителей в уездах. В отличие от провинциальных губернаторов, получавших свою должность на определенный срок, начальники уездов назначались пожизненно из числа бывших вождей родовых общин. Осуществление основных функций местного управления: составление подворных списков и реестров надельных земель, расписывание налогов, их сбор и хранение, расследование обычных преступлений - было прерогативой уездных управлений. Ясно, что функционирование централизованного государства оказалось возможным только благодаря включению этого слоя в государственную структуру. Подобное положение существовало и в военной системе. Командиры воинских частей назначались губернаторами из числа членов семей уездных начальников или местных богатых людей. Возникла централизованная монархия, опирающаяся на прежнюю родовую аристократию, организованную в формально-бюрократическую структуру, и на слой бывших глав общин в местной администрации, использующих традиционные методы управления. Экономическую основу общества составляло земледелие. Производительные силы в VII-Х вв. характеризовались постепенным ростом, но в целом оставались на низком уровне, характерном для раннефеодального общества. Население увеличилось приблизительно с б млн. человек в VII в. до 10 млн. в XII в. (на Х в. данных нет), обрабатываемые площади-с 600-700 тыс. те (1 те = около 1 га) в VII в. до около 860 тыс. те в Хв. При этом очень большую роль продолжали играть собирательство, охота, рыболовство. Хотя в VIII в. железные сельскохозяйственные орудия уже широко использовались по всей стране, а с материка активно заимствовались более совершенные орудия и прогрессивные методы обработки земли, сельское хозяйство характеризовалось безусловным преобладанием экстенсивных методов производства, низким уровнем потребления и частым разорением крестьянских хозяйств, постоянным забрасыванием полей в результате истощения. Преобладал ручной труд, рабочий скот использовался мало. В VIII в. даже в более развитом центральном районе практиковалось примитивное подсечно-огневое земледелие, широко использовался малопроизводительный метод высаживания семян риса непосредственно в почву. Искусственно орошаемых и высокоурожайных полей было еще мало, для орошения использовались естественные источники. Искусственных прудов было немного, со временем их использование расширялось. Население страны было чрезвычайно мобильным, поскольку еще не возникли условия устойчивого воспроизводства мелких хозяйств. Тем не менее уровень развития производительных сил обеспечивал регулярное производство прибавочного продукта. Это стало предпосылкой перехода от эксплуатации неполноправных зависимых к эксплуатации всей массы бывших свободных общинников. На раннем этапе феодализма в Японии общины, а внутри их и крестьянские хозяйства являлись автаркическими хозяйственными единицами, формирующийся класс феодалов не мог частнофеодальными методами эксплуатировать прежде свободных общинников, поэтому эксплуатация приняла централизованную государственно-феодальную форму. Государство присвоило общинные пахотные земли. Однако даже во время наиболее эффективного функционирования надельной системы, в первой половине VIII в., принцип государственной собственности на землю полностью не соблюдался. Еще с дореформенных времен в вечном владении находились земли храмов, которые можно было продавать. Земельные наделы придворной аристократии выдавались формально на время, но из-за фактически наследственного занятия должностей находились в постоянном владении семей. Кроме того, сама надельная система узаконивала пожизненное пользование крестьян наделами, что фактически означало частное владение ими. Надел семьи определялся исходя из установленных норм: на взрослого мужчину полагалось 2 те, на женщину - 2/3 этой площади, на несовершеннолетних, стариков, рабов также выделялись участки. Если реальный участок семьи превышал узаконенный, лишняя земля должна была переходить в руки властей для наделения тех, у кого было меньше земли, чем "положено". Каждые 6 лет должна была проводиться перепись людей (сначала - подворная, а с 689 г. - подушная) и земель и землепользование приводиться в соответствие с изменениями состава семей. Хотя нет сведений о том, насколько неукоснительно проводилась в жизнь система, разработанная в законах, ее существование не вызывает сомнений. Переделу подвергались только орошаемые земли. Усадебные и садовые земли, суходольные поля находились в распоряжении владельцев, их можно было продавать, наследовать и закладывать, правда, с разрешения властей. Существовали арендные отношения. Необрабатываемые земли формально являлись государственной собственностью, но фактически находились в общинном пользовании. Введение надельной системы означало формальное отрицание старой, родовой общины как основной экономической единицы, ею стал надельный двор, в среднем насчитывавший 20-30 человек и представлявший собой группу родственных домовых общин. Эта патронимия включала зависимых людей (не родственников). Имущественные права имели не только малые семьи, но и отдельные их члены, однако эти права были ограничены общинными или родственными отношениями. Патронимии, составлявшие одно поселение, объединялись вокруг общинного божества, от имени которого ею управлял общинный вождь. Члены общины делали божеству ежегодные подношения, которые шли на проведение общинных праздников перед совместными сельскохозяйственными работами, на оказание помощи ее членам. Во время праздников подчеркивалось равенство всех членов общины. Установление в качестве низовой административной единицы объединения (ри, сато) из 50 дворов, не совпадающего с естественной деревней, предоставление аристократам в кормление произвольно назначаемого числа дворов, а не компактных территорий говорит об определенном разложении общинных связей. Однако община в VIII в. еще выполняла ряд важных функций. Например, при освоении земли крупными массивами она потом распределялась на участки на основе общинных связей. Вожди самых крупных общин становились, как уже говорилось, правителями уездов и в качестве таковых имели право привлекать крестьян к трудовой повинности, собирать подношения во время общинных религиозных праздников, в их руках находилось рассмотрение большинства преступлений (кроме государственных), решение по которым принималось на основе общинных обычаев. Это говорит о том, что в VIII в. общинные порядки являлись важной основой административного управления централизованного государства. Для VII-X вв. характерно преобладание мелкого трудового хозяйства. Это связано с особенностями поливного рисоводства, которое являлось чрезвычайно трудоемким и требовало личной заинтересованности работника в своем труде. Поэтому не получил широкого распространения в земледелии труд рабов и других лично-зависимых земледельцев. Ни государство при надельной системе, ни феодалы в вотчине не вмешивались в организацию сельскохозяйственных процессов, они только изымали готовую продукцию. Это отражалось на форме ренты. Существовавшие до реформ VII в. нерегулярные изъятия прибавочного продукта сменились довольно четкой триадой регулярного феодального налогообложения: зерновой налог - подать изделиями ремесла и природными продуктами - трудовая повинность. Зерновой налог составлял формально 3% от официально установленной урожайности поля (хотя реально крестьяне уплачивали значительно больше), что обусловливалось низким уровнем развития производительных сил и небольшим объемом прибавочного продукта, который можно было изъять. Очень тяжела была отработочная повинность. Ее основное содержание было направлено вне непосредственного сельскохозяйственного производства - на строительство ирригационных систем, дорог, городов. Домениальные земли чаще всего не представляли собой крупное господское хозяйство, они отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам. На протяжении периода раннего феодализма объем отработочной ренты сокращался и росла рента продуктами. До начала VIII в. в Японии не было постоянной столицы, императорская ставка легко переносилась с места на место, что свидетельствовало об отсутствии городов как центров товарного производства. Завершение формирования централизованного государства, увеличение объема прибавочного продукта, оказывающегося в распоряжении господствующего класса, вызывали появление крупных городов. В 710 г. столица переводится из Фудзиваракё в Хэйдзёкё (Нара). Ведется грандиозное городское и храмовое строительство, создаются великолепные образцы ремесленных изделий. Однако города были в первую очередь административными, а не торгово-ремесленными центрами, о чем говорит запустение Фудзиваракё (полностью) и Нара после перевода столицы в 784 г. в Нагаокаи в 794 г. - в Хэйанкё (Киото), хотя в то время, когда Нара была столицей, в ней насчитывалось свыше 100 тыс. жителей. В городах проживали аристократы, чиновники, монахи, их слуги, подчиненные государству ремесленники, у большинства последних ремесло сочеталось с земледелием. В тех случаях, когда ремесленник был занят только работой по специальности, он снабжался сырьем и продуктами со стороны государства. Жесткий государственный контроль препятствовал развитию новой техники. Ремеслом занимались и крестьяне в деревне, производя изделия, необходимые для личного потребления и уплаты подати. Крестьян привлекали к работе в казенных мастерских при провинциальных управлениях, а также в столичных мастерских. Товарное производство в деревне было практически не развито, ремесл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.017 с.) |