Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кутью на покутю, узвар - на базар, а пироги - на торги.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Горшок с кутьей ставят на покутье в кублище, которое делают из душистого сена от последнего урожая. Горшок прикрывают хлебом и солонкой с солью. После праздников часть сена отдают скоту, а остатки берегут для гнезд в курятниках, где должны нестись куры или высиживаться цыплята. За Святовечерний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина стараются не выходить из-за стола, разговаривают шепотом. Встав, глава семейства предлагает помянуть предков и пригласить их к Сочельнику. Считается, что именно в настоящее время все предки должны прийти к жилью, а затем для них освобождают места на лавках, кроватях, стульчиках, ставят на ночь кушанья и кладут ложки. Вслед за хозяином все присутствующие провозглашают молитву, которая обращена к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не возвратился из далекой дороги или с войны. Хозяин называет имена покойников, приказывает:
Кто умер - тот в Нави, а кто живой - тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется! Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, желают, чтобы в дружбе и в согласии дождались следующего Рождества. После этого хозяин берет свечку и миску с кутьей и, поклонившись на четыре угла, передает кушанье жене. Каждый из присутствующих должны съесть по три ложки кутьи. После ужина дети должны отнести обрядовую пищу своим божатым, бабушкам-дедушкам. Матери кладут детям к кутье еще пироги и калачи, иногда конфеты. Дети, войдя дом, говорят:
Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин.
На рождественские праздники обязательным символом является Дидух (сноп), который изготовляют из сжатого снопа. Дидуха торжественно вносят в светлицу и ставят на Бабу - охапку соломы, которой застилают пол. Дидух символизирует культ Рода предков. Добрые души пращуров оберегают посевы и урожай от всяческих бед: наводнения, града, бури, огня и т.п.. Поскольку на время нарождения Солнца, т.е. на Рождество, души пращуров с наступлением сумерек поселяются в помещениях, то в их честь и ставят на почетное место (Алтарь) Дидуха, возле которого ставят кутью и узвар, которые являются поминальными кушаньями. Накануне Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) Дидуха выносят из жилья. В одних случаях его сжигают, в других - обмолачивают и зерно смешивают с тем, которым засевают жилища на Новый год или сохраняют до Благовестника и смешивают с посевным зерном. Время проведения. Рождество по колодару, день зимнего солнцестояния. Утвор для обряда. Для проведения Праздника Волхв должен иметь: рог для узвара, обрядовый Алатырь на подставке, бубен или звонок, калач.
ХОД ОБРЯДА ПО ЗАЧИНУ
Духовный проводник призывает на Капище-Алатырь четырех обрядодеев, которые являются воплощением разных годовых ликов Дажбога. Первый обрядодей должны держать в руке Дидуха - символ Велеса-охранника; второй обрядодей - писанку, символ возрождения жизни; третий - венок с Купала - символ жизни; четвертый - серп - символ богатства и вместе с тем Мары. Они становятся не около костра, как на другие праздники, а поодаль.
Духовный проводник говаривает: Овсень, Овсень, куда идешь? Четвертый обрядодей отвечает: Мости мостить! Духовный проводник: Кому ехать? Обрядодей: Ехать Коляде! Духовный проводник: На чем же ехать? Обрядодей: На солнечной свинке! Духовный проводник: Чем погонять? Обрядодей: Поросенком! Проводя Овсеня, Духовный проводник выкрикивает: Приходи, Коляда!
Этот диалог воссоздает вселенское действо рождения (прихода) нового Солнца. Солнечный бор (свинка) суть проявления старого Солнца, Сивояра-Овсеня, поросенок - образ Божича. То есть молодое Солнце погоняет старое, что бы воцариться в Яви. Всем этим действием руководит Лада, мать Божича. В Круг выходят ряженые (Мара и Коляда). Мара старается схватить Коляду, но испугавшись Козы, убегает. Мара не может её увидеть. В круг вносят Бадняк (срубленный накануне в лесу старый, трухлявый пень, украшенный лентами), образ старика Солнца - Сивояра. Мужчины кладут Бадняк возле Алтаря, подойдя к нему Волхв приветствует:
Добрый вечер Бадняк, с Рождеством Божича!
