Но довольно того, что Аллах ведет счет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но довольно того, что Аллах ведет счет.



 

Аллах запрещает давать возможность глупцам распоряжаться имуществом,

которое Аллах сделал средством для существования людей и капиталом для их торговли и для других целей. Это правило иной раз применимо к несовершеннолетним из-за их юности, иной раз к полоумным или одержимым. Оно также применимо к людям с неадекватным поведением, т.е. с умственным или религиозным недостатком.

Иной раз это правило применимо к должнику, которого одолели долги. Если его кредиторы обратятся в суд, то им могут позволить распоряжаться его имуществом.

Ад-Даххак передаёт, что ибн Аббас прокомментировал:

﴿وَلاَ تُؤْتُواْ السُّفَهَآءَ أَمْوَلَكُمُ﴾ И не давайте неразумным вашего имущества

– т.е. женщинам и детям. Это же мнение высказал ибн Масуд, аль-Хакам ибн Утейба. Аль-Хасан и ад-Даххак сказали: это женщины и дети.

Саид ибн Джубайр сказал, что это относится к сиротам.

Муджахид, Икрима и Катада сказали, что относится к женщинам.

Аллах сказал: ﴿وَارْزُقُوهُمْ فِيهَا وَاكْسُوهُمْ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً﴾

И наделяйте их из него, и одевайте их, и говорите им слово благое.

Али ибн Абу Тальха передаёт, что ибн Аббас прокомментировал это так:

«Не давай своё имущество, которое Аллах даровал тебе для существования своей жене

и детям, чтобы потом надеяться на них. Лучше сам распоряжайся своим имуществом

и расходуй на их одеяние, повседневные нужды и питание».

Ибн Джарир, что Абу Мусса сказал: «Три человека будут взывать к Аллаху с мольбой, но их мольба не будет принята: человек, у которого жена с плохим нравом, и он не развёлся с ней; человек, который отдал своё имущество глупцу, ведь Аллах сказал об этом:

﴿وَلاَ تُؤْتُواْ السُّفَهَآءَ أَمْوَلَكُمُ﴾ И не давайте неразумным вашего имущества (3:5),

человек, давший другому в долг, но не засвидетельствовавший этого».

Муджахид сказал так по поводу слова Аллаха:

﴿وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً﴾ И говорите им слово благое

слова, которые способствуют поддержки родственных связей и благочестию.

Этот аят побуждает к хорошему отношению к домочадцам, которые находятся под опекой, посредством действий: расходования на одеяние и пропитание.

а также посредством хорошего слова и нрава.

Слово Аллаха: ﴿وَابْتَلُواْ الْيَتَـمَى﴾ И испытывайте сирот.

Ибн Аббас, Муджахид, аль-Хасан, ас-Судди и Мукатиль ибн Хаййан сказали:

- проверяйте их умственные способности.

﴿حَتَّى إِذَا بَلَغُواْ النِّكَاحَ﴾ А когда они дойдут до брачного возраста

достигнут детородного возраста, согласно Муджахиду.

Большинство учёных считает, что совершеннолетие мальчика иной раз происходит с наступлением поллюций, т.е. семяизвержения во время сна.

Абу Дауд передаёт в «Сунан», что Али сказал:

«Я выучил от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) следующее:

«لَا يُتْمَ بَعْدَ احْتِلَامٍ، وَلَا صُمَاتَ يَوْمٍ إِلَى اللَّيْل» «Нет сиротства после наступления поллюций,

и нет молчания целый день до ночи [369]».

В другом хадисе, переданном Аишой и другими сподвижниками,

посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ، عَنِ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ، وَعَنِ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ، وَعَنِ الْمَجْنُونِ حَتَّى يُفِيق»

«Деяния трёх людей не записываются: ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия, спящего человека, пока он не проснётся,

И полоумного, пока он не разумеет».

Достижение пятнадцатилетия так же принято считать совершеннолетием,

т.к. в достоверном хадисе, приведённом в двух Сахихах от ибн Умара, он сказал:

«В день битвы при Ухуде я попросил разрешения у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) участвовать в битве, мне было тогда четырнадцать лет. Он не позволил мне. В битве при Хандаке он позволил мне принять участие, тогда я уже был пятнадцатилетним юношей». Когда до Умара ибн Абдуль-Азиза дошёл этот хадис,

он сказал: «Это возраст различия между совершеннолетием и малолетием».

Есть разногласия по поводу того, можно ли считать признаком совершеннолетия волосы на лобке и вокруг половых органов. Сунна указывает на то, что это является признаком достижения совершеннолетия. Так в хадисе от имама Ахмада со слов Атии аль-Курайзи: «Нас представили пророку в день похода на племя Курайза (племя иудеев нарушевшее договор о перемирии).Пророк приказал смотреть у кого выросли лобковые волосы, того убить (т.е. всех курайзитов, достигших совершеннолетия). Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним(т.е. у меня ещё не было лобковых волос) и отпустили [370]».

(Этот хадис также приводится в четырёх сборниках Сунны.

Ат-Тирмизи сказал, что это хороший и достоверный хадис).

 

Слово Аллаха: ﴿فَإِنْ ءَانَسْتُمْ مِّنْهُمْ رُشْداً فَادْفَعُواْ إِلَيْهِمْ أَمْوَلَهُمْ﴾

То если заметите в них зрелость разума, отдавайте им их имущество.

Саид ибн Джубайр сказал: «Их праведность в религии

и гарантию на сохранность их имущества».

Также считали: ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри и многие другие имамы.

Богословы сказали, что когда подросток может быть самостоятельным в вопросах религии и имущества, опекунство снимается с него, а его имущество отдается ему опекуном.

 

Слово Аллаха: ﴿وَلاَ تَأْكُلُوهَآ إِسْرَافاً وَبِدَاراً أَن يَكْبَرُواْ﴾

И не пожирайте его расточительно и торопливо

– Аллах запрещает потреблять имущество сирот без необходимости.

﴿إِسْرَافاً وَبِدَاراً﴾ Расточительно и торопливо

– торопясь успеть до достижения их совершеннолетия.

Затем Аллах сказал: ﴿وَمَن كَانَ غَنِيّاً فَلْيَسْتَعْفِفْ﴾ А кто богат, пусть будет воздержан

– тот, кто богат настолько, что не нуждается

в потреблении имущества сироты, пусть не берёт из него ничего.

﴿وَمَن كَانَ فَقِيراً فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ﴾А кто беден, пусть ест с достоинством.

Ибн Абу Хатим передаёт, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

﴿وَمَن كَانَ غَنِيّاً فَلْيَسْتَعْفِفْ وَمَن كَانَ فَقِيراً فَلْيَأْكُلْ بِالْمَعْرُوفِ﴾

А кто богат, пусть будет воздержан; а кто беден, пусть ест с достоинством

– этот аят был ниспослан по поводу опекунов сирот, если они нуждаются,

то могут потреблять его по мере нужды.

(Аль-Бухари также передал этот хадис).

Богословы считают, что бедный имеет право на потребление имущества сироты

по двум причинам: по мере потребности; и в качестве оплаты за опекунство. Однако они разошлись во мнениях по поводу того, следует ли опекуну возмещать потраченное имущество сироты при возможности или нет? Здесь существует два мнения:

Нет…. Потому, что он потреблял имущество в качестве оплаты за труд и потому,

что он беден. Это наиболее правильное мнение, которое также предпочли последователи аш-Шафии, т.к. аят позволяет потребление имущества без возмещения.

Имам Ахмад передаёт от Амра ибн Шуайба, а тот от своего отца, что человек как-то спросил у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«У меня нет денег, но у меня есть сирота под моей опекой. Могу ли питаться с его имущества?» посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«كُلْ مِنْ مَالِ يَتِيمِكَ غَيْرَ مُسْرِفٍ وَلَا مُبَذِّرٍ وَلَا مُتَأَثِّلٍ مَالًا، وَمِنْ غَيْرِ أَنْ تَقِيَ مَالَكَ أَوْ قَالَ تَفْدِيَ مَالَكَ بِمَالِه»

«Ешь из имущества твоего сироты без расточительства, излишка,

без смешения (его и твоего имущества), и если это не для того,

чтобы сохранить твоё имущество (путём потребления его имущества [371])».

Да…. опекун должен возместить то, что он истратил из имущества сироты,

ибо оно в основе запретно для потребления. Его можно потреблять при необходимости так же, как можно потреблять чужое имущество при нужде.

Ибн Абу ад-Дунья передаёт, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Если мне придётся быть опекуном сироты, то я воздержусь от потребления из него, если я богат, и буду одалживать взаем, если я нуждаюсь

,а при возможности я верну этот долг».

Слово Аллаха: ﴿فَإِذَا دَفَعْتُمْ إِلَيْهِمْ أَمْوَلَهُمْ﴾

Когда вы отдаете им их имущество – после того, как они достигли

совершеннолетия и зрелости разума, то отдайте им их имущество.

Когда же вы его отдаёте. ﴿فَأَشْهِدُواْ عَلَيْهِمْ﴾ То берите к ним свидетелей

– Аллах повелевает опекунам сирот засвидетельствование акта передачи имущества, дабы в дальнейшем не случились иски и отрицания факта передачи имущества.

 

Затем Аллах сказал: ﴿وَكَفَى بِاللَّهِ حَسِيباً﴾ Но довольно того, что Аллах ведет счет

– т.е. достаточно того, что Аллах – свидетель, ведущий счёт и наблюдающий за опекунами сирот. Он наблюдает за ними, когда они опекают сирот и когда отдают им их имущество, а также в каком состоянии его отдают: было ли оно в целости и сохранности или было неполным и неверно рассчитанным. В Сахихе Муслима приводится хадис,

в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَا أَبَا ذَرَ إِنِّي أَرَاكَ ضَعِيفًا، وَإِنِّي أُحِبُّ لَكَ مَا أُحِبُّ لِنَفْسِي، لَا تَأَمَّرَنَّ عَلَى اثْنَيْنِ، وَلَا تَلِيَنَّ مَالَ يَتِيم»

«О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине,

я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе):

ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае

не (берись) управлять имуществом сироты! [372]»

……………………………………………………………………..

Далее сказано:

 

لِّلرِّجَالِ نَصيِبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَلِدَنِ وَالاٌّقْرَبُونَ وَلِلنِّسَآءِ نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَلِدَنِ وَالاٌّقْرَبُونَ مِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيباً مَّفْرُوضاً -

(7) Мужчинам - удел из того, что оставили родители и близкие,

И женщинам - удел из того, что оставили родители и близкие,

- из того, что мало или много, удел определенный.

وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُوْلُواْ الْقُرْبَى وَالْيَتَـمَى وَالْمَسَـكِينُ فَارْزُقُوهُمْ مِّنْهُ وَقُولُواْ لَهُمْ قَوْلاً مَّعْرُوفاً -

(8) А когда присутствуют при разделе родственники, сироты и бедняки,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.03 с.)