В . Наиболее значительные даты в новейшей российской истории борьбы с коррупцией




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В . Наиболее значительные даты в новейшей российской истории борьбы с коррупцией



 

1989 г. - в Министерстве внутренних дел создано 6-е управление, на которое (наряду с иными) возложена задача борьбы с коррумпированными связями устойчивых преступных сообществ;

 

1992 г. - в Министерстве внутренних дел создано Главное управление по организованной преступности (ГУОП), в число основных задач которого включена борьба с коррупцией[176];

 

1992 г. (4 апреля) - издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», которым впервые установлена обязанность государственных служащих при назначении на руководящую должность представлять декларации не только о доходах, но и движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

 

1993 г. (13 июля) - одобрен Президиумом Верховного Совета РФ рабочий вариант официального проекта Закона РФ «О борьбе с коррупцией» (разработчики А.А. Аслаханов и С.В. Максимов) и направлен для обсуждения субъектами РФ;

 

1993 г. (16 апреля) - опубликован первый официальный проект Закона РФ «О борьбе с коррупцией» и проекты законов РФ «О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР» в целях усиления борьбы с коррупцией (руководители рабочих групп Б.В. Волженкин и А.И. Долгова);

 

1993 г. - принят Верховным Советом РФ Закон РФ «О борьбе с коррупцией» (оставлен без рассмотрения Президентом РФ и до настоящего времени не подписан);

 


1993 г. - образована Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией[177];

 

1994 г. - принята Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг., в которой в качестве самостоятельного выделен раздел 4 «Усиление борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией»;

 

1995 г. - принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ второй официальный проект Федерального закона РФ «О борьбе с коррупцией» (повторно отклонен Президентом РФ).

 

1995 г. - вступила в силу часть первая Гражданского кодекса РФ, ст. 545 которого разрешает государственным и муниципальным служащим принимать за законные действия по службе подарки, стоимость любого из которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

 

1995 г. - принят Федеральный закон «Об основах государственной службы», ст. 11 и 12 которого устанавливают основные антикоррупционные запреты (на выполнение другой оплачиваемой деятельности помимо педагогической, научной, иной творческой; на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и др.).

 

1996 г. (13 июня) - подписан Президентом РФ за три дня до начала президентских выборов новый Уголовный кодекс РФ, согласно которому с 1 января 1997 г. преследуются совершение не только традиционных коррупционных преступлений (дача и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями), но и незаконное занятие должностными лицами предпринимательской деятельностью, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями лицами выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях);

 

1997 г. (4 марта) - издан Президентом РФ Указ «О представлении лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе», которым повторно (после аналогичного Указа от 4 апреля 1992 г.) государственным служащим предъявлено требование декларировать не только свои доходы, но и имущество;

 

1997 г. - принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации третий проект Федерального Закона «О борьбе с коррупцией» (отклонен Президентом РФ);

 

1998 г. (20 июля) - подписан Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемых физическими лицами доходам», в соответствии с которым государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года таких объектов как недвижимое имущество; воздушное или водное судно, наземное транспортное средство; акция, доля участия в уставном капитале; государственная ценная бумага; сберегательный сертификат; культурные ценности, золото в слитках, стоимость любого из которых на дату заключения сделки составляет не менее 1000 - кратного минимального размера оплаты труда в РФ** или нескольких таких объектов, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000 минимальных размеров оплаты труда РФ (вступает в силу через 1,5 года после официального опубликования текста данного Федерального закона - ст. 11).

 

1999 г. (27 января) - подписана Министром внутренних дел РФ от имени РФ Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию*** .

 

 

С. Избранная российская библиография

Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность. 1997. № 6.

Аслаханов А.А. Особенности российской коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1999.

Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Бирюков А.В. Добровольное сообщение о даче взятки как форма явки с повинной // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1.

Босхолов С.С. Проблемы уголовной политики в сфере борьбы с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Васин Ю.Г. О некоторых аспектах разработки поискового прогноза законодательной деятельности в сфере борьбы с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Витвицкий А.А. Определение коррупции в английском уголовном праве // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией .М.: Академия МВД РФ, 1993.