Духовный проводник славословит:
Проводим Сивояра и встретим Коляду! Прими, Бог, пожертвования наши, В знак уважения и любви, Ты принес нам богатые дары, так причастись же от рода Православного! Духовный проводник посыпает Бадняк зерном и кладет на него всяческие пожертвования - пирожки, конфетки и т.п.. После этого Бадняка обрядово возлагают в огонь. Первый обрядодей, которым должен быть молодой мальчуган, как образ Божича, молодого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие:
Слава Бог нашему, Роду Вседержителю! Ныне наполняется славами Сварга Пречистая, То суть великое дело творится во Всемирье, Божич с Неба к детям своим сходит! Се рати Небесные движутся в Явь, Великие вои Полка Перунового сошли, дабы объединиться с Родом-Племенем своим! И это есть великое чудо Кола Живоявления, что в смерти есть жизнь, старое уступает место новому! Славу поем Дажбогу Трисветлому, Он Божичем пришел к нам, Ему жертвы класть и мосты мостить! Пусть же Солнце Красное растет, День Ясный прибывает, Предки в дома наши пожалуют! Слава Дажбогу! Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы” (сжатую в кулак ладонь правой руки прикладывает к сердцу и, поднимая руку, раскрывает ладонь, поздравляя Солнце). Духовный проводник выкрикивает:
Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый! Второй обрядодей, юноша, как образ Ярила, молодецкого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие: Врата небесныя открыты, И Лада сошла в Явь, Мать-Богиня наша рожает Божича во Славе! Вознесем же молитвы и слова благодарности Миру Белому, кой суть жилище наше и дом родной! Это всадники огненные несут весть людям славным, Заря-Заряница предвещает рождение Жизни, полнится земля наша светом и теплом – Божич рождается! И нет конца-края рождениям Его, Ибо то есть великое Коло Живоявления. В потомках живут Предки, а те, умирая, рождаются вновь. Тако есть, что Божич станет Ярилом, Юноша – мужем, старец же – младенцем. Посему будем достойными Богов наших, Что суть в Прави находятся, Навью Явь удерживают! Слава Дажбогу! Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”. Духовный проводник выкрикивает:
Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый! Третий обрядодей, зрелый муж, как образ Купалбога, буйного Солнца подходит к огнищу и проговаривает славословие: Проречем славу Предкам нашим, Кои есть во Сварге Синей, пусть сойдут к нам золотые кола в Яви крутить! Дедухи наши зовут род Православный к памяти, дабы вспомнили витязей славных Войска Перунового! Ибо они охраняют Покон-Обычай во Прави, Коя соединяет Явь и Навь в Триглаве Великом. Зовем всех Старотцов, Кои же легли в полях ратных и полях страдных. Идите к нам на Святую Вечерю, Врата открыты и калачи уже на столах! Слава Дажбогу! Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”. Волхв выкрикивает:
Днесь сошел с небес Бог наш, Дажбог Трисветлый! Четвертый обрядодей, старейший, как образ Сивояра, старого Солнца, подходит к огнищу и проговаривает славословие:
Пусть Сварга Синяя наполняется славлением нашим, Ибо это Сварог Великий держит у себя Сварожичей, И Перунонько крутит в нем коло Живоявления. И так сотворяя, полнит наши души Радостью непостижимой, силой небесной. Это Сварог Сияющий принес прадедам нашим огонь, Да ковать научил и плуг, и оружье, Дабы благосостояние было, И защищать могли Землю Святую нашу Русскую. Правит Отец Сварог с женой своей любимой, Защитницей нашей, Ладой-Матушкой, И Боги славу их царству поют, яко дети любящие, весь люд православный вам требы несет! Караваи большие, пахучие, сонцеликие и пищу всякую. Пусть Волхвы жертвенные огни жгут, Славления к Ирию посылают, Богов призывают. Славим Сварога, Великого Бога, Отца Небесного, Почести ему преподносим и царство его в веках прославляем! Слава Родным Богам!
Проговаривая последние слова, обрядодей выполняет приветствие „славы”. Сварогова Слава произносится потому, что Рождество суть праздник Кола Сварожьего, его нового витка, а Сварог и Лада суть отец и мать Божича - нового Солнца, нового года. Волхв завершает славословие:
Врата Небесные открыты и дают Предкам Славу!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.22 (0.011 с.) |