Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кутью на покутю, узвар - на базар, а пироги - на торги.

Поиск

Горшок с кутьей ставят на покутье в кублище, которое делают из душистого сена от последнего урожая. Горшок прикрывают хлебом и солонкой с солью. После праздников часть сена отдают скоту, а остатки берегут для гнезд в курятниках, где должны нестись куры или высиживаться цыплята.

За Святовечерний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина стараются не выходить из-за стола, разговаривают шепотом. Встав, глава семейства предлагает помянуть предков и пригласить их к Сочельнику. Считается, что именно в настоящее время все предки должны прийти к жилью, а затем для них освобождают места на лавках, кроватях, стульчиках, ставят на ночь кушанья и кладут ложки. Вслед за хозяином все присутствующие провозглашают молитву, которая обращена к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не возвратился из далекой дороги или с войны.

Хозяин называет имена покойников, приказывает:

 

Кто умер - тот в Нави, а кто живой - тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется!

Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, желают, чтобы в дружбе и в согласии дождались следующего Рождества. После этого хозяин берет свечку и миску с кутьей и, поклонившись на четыре угла, передает кушанье жене. Каждый из присутствующих должны съесть по три ложки кутьи.

После ужина дети должны отнести обрядовую пищу своим божатым, бабушкам-дедушкам. Матери кладут детям к кутье еще пироги и калачи, иногда конфеты. Дети, войдя дом, говорят:

 

Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин.

 

На рождественские праздники обязательным символом является Дидух (сноп), который изготовляют из сжатого снопа. Дидуха торжественно вносят в светлицу и ставят на Бабу - охапку соломы, которой застилают пол.

Дидух символизирует культ Рода предков. Добрые души пращуров оберегают посевы и урожай от всяческих бед: наводнения, града, бури, огня и т.п..

Поскольку на время нарождения Солнца, т.е. на Рождество, души пращуров с наступлением сумерек поселяются в помещениях, то в их честь и ставят на почетное место (Алтарь) Дидуха, возле которого ставят кутью и узвар, которые являются поминальными кушаньями.

Накануне Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) Дидуха выносят из жилья. В одних случаях его сжигают, в других - обмолачивают и зерно смешивают с тем, которым засевают жилища на Новый год или сохраняют до Благовестника и смешивают с посевным зерном.

Время проведения. Рождество по колодару, день зимнего солнцестояния.

Утвор для обряда. Для проведения Праздника Волхв должен иметь: рог для узвара, обрядовый Алатырь на подставке, бубен или звонок, калач.

 

 

ХОД ОБРЯДА ПО ЗАЧИНУ

 

Духовный проводник призывает на Капище-Алатырь четырех обрядодеев, которые являются воплощением разных годовых ликов Дажбога. Первый обрядодей должны держать в руке Дидуха - символ Велеса-охранника; второй обрядодей - писанку, символ возрождения жизни; третий - венок с Купала - символ жизни; четвертый - серп - символ богатства и вместе с тем Мары. Они становятся не около костра, как на другие праздники, а поодаль.

 


Духовный проводник говаривает:

Овсень, Овсень, куда идешь?

Четвертый обрядодей отвечает:

Мости мостить!

Духовный проводник:

Кому ехать?

Обрядодей:

Ехать Коляде!

Духовный проводник:

На чем же ехать?

Обрядодей:

На солнечной свинке!

Духовный проводник:

Чем погонять?

Обрядодей:

Поросенком!

Проводя Овсеня, Духовный проводник выкрикивает:

Приходи, Коляда!

 

 

Этот диалог воссоздает вселенское действо рождения (прихода) нового Солнца. Солнечный бор (свинка) суть проявления старого Солнца, Сивояра-Овсеня, поросенок - образ Божича. То есть молодое Солнце погоняет старое, что бы воцариться в Яви. Всем этим действием руководит Лада, мать Божича.

В Круг выходят ряженые (Мара и Коляда). Мара старается схватить Коляду, но испугавшись Козы, убегает. Мара не может её увидеть.

В круг вносят Бадняк (срубленный накануне в лесу старый, трухлявый пень, украшенный лентами), образ старика Солнца - Сивояра. Мужчины кладут Бадняк возле Алтаря, подойдя к нему Волхв приветствует:

 


Добрый вечер Бадняк, с Рождеством Божича!


 

Духовный проводник славословит:

 


Проводим Сивояра и встретим Коляду!