Власихин В.А., В.М. Николайчик. Определения преступлений, относящихся к коррупции по американскому законодательству (обзор нормативных актов и литературы) // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Волженкин Б.В. Ответственность за взяточничество в истории советского уголовного законодательства (1918 - 1927 гг.). Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. М.: Академия МВД РФ, 1992.

Волженкин Б.В. К вопросу о субъекте коррупционных правонарушений по проекту Уголовного кодекса Российской Федерации// Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. Вып.1. М., 1995.

Волженкин Б.В. Провокация или оперативный эксперимент? // Законность. 1996. № 6.

Волженкин Б.В. Коррупция. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998.

Галустьян О.А. Коррупция в деятельности органов внутренних дел и права человека // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. Под ред. С. Ринглер, В.А. Власихина, Л.Ю. Исмаиловой, С.В. Максимова. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1999.

Григорьев В.Н. Некоторые вопросы освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным сообщением о даче взятки // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Голубев В.В. Взаимодействие следователей с оперативными аппаратами в расследовании преступлений // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Гридчин А.А. Международное сотрудничество и проблемы доказывания фактов коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Дашкова Л.Г. Криминологические проблемы взяточничества: Автореф. канд. дисс. М.: Московская государственная юридическая академия, 1996.

Дубоносов Е.С. Роль оперативного эксперимента в борьбе с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Журавлев М.П. К вопросу совершенствования уголовно-правовых средств борьбы со взяточничеством // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Закон Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» (официальный проект) // Российская газета. 1993. 16 апреля.

Закон РФ «О борьбе с коррупцией» (проект) // Организованная преступность - 2.М.: Криминологическая ассоциация, 1993.

Земскова А.В. О процессуальном регулировании прослушивания телефонных переговоров лиц с коррумпированными преступными связями // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Илларионов В.П. Использование возможностей частных детективов и охранных предприятий в борьбе с коррупцией // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Ильин О. Динамика коррупции после введения нового Уголовного кодекса РФ // Чистые руки.1999.№1.

Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск, 1995.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1.

Коррупция в России может стать самой серьезной проблемой в международных отношениях. Центр стратегических и международных исследований (США) // Чистые руки.1999.№1.

Коррупция в США. Аналитический обзор - М.: Академия МБ РФ, 1993.

Красновский Г.Н. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Кувалдин В.П. Борьба с коррупцией в дореволюционной России // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Кузнецов В.А. К вопросу об отграничении осмотра места происшествия от обыска по уголовным делам о получении взятки // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Кузнецова Н.Ф. Правонарушения и коррупция в сфере приватизации и распределения земель // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 1.

Куксов В.Н. Коррупция и международные мошенники // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Кучеров И.И. Проявления коррупции в сфере налогообложения // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8.

Максимов С.В. Предупреждение коррупции. Лекция. М.: Московский институт МВД РФ, 1994.

Максимов С.В. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Максимов С.В., Максимова С.И. Коррупция в России и проблемы гражданского образования детей // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М.: Академия управления МВД РФ, 1999.

Материалы Всероссийского совещания по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией 13 февраля 1993 г. М., 1993.

Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991.

Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах / Отв. ред. Ф.М. Решетников. М., 1994.

Панкратов В.В., Пристанская О.В. Уголовная ответственность за коррупцию (взгляд криминологов) // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М.: Академия МВД РФ, 1993.

Пономарев П.Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М.: Московский институт МВД РФ, 1994.

Пономарев П.Г. Понятие коррупции и уголовно-правовые средства ее сдерживания // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М.: Академия МВД РФ, 1993.

Попов И.А. Деятельность органов предварительного следствия в системе МВД России по расследованию коррупции // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» и пояснительная записка (Аслаханов А.А., Максимов С.В.) // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. М.: Академия МВД РФ, 1993.

Райсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. М., 1988.

Ринглер М. Сюзан. Расследование и уголовное преследование высокопоставленных должностных лиц государства: практические соображения американского прокурора // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998.

Россия и моровой опыт противодействия коррупции. Материалы конференции. Вып.1. М.: «Мир без коррупции», 1999.

Селютин А.В. Подследственность взяточничