Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ланка в первые века нашей эры↑ Стр 1 из 44Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Территория о-ва Ланка была заселена уже несколько тысячелетий тому назад. В различных районах страны обнаружены стоянки каменного века и памятники более поздних археологических периодов, свидетельствующие о протодравидской миграции из Южной Индии. В VI-III вв. до н.э. происходило последовательное заселение острова индоарийскими пришельцами из областей Северной Индии. Основным занятием индоарийских поселенцев было земледелие, а важнейшей культурой - рис. Первоначально были преимущественно освоены северо-западные и юго-восточные районы, так называемая сухая зона, и создана система искусственного орошения, состоящая из сети каналов, водохранилищ, дамб и водосливных плотин. Первое упоминание в хрониках о строительстве ирригационных сооружений относится к IV в. до н.э. Первым единовластным правителем Ланки стал царь Деванампиятисса (III в. до н.э.) из династии Мория. С его правлением палийские хроники связывают прибытие на остров из Индии буддийского проповедника Махинды, посланца императора Ашоки, и утверждение буддийской религии. Преемники Деванампиятиссы на сингальском престоле продолжали политику покровительства буддизму и всячески способствовали его распространению. В I в. н.э. династия Мория была свергнута, и власть захватил Васабха (67-111), положивший начало новой сингальской династии - Ламбакарна, правившей страной следующие два столетия. Первые века нашей эры ознаменовались религиозными распрями между крупнейшими буддийскими монастырями - Махавихарой, центром хинаянистского буддизма, и Абхаягиривихарой, главным противником Махавихары, поддерживавшим постоянные контакты с неортодоксальными сектами Индии и воспринявшим многие идеи махаяны. Раздоры религиозного характера, связанные с возникновением многочисленных школ и сект в ланкийском буддизме и достигшие своего апогея в конце III в. в царствование Махасены, нередко приобретали политический оттенок. В непрерывной борьбе буддийских монастырей принимали самое активное участие сингальские правители и двор. Последним царем династии Ламбакарна стал Маханама (406-428). Сингальский престол был захвачен тамилами из Южной Индии, изгнанными затем с острова взошедшим на трон Дхатусеной из династии Мория. В правление Дхатусены (455-473) было построено значительное число ирригационных сооружений, в том числе знаменитое водохранилище Калавэва, оросившее огромные площади в междуречье Кала-ойи и Малвату-ойи. Дхатусена был живым замурован в стену плотины своим сыном Кассапой, захватившим престол и перенесшим столицу сингальского государства из Анурадхапуры в Сигирию. Там была построена неприступная скальная крепость, до сих пор поражающая своими неповторимыми архитектурными памятниками и великолепными фресками, сохранившимися на стенах грота. Кассапа царствовал в Сигирии 18 лет (473-491), пока не был побежден своим братом Могталланой, приведшим на остров войска из Южной Индии и разгромившим армию царя-отцеубийцы в 491 г. Могталлана и его потомки (Кумарадхатусена и Киттисена) правили страной до 517 г., когда в результате дворцовых интриг династия Мория была низложена и престол вновь перешел в руки клана Ламбакарнов. На престол взошел ставленник Ламбакарнов Упатисса II (517-518), продержавшийся у власти всего один год. Полтора века (VI- первая половина VII в.) были периодом непрекращающейся смуты, ожесточенной междоусобной борьбы претендентов Мориев и Ламбакарнов. Непрерывные гражданские войны, отсутствие сильной власти пагубно сказывались на экономическом развитии страны, истощали ее ресурсы. Среди 21 правителя, сменившегося за это время на престоле, выделяются фигуры лишь трех царей - Моггалланы II (531-551), Аггабодхи I (571-604) и Аггабодхи II (604-614), правление которых было отмечено относительной внутренней стабильностью, широким ирригационным строительством и реформами управления. Хотя формально столицей острова считалась Анурадхапура, на ранних этапах сингальской государственности единая централизованная система создана не была. Теоретически верховный правитель был облечен всей полнотой власти, но сохранение патриархально-общинных обычаев и традиций с глубокой древности существенно ограничивало его единовластие: местные князьки, признавая правителя Анурадхапуры своим сюзереном, на деле осуществляли самостоятельное управление. В IV-V вв. происходит усиление царской власти и последовательное разрастание государственно-административного аппарата. Огромное влияние на решения царя оказывал царский совет - раджагана, осуществлявший контроль над всей системой управления и выполнением приказов царя. Он включал в себя военачальника (сенапати), хранителя царской сокровищницы (бадакарика), царских министров и высших сановников. Большую политическую роль при дворе играли представители