Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выработка способности ходитьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Способность двигаться не появляется у младенца после рождения, а присутствует уже у плода. Движения плода можно обнаружить уже к концу второго месяца беременности, а в течение пятого месяца они становятся настолько сильными, что их может почувствовать и мать. После рождения ребенок обладает общей подвижностью, из которой постепенно выделяются определенные особые формы движения. Например, вскоре после рождения ребенок демонстрирует великолепные сосательные движения, когда ему предлагают грудь. С момента рождения он также может контролировать свое дыхание. Существуют защитные формы движения при страхе, и совершенно бесцельные и некоординированные, как бы пинающие, барахтающиеся движения маленьких ножек, выражающие здоровье и нездоровье и вовлекающие все тело. Штерн (Stern)1 описывает эти движения как спонтанные и отмечает, что они несогласованны. «У многих новорожденных, - пишет он, - глаза могут двигаться независимо друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в сторону, или один может оставаться неподвижным, в то время как другой направляется вниз.» Штерн призывает обратить особое внимание на движение глаз, потому что их координация происходит довольно быстро. «Дело в том, - продолжает он, - что этот период (несогласованного движения глаз) очень быстро проходит, иногда даже в момент рождения, поэтому кажется, что некоторые дети рождаются, уже имея скоординированные движения глаз.»2 Таким образом, контролируемые движения глаз выделяются из общего хаоса движений уже в первые дни жизни. То есть это является началом формирования процесса движения, которое завершается в конце первого года жизни, когда ребенок приобретает способность ходить. Учась ходить, он впервые овладевает пространством. Но приобретение этой способности происходит в совершенно определенной последовательности, начиная с головы и шеи и постепенно распространяясь вниз к груди, рукам, спине и, наконец, к ногам и ступням. Говоря в общем, ребенок учится управлять движениями головы и шеи в первые три месяца после рождения. Б следующие три месяца он уже контролирует движения своих рук. Эти движения уже явно отличаются от обыкновенного «пинания», и теперь его можно назвать «хватающий малыш»3. Таким образом, к концу этого периода он уже умеет свободно сидеть. В третью четверть первого года ребенок открывает для себя свои ноги и начинает пытаться вставать. Во время четвертой четверти он подключает к своей способности стоять первые свободные шаги и ощущает свои ноги как органы, касающиеся земли. Так заканчивается первое завоевание пространства. Таким образом, развивающийся процесс движения перемещается от головы вниз через грудь и ноги к ступням, следуя по телу сверху вниз. Если мы спросим, в чем значение такого пути, то станет ясно, что именно это непосредственно создает условия для возможности вертикального положения тела. Голова, так сказать, первой выходит из хаотического движения. Грудь и руки следуют за ней, и, наконец, высвобождаются ноги и ступни. Создается впечатление, что этот процесс копирует момент рождения ребенка. Точно так же при родах первой появляется голова, а за ней постепенно следует остальное тело. Здесь же из «утробы» разрозненных движений рождается координированное движение и постепенно развивается в направлении способности стоять и ходить. К концу первого года процесс рождения движения завершен.Результатом этого становится способность прямо держать голову и опираться ногами на землю. Голова тем самым приобретает своеобразное покоящееся положение, и Рудольф Штайнер снова и снова привлекал внимание своих слушателей к этому факту. Голова легко опирается на плечи, становясь точкой покоя, вокруг которой происходит движение конечностей. Фундаментальные исследования, проведенные Магнусом (Magnus) и де Кляйном (de Kleijn)4 в области позиционных рефлексов и рефлексов равновесия, указали на центральную роль мышц шеи и головы в раннем развитии. Голова занимает независимую позицию покоя для того, чтобы наши конечности могли двигаться свободно и гармонично. Это в особенности касается способности ходить. Если человек может свободно и прямо держать голову, то он сможет и научиться ходить. До тех пор, пока голова беспокойна и неустойчива в своем положении и движении, невозможно достичь нормальной способности к ходьбе и стоянию. К концу первого года жизни ребенок также высвобождает свои руки из процесса ходьбы и уже умеет использовать их независимо. Это происходит потому, что голова постепенно фиксируется и укрепляется в своей позиции покоя и способна противопоставить себя свободной работе конечностей. Таким образом, голова - это центр покоя в движениях тела. Все, что было сказано здесь, можно свести к следующему. Младенец поэтапно учится ходить, и его подвижность рождается из хаоса ранних движений, начиная с головы. Б результате голова приобретает положение покоя, противопоставляя себя свободной подвижности конечностей. Как только вертикальная позиция достигнута, конечности должны постоянно приходить в согласие с силами тяготения в пространстве, потому что человек как прямо стоящее существо должен быть способен принимать свободное, лабильное, а не фиксированно-стабильное положение равновесия. РАЗДЕЛЕНИЕ СЕБЯ И МИРА
Как уже было сказано, координация движений глаз возникает сразу после рождения, когда ребенок приобретает первые зачатки того, что впоследствии станет способностью к направленному взгляду, а также всеми действиями, которые с этим связаны. Глаза учатся поворачиваться, выделяя предметы в окружающем мире. Если рассматривать координацию движений глаз как установление первой фиксированной связи между душой и ее окружением, то фундаментальное значение зрения как действия, присущего человеку, становится еще более заметным. Именно посредством глаз мы пытаемся установить сознательные взаимоотношения с тем, что нас окружает, уже в первые дни нашей земной жизни. Нельзя сказать, что грудной ребенок уже способен к восприятию, но он начинает исследовать окружающий мир, открывая его для себя, «ощупывая» его взглядом. Таким образом, появляется первое неясное ощущение того, что есть «я», а есть некое «там». В течение первого года жизни это смутное чувство становится все более ясным и постепенно приводит к противопоставлению ощущения своего собственного тела ощущению окружающего мира, но «снаружи» и «внутри», «там» и «здесь» для грудного ребенка все еще будут полностью взаимосвязаны. Адальберт Штифтер (Stifter) так отразил этот период развития в своих автобиографических заметках: «В глубине зияющей пустоты нечто, напоминающее экстаз и восхищение, вошло в мое существо, полностью охватив его, как бы уничтожая его. Я не могу сравнить это ощущение ни с каким другим. Я помню сияние и шум, шедшие снизу. Должно быть, это случилось в самом раннем детстве, потому что мне кажется, что вокруг всего этого было темное небытие. Но было еще нечто, мягко и нежно прошедшее сквозь мое внутреннее существо - то, что сейчас я назвал бы звуком. Я плыл в чем-то овевавшем меня. Я плыл, покачиваясь на этих волнах, и внутри меня все размягчалось до тех пор, пока не появилось состояние, похожее на опьянение. Больше не было ничего. Эти островки памяти лежат в скрытом за смутной пеленой океане прошлого, волшебном и овеянном легендами, как первобытная память людей.»5 Шаг за шагом смутное сознание ребенка, состоящее из сливающихся чувственных восприятий и ощущений, просветляется, когда мир становится отделенным от его тела, этот процесс дифференциации начинается прежде всего во взгляде. По мере того как его взгляд постепенно становится фиксированным и направленным, из окружающей среды начинают выделяться отдельные формы. Голова вычленяется из окружающего поля зрения как подчиняющееся самому себе образование. Ребенок учится поднимать головку и использовать ее как орган ориентации, поворачивая ее туда, где его встречают свет, цвет, звук или запах. Бремя идет, и взгляд ребенка все чаще останавливается на его собственных маленьких ручках и пальчиках, находящихся в постоянном движении. Когда не только его таза, но и руки начинают схватывать предметы, удерживая и вновь бросая их, тогда туловище уже вместе с руками и кистями рук отделяется от мира как единое целое. В это время ребенок приобретает способность свободно сидеть, и, делая это, он многого достигает. Его голова возвышается над телом и может свободно поворачиваться. Его глаза направляют свой взгляд все дальше в пространство, тогда как его руки хватают то, что находится поблизости, и тянут в рот. Его ручки теперь могут ухватиться за край кроватки и держаться за него, и ребенок способен подтянуть свое тело вверх. И затем наступает великий момент, когда приблизительно к концу девятого месяца ребенок самостоятельно подтягивается и впервые встает вертикально. Сделан решающий шаг в отделении тела от мира. Окружающий мир отделяется от ребенка и противостоит теперь как нечто чужеродное постигающей себя индивидуальности. Но она начинает двигаться в этом отделившемся мире, ползая, скользя и отталкиваясь. Каждый день и каждый час появляются новые впечатления, всегда быстро забываемые и осваиваемые вновь. Множество новых переживаний требуют того, чтобы их замечали, постигали, созерцали и ощупывали. Так круг форм, воплощаясь в реальном виде, впервые вступает в действие. Чувства просят подвижности, а движение, в свою очередь, завоевывает новые чувственные ощущения. В это время такой процесс совершенно очевиден. И, наконец, ребенок, уже стоя вертикально, может сделать свои первые неуверенные шаги. Гордость родителей часто не может сравниться с радостью ребенка от его нового достижения. Мир, уже не чужой и не странный, превращается в нечто, что может быть покорено свободно передвигающимся существом. Делая свой первый шаг как прямостоящее существо, ребенок также делает первый шаг к тому, чтобы превратиться из творения в творца. Штерн выражает это таким образом: «Итак, к концу первого года кропотливая подготовительная работа по овладению пространством в основном завершена. Ребенок может постигать пространственные характеристики вещей - их положение, расстояние до них, форму и размер - и приспосабливается к ним. Он отличает далекое от близкого, большое от маленького, округлое от угловатого, верх от низа, находится предмет перед чем-то или за чем-то - то есть он приобретает способность к восприятию пространства в общих чертах, что, конечно же, пока еще сопровождается множеством ошибок. Потребуются годы, чтобы этот опыт стал более чистым, ясным, более глубоко развился, но обогащения чем-то существенно новым уже не происходит.»6 Восприятие пространства возникает к концу первого года жизни лишь потому, что ребенок становится способен ощущать и переживать верх и низ благодаря развитию способности стоять вертикально. Близкое и далекое он ощутил благодаря своим движениям, округлое и угловатое благодаря осязанию, а различное расположение предметов в пространстве с помощью взгляда. Но все это происходит лишь потому, что к этому времени завершается процесс отделения себя от мира. Ребенок учится ходить не оттого, что учится контролировать определеннее движения мышц, он начинает контролировать движения через пробуждение сознания, и шаг за шагом выделяет тело как самость из окружения. Следствием высвобождения тела из тесных объятий материнской среды становится способность к прямохождению. Прямохождение - это не просто процесс движения, делающий возможным перемещение, в умении ходить открывается процесс сознания, что приводит к восприятию окружающей среды как чего-то, «находящегося вовне». Этот процесс начинается со взгляда малыша, продолжается хватательной реакцией и достигает своей высшей точки в способности ходить. Пробуждающееся сознание, которое дает ребенку возможность понимать себя самого, в конце первого года жизни перемещается от пристального взгляда через хватание с помощью рук к шагу с помощью ног. Внутренний смысл ходьбы может быть понят лишь тогда, когда мы увидим ее во всей полноте. Мы способны к прямохождению потому, что в первый год жизни мы можем пройти путь развития от созданий, вплетенных в мировую ткань, до индивидуальных существ, противопоставляющих себя миру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.012 с.) |