ТОП 10:

Они не просят у людей, приставая



– т.е. не одолевают людей заботами и просьбами того, в чём они нуждаются. Тех, кто просит у людей то, в чём у него нет острой необходимости является попрошайкой.

 

Имам Ахмад передаёт, что Абу Саид сказал: «Моя мать отправила меня

к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

чтобы я попросил у него помочь нам. Когда я пришёл к нему и сел,

посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«مَنِ اسْتَغْنَى أَغْنَاهُ اللهُ، وَمَنِ اسْتَعَفَّ أَعَفَّهُ اللهُ، وَمَنِ اسْتَكَفَّ كَفَاهُ اللهُ، وَمَنْ سَأَلَ وَلَهُ قِيمَةُ أُوقِيَّةٍ فَقَدْ أَلْحَف»

«Кто искал богатства, Аллах сделает его богатым, кто искал скромности,

Аллах сделает его скромным. Кто довольствуется тем, что у него есть, Аллах даст ему достаток. Кто просил денег, имея унцию серебра, тот попрошайничал[202]».

Абу Саид сказал сам себе: «У меня есть верблюдица Якута,

которая стоит дороже унции серебра». Он не стал просить у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), помощи и вернулся домой.

(Хадис с подобным текстом передал ан-Насаи и Абу Дауд).

 

Слово Аллаха: ﴿وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ﴾

Что бы вы ни издержали из добра, поистине, Аллах про это знает!

– от Аллаха невозможно что-либо утаить,

каждый получит воздаяние за деяния самым наилучшим образом в Судный день – день, когда человек будет остро нуждаться в помощи.

 

Слово Аллаха:

﴿الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَلَهُمْ بِالَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُم عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾

Те, которые издерживают свое имущество ночью и днем, тайно и явно,

- им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны!

Всевышний Аллах особо похвалил расходующих средства на Его пути из стремления к лику Аллаха в любое время: ночью и днём, в любом состоянии: тайно и явно.

Ведь расходование на семью также считается пожертвованием,

как об этом говорится в достоверном хадисе, приведённом в двух Сахихах от Саада ибн Абу Уаккаса,что когда его при болезни навестил

посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему:

«وَإِنَّكَ لَنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتَغِي بِهَا وَجْهَ اللهِ إِلَّا ازْدَدْتَ بِهَا دَرَجَةً وَرِفْعَةً، حَتَّى مَا تَجْعَلُ فِي فِي امْرَأَتِك»

И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене.[203]

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Масуда,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ الْمُسْلِمَ إِذَا أَنْفَقَ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةً يَحْتَسِبُهَا، كَانَتْ لَهُ صَدَقَة»

Если мусульманин расходует (средства)на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой.[204]

(аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис).

 

Слово Аллаха: ﴿فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ﴾ им их награда у Господа их

– в Судный день за их пожертвования и благодеяния.

﴿فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ нет страха над ними, и не будут они печальны!

– прежде уже приводился комментарий к этим словам.

……………………………………………………………………………

 

Аллах сказал:

 

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَواْ لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـنُ مِنَ الْمَسِّ

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَواْ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَواْ فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ

وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـبُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـلِدُونَ

(275) Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

Кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня,

В котором они пребудут вечно.

После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном

вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов

и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву

и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни они охотились

за богатством, подобно бесноватым безум- цам, и поэтому после смерти, в Судный день,

они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы,

которых сатана поверг своим прикосновением.

Аллах сказал об этом: ﴿الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَواْ لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـنُ مِنَ الْمَسِّ﴾

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

Кого сатана поверг своим прикосновением

– они будут воскрешены в Судный день подобно одержимым дьяволом,

т.е. они будут воскрешены в неприглядном виде.

Ибн Аббас сказал: «Пожиратель лихвы будет воскрешён

в Судный день одержимым с приступами асфиксии».

Также передал ибн Абу Хатим, он сообщает, что это мнение: Ауфа ибн Малика, Саида ибн Джубайра,

ас-Судди, ар-Раби ибн Анаса, Катады, Мукатиля ибн Хаййана и других знатоков тафсира.