высшего буддийского духовенства. Сингальский двор отличала сложность иерархии и этикета. Территория страны была разделена на три части (отсюда и одно из названий острова - Три-Синхала): центральными провинциями государства - Раджаратой - управлял царь; южными провинциями "сухой зоны" - Майаратой - престолонаследник (махапа); юг страны - Рухуна - находился в ведении второго претендента на престол (ana). Области, непосредственно управлявшиеся царем, делились на четыре провинции, и во главе их стояли чиновники царской службы. Провинции состояли из районов, каждый из которых включал в себя около десятка деревень, представлявших собой административные, фискальные и юридические единицы. В первые века нашей эры сингалы достигли заметного прогресса в технике и масштабах ирригационного строительства. Остатки древних ирригационных сооружений позволяют судить о глубине познаний в области гидравлики и тригонометрии. Сингальские мастера древности достигли высочайшей точности при нивелировании, создали систему водоснабжения водохранилищ в Анурадхапуре не только через каналы на поверхности, но и через подземные трубы, научились сооружать постоянные каменные дамбы на реках (вместо ранее использовавшихся временных глиняных). Дамбы имели широкое основание, способное выдерживать сильный напор воды, в нижней их части были расположены выходные отверстия для спуска воды, снабженные клапанами. Сведения о том, какими инструментами пользовались древние мастера и какие делались расчеты при сооружении плотин, не дошли до наших дней. Известно лишь, что все необходимые формулы были сведены в специальное руководство, но все эти записи ныне утеряны. Искусственные водоемы, обслуживающие не одну деревню, как ранее, а целую округу, впервые начали строиться при царе Васабхе. Палийские хроники приписывают ему строительство II водохранилищ, самое крупное из которых достигало в периметре около 5 км, и 12 каналов. Среди них особо выделяется знаменитый канал Алисара длиной порядка 50 км. В III в. началось строительство резервуаров-колоссов. Царь Махасена (274-301) построил 16 гигантских водоемов, самым крупным из которых стало водохранилище Миннери. Широкомасштабные ирригационные работы проводились в начале нашей эры, при использовании воды из Махавели-ганги и других рек, берущих начало во влажной зоне. К началу IV в. на острове существовало два крупных комплекса ирригационных сооружений - на базе Махавели-ганги и ее притоков и на базе рек Малвату-ойа и Кала-ойа. Совершенствование этих комплексов делало возможным дальнейшее расширение площадей под рисом. К VII в. на острове существовали 4 крупные системы отводных каналов и 6 резервуарных систем для сбора сезонных осадков. Общая протяженность искусственных каналов в VII в. превысила 400 км. Созданная на острове система ирригации обеспечивала водой три крупнейших очага орошаемого земледелия "сухой зоны" - районы Айурадхапуры и Полоннарувы на севере и Махагамы на юге. Основной хозяйственной единицей на острове была сельская община, представлявшая собой единый экономический организм. Сингальская "водоземельная" община несла коллективную ответственность за поддержание в порядке деревенского водоема, дамб, шлюзов, водоотводных каналов и являлась организатором землепользования и водоснабжения. Во главе ее стоял деревенский староста, избираемый членами общины, и деревенский совет - гансабха. Деревенский совет осуществлял все управленческие функции на местах: хозяйственные, административные и судебные. Сингальская сельская община в древности была в значительной степени самостоятельна в своих внутренних делах. Общины были изолированы друг от друга и являлись самодовлеющими институтами. Общинная замкнутость основывалась на соединении земледелия и ремесла, приводившем к системе натурального взаимного обслуживания. Изолированность общин друг от друга обусловливалась также существовавшей в древности практикой ирригационного строительства, в соответствии с которой, как указывалось выше, каждой общине вменялось в обязанность сооружение и поддержание в рабочем состоянии водоема и отводных каналов, обеспечивающих влагой общинные земли. Строительство гигантских ирригационных сооружений постепенно вело к укрупнению общинных образований. На острове утвердилась практика наделения и регулирования пользования землей, максимально уравнивавшая возможности всех членов общины. Поскольку земельные наделы, расположенные ближе к водоему, обеспечивались водой лучше, вся орошаемая земля делилась на несколько категорий в зависимости от удаленности от водоема. Каждая семья получала в личное пользование из каждого массива по участку. Во избежание потерь воды весь цикл сельскохозяйственных работ - сроки вспашки, сева, сбора - были строго регламентированы. Существовавшая система землепользования и организации работ обеспечивала в целом стабильно высокие урожаи риса. Строительство крупных ирригационных сооружений, обеспечивающих водой целые районы и округа, сделало необходимым координацию хозяйственной деятельности отдельных общин, а также детальную разработку правил пользования водой для орошения и введение пропорциональной платы за воду. Было создано специальное ведомство 12 великих водоемов ("Долос маха вэтэн"), состоявшее из штата чиновников, инспекторов ирригационных сооружений, обладавших полномочиями по привлечению общинников к ремонтным ирригационным работам и надзору за их выполнением, а также по распределению воды на участки и соблюдению правил пользования водой из искусственных каналов и водоемов. Общинники, нарушившие общий распорядок, подвергались штрафу. Во избежание перепроизводства одних культур и недопроизводства других сельскохозяйственные работы осуществлялись в соответствии с планом, координирующим хозяйственную деятельность одной или нескольких соседних общин. Поначалу избираемый общим собранием общинников, староста деревни стал со временем утверждаться государственной властью, превращаясь постепенно в представителя царской администрации. С усилением феодализации крупные общины начали терять автономию и преобразовываться в административные единицы, подпадавшие под контроль чиновников центрального аппарата. В первые века нашей эры вся земля практически находилась в наследственном владении у обрабатывавших ее свободных крестьян-общинников. Царь за пределами принадлежащих ему земель не выступал их собственником, но в качестве суверена всей территории мог осуществлять государственные функции. В случае, когда ему требовались для дарения земли, находившиеся во владении частных лиц, он вынужден был платить за них выкуп. Однако процесс имущественной дифференциации начал проникать в сингальскую общину, и наряду с общинниками, собственным трудом обрабатывавшими свои участки, выделилась общинная верхушка, эксплуатировавшая наемный и рабский труд. Некоторые общинники разорялись и вынуждены были работать в качестве арендаторов. На основании данных, приводимых в ланкийской историографии, можно утверждать, что в I-III вв. происходил процесс накопления земельной собственности и постепенного подчинения мелких производителей представителями общинной верхушки и родовой знати. На раннем этапе развития сингальского государства земельные дарения осуществлялись царем или членами царской семьи из числа пустующих или собственно царских земель в пользу буддийских монастырей. Дарения земельных угодий частным лицам до IV-V вв. широкого распространения не получали. Частные лица, однако, имели право на самостоятельное освоение новых земель в неограниченных размерах и строительство на них ирригационных сооружений при условии выплаты ими налогов в казну соответственно площади владений. Наиболее ранним типом пожалований собственности стало дарение пещер под жилье монахам и монастырских строений - сангхе. В первые века нашей эры получило распространение пожалование источников дохода. Сангхе дарились земли под посевы риса и других зерновых, сады, огороды, скот. В хрониках особо отмечаются каналы и водоемы, вырытые по указанию царей и пожалованные монастырям. Им передавалось также право на сбор налогов за пользование водой из этих водоемов. Сангха была наделена правом присвоения штрафов, которыми облагались обвинявшиеся в нарушениях закона жители приписанных к монастырям деревень. Собственность монастырей, как правило, полностью освобождалась от налогообложения в пользу царя. Никто, даже сам царь, не имел права посягать на земли монастырей и присваивать их. Хроники зафиксировали лишь один случай такого посягательства за всю историю страны - со стороны Махасены, который всю свою последующую жизнь бесчисленными дарами старался замолить свою провинность перед сангхой. Дарение земель монастырям сопровождалось особыми церемониями, а для определения границ собственности устанавливались пограничные камни. Приобретение монастырями огромных земельных владений превратило их уже к V в. в крупнейших землевладельцев после царя, сделало не только самостоятельной экономической силой, но и дало основания непосредственно вмешиваться в дела мирских правителей и самым решительным образом влиять на ход событий в государстве. К материальной помощи монастырей нередко прибегали даже цари. Данные источников позволяют говорить о существовании на Ланке в раннесредневековый период значительного числа укрепленных поселений городского типа. Наиболее крупными были такие города, как Анурадхапура и Полоннарува на севере "сухой зоны", Махагама на юге и порты Махатиттха и Помпариппу на северо-западном побережье. Управление городом осуществлял муниципальный совет во главе с нагарагуттикой, в распоряжении которого имелся штат служащих, отвечавших за поддержание порядка и чистоты. Нагарагуттика являлся членом царского совета. Большая роль в системе городского управления отводилась сеттхам - главам город ских торговых и ремесленных корпораций. Жители города расселялись по кварталам в зависимости от социального и профессионального статуса. Рост городов сопровождался развитием ремесел и внутренней торговли. Источники указывают на обязательное наличие в городах помимо базаров также постоянных торговых точек у городских стен. В хрониках упоминаются купцы, странствующие по стране в повозках, запряженных буйволами, и осуществляющие торговлю между горными районами и прибрежными. Значительного развития достигла и внешняя торговля. Близость Ланки к Индии способствовала установлению между двумя странами самых разнообразных связей с глубокой древности, в том числе и тесных торговых контактов. Постоянный обмен товарами между цейлонскими портами Махатиттха и Помпариппу и Арикамеду на юге Индостана существовал, видимо, с I в. до н.э. Остров еще на заре океанского судоходства привлекал мореплавателей как транзитная опорная база в центре Индийского океана, где можно было пополнить запасы воды и продовольствия, сделать перерыв в долгом путешествии. С незапамятных времен остров посещали не только индийцы, но и греки, римляне, китайцы, арабы, что способствовало раннему развитию торговли. Карта ветров и карта течений Индийского океана показывают, что порождаемые юго-западным и северо-восточным муссонами мощные течения проходят через южную оконечность острова. Корабли всех направлений (следующие от берегов Аравии и Передней Азии в страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и наоборот) неизбежно огибали юг острова, служившего своеобразным перевалочным пунктом, рынком, где купцы всех стран и народов обменивались товарами. Он был не только центром оживленной торговли между иноземными купцами, чьи пути пересекались в портах острова, но и сам активно участвовал в торговых операциях. В индийских источниках остров выступает под названиями Ланка, Тамбапанни, Сиелидиб, в греческих - Тапробан, в арабских - Сарандиб. Мореплаватели и путешественники древнего мира наделяли его различными эпитетами, символизировавшими богатство и процветание: "остров, не знающий печали", "райский сад", "остров пряностей", "жемчужный остров" и т.п. Первое упоминание Ланки в европейских источниках принадлежит греческому послу в Индии Мегасфену, писавшему о слонах, золоте и драгоценностях, в изобилии имеющихся на острове. Другими предметами ланкийского экспорта были жемчуг, пряности, благовония. Имеются сведения и о поставках на внешний рынок риса. Ранние тамильские источники упоминают ланкийский рис в числе продуктов, привозимых кораблями в Каверипаттинам. При раскопках древних портов острова было найдено немало римских монет; о расцвете торговли Ланки с Римом в первые века нашей эры свидетельствуют находки монет в глубинных районах страны. Комментарий к "Махавамсе" упоминает торговую миссию, посланную в Рим царем Бхатика Абхайей (22 г. до н.э. - 7 г. н.э.). "Расавахини" также содержит прямые указания на то, что ланкийские купцы плавали через море. В ранних надписях на брахми среди дарителей часто фигурируют купцы (ваниджа) с именами, составной частью которых является самуда/самудра (море, океан). Хотя первые сведения о буддизме проникли на остров задолго до миссии Махинды, массовое принятие местными жителями новой религии и основание буддийской сангхи относятся именно к III в. до н.э. Официальной религией на острове стало учение тхеравадинов - хинаяна, - в наибольшей чистоте сохранившее идеи и представления первоначального буддизма. Первыми буддийскими святынями Ланки стали привезенные из Индии ветвь дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, правая ключица Будды и чаша для сбора подаяний, которую традиция связывала с Буддой. Посадка дерева Бодхи в Анурадхапуре имела символический смысл учреждения буддизма на острове. Чаша для сбора подаяний, местом хранения которой был царский дворец, со временем стала считаться символом защиты государства (как в более поздние времена реликвия - зуб Будды). Мощи Будды были заключены в раку специально построенной дагобы Тхупарама (первой на острове) и рассматривались буддистами как подтверждение пребывания его на земле Ланки. Число буддийских монастырей и монахов быстро росло. Представители высшего буддийского духовенства являлись членами царского совета. Монахи были учителями, воспитателями и наставниками царских сыновей, продолжая держать их в сфере своего влияния и после восшествия на трон. Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения государством целого ряда теократических черт - с другой. Только освященная буддийской религией власть считалась законной. Цари несингальского (чаще всего тамильского) происхождения, властвовавшие временами на острове, обычно вынуждены были если не сами принимать буддизм, то править страной согласно дхарме и местным законам.
Глава I
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.01 с.) |