Прими, Бог, пожертвования наши,

В знак уважения и любви,

Ты принес нам богатые дары,

так причастись же от рода Православного!


Духовный проводник посыпает Бадняк зерном и кладет на него всяческие пожертвования - пирожки, конфетки и т.п.. После этого Бадняка обрядово возлагают в огонь.

Первый обрядодей, которым должен быть молодой мальчуган, как образ Божича, молодого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие:

 


 Слава Бог нашему, Роду Вседержителю!

Ныне наполняется славами Сварга Пречистая,

То суть великое дело творится во Всемирье,

Божич с Неба к детям своим сходит!

Се рати Небесные движутся в Явь,

Великие вои Полка Перунового сошли,

дабы объединиться с Родом-Племенем своим!

И это есть великое чудо Кола Живоявления,

что в смерти есть жизнь, старое уступает место новому!

Славу поем Дажбогу Трисветлому,

Он Божичем пришел к нам,

Ему жертвы класть и мосты мостить!

Пусть же Солнце Красное растет,

День Ясный прибывает,

Предки в дома наши пожалуют!

Слава Дажбогу!


Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы” (сжатую в кулак ладонь правой руки прикладывает к сердцу и, поднимая руку, раскрывает ладонь, поздравляя Солнце). Духовный проводник выкрикивает:

 


Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый!



Второй обрядодей, юноша, как образ Ярила, молодецкого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие:



 Врата небесныя открыты,

И Лада сошла в Явь,

Мать-Богиня наша рожает Божича во Славе!

Вознесем же молитвы и слова благодарности Миру Белому,

кой суть жилище наше и дом родной!

Это всадники огненные несут весть людям славным,

Заря-Заряница предвещает рождение Жизни,

полнится земля наша светом и теплом – Божич рождается!

И нет конца-края рождениям Его,

Ибо то есть великое Коло Живоявления.

В потомках живут Предки, а те, умирая, рождаются вновь.

Тако есть, что Божич станет Ярилом,

Юноша – мужем, старец же – младенцем.

Посему будем достойными Богов наших,

Что суть в Прави находятся, Навью Явь удерживают!

Слава Дажбогу!


Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”.

Духовный проводник выкрикивает:

 


Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый!


Третий обрядодей, зрелый муж, как образ Купалбога, буйного Солнца подходит к огнищу и проговаривает славословие:



 Проречем славу Предкам нашим,

Кои есть во Сварге Синей,

пусть сойдут к нам золотые кола в Яви крутить!

Дедухи наши зовут род Православный к памяти,

дабы вспомнили витязей славных Войска Перунового!

Ибо они охраняют Покон-Обычай во Прави,

Коя соединяет Явь и Навь в Триглаве Великом.

Зовем всех Старотцов,

Кои же легли в полях ратных и полях страдных.

Идите к нам на Святую Вечерю,

Врата открыты и калачи уже на столах!

Слава Дажбогу!



Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”. Волхв выкрикивает:

 


Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый!


Четвертый обрядодей, старейший, как образ Сивояра, старого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие:

 


 

Пусть Сварга Синяя наполняется славлением нашим,

Ибо это Сварог Великий держит у себя Сварожичей,

И Перунонько крутит в нем коло Живоявления.

И так сотворяя, полнит наши души

Радостью непостижимой, силой небесной.

Это Сварог Сияющий принес прадедам нашим огонь,

Да ковать научил и плуг, и оружье,

Дабы благосостояние было,

И защищать могли Землю Святую нашу Русскую.

Правит Отец Сварог с женой своей любимой,

Защитницей нашей, Ладой-Матушкой,

И Боги славу их царству поют, яко дети любящие,

весь люд православный вам требы несет!

Караваи большие, пахучие, сонцеликие и пищу всякую.

Пусть Волхвы жертвенные огни жгут,

Славления к Ирию посылают, Богов призывают.

Славим Сварога, Великого Бога, Отца Небесного,

Почести ему преподносим

и царство его в веках прославляем!

Слава Родным Богам! 


 

Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”. Сварогова Слава произносится потому, что Рождество суть праздник Кола Сварожьего, его нового витка, а Сварог и Лада суть отец и мать Божича - нового Солнца, нового года.

Волхв завершает славословие:

 


 Врата Небесные открыты и дают Предкам Славу!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.22 (0.011 с.)