 

Аль-Бухари передаёт от Самуры ибн Джундуба длинный хадис

о сне пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), в котором говорится:

«فَأَتْينَا عَلَى نَهْرٍ حَسِبْتُ أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ: أَحْمَرَ مِثْلَ الدَّمِ، وَإِذَا فِي النَّهْرِ رَجُلٌ سَابِحٌ يَسْبَحُ، وَإِذَا عَلَى شَطِّ النَّهْرِ رَجُلٌ قَدْ جَمَعَ عِنْدَهُ حِجَارَةً كَثِيرَةً،وَإِذَا ذَلِكَ السَّابِحُ يَسْبَحُ مَا يَسْبَحُ، ثُمَّ يَأْتِي ذَلِكَ الَّذِي قَدْ جَمَعَ الْحِجَارَةَ عِنْدَهُ، فَيَفْغَرُ لَهُ فَاهُ فَيُلْقِمُهُ حَجَرًا»

«Мы достигли реки ( в которой вместо воды текла)кровь.

В ней стоял человек, а посреди реки (или: на берегу реки)напротив того, кто в ней находился, стоял(другой)человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке, хотел выйти из неё,(другой)человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти,

он бросал ему камень в рот и он возвращался на прежнее место[205]».

В толковании этого сна упоминается, что эти люди были ростовщиками.

 

Слово Аллаха: ﴿ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُواْ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَواْ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَواْ﴾

Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству»

- т.е. они считали это дозволенным только с целью отрицания закона Аллаха,

а не из финансовых соображений и сравнения ростовщичества с торговлей. Ведь многобожники вообще не признавали основы торговли, узаконенные Аллахом.

Они не сказали: «Ростовщичество подобно торговле».

Они сказали: ﴿إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَواْ﴾Воистину, торговля подобна лихоимству

– т.е. подобны друг другу, так зачем же Аллах запретил одно и дозволил другое.

Слово Аллаха: ﴿وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَواْ﴾

Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство

– возможно это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что Он делает, но они будут спрошены.Он знает об истинном положении вещей и об интересах Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред.

Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку.

Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾

Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде,

И его дело будет в распоряжении Аллаха

– кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил,

то ему будет прощены его прежние сделки, ведь Аллах также сказал:

﴿عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَف﴾ Простит Аллах то, что было прежде. (5:95)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал:

«وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس»

«Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано

Моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю

это ростовщичество Аббаса (дяди пророка)[206]».

Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве,

он просто простил то, что было ранее.

Как об этом сказал Всевышний Аллах: ﴿فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾

то ему будет (прощено) то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха.

Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством

сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».

 

Затем Аллах сказал: ﴿وَمَنْ عَادَ﴾ А кто вернется к этому

– т.е. к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха,

то его действие заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент. Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـبُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـلِدُونَ﴾

Те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.

 

Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят:

﴿الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَواْ لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـنُ مِنَ الْمَسِّ﴾

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

Кого сатана поверг своим прикосновением

– посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ لَمْ يَذَرِ الْمُخَابَرَةَ فَلْيُؤْذِنْ بِحَرْبٍ مِنَ اللهِ وَرَسُولِه»

«Кто не оставил аль-мухабиру, то пусть знает,

что Аллах и Его посланник объявили ему войну!»

Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике на условиях двух шейхов,

но сами они не привели этот хадис в своих сборниках.

………………………………………………………………………….

Аллах сказал далее:

 

يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

(276) Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.

Аллах не любит всяких неблагодарных ( или неверующих) грешников.

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوْا الزَّكَاةَ

لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

(277) Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния,

Совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа.

Они не познают страха и не будут опечалены.

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنْ الرِّبَا إِنْ كُنتُمْ مُؤْمِنِينَ

(278) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими.

فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنْ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِنْ تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَالِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ

(279) Но если вы не сделаете этого, то знайте, что аллах и его Посланник обьявляет вам войну. А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо.

وَإِنْ كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَنْ تَصَدَّقُوا خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

(280) Если должник находиться в трудном положении, то дайте ему отстрочку,







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.015 с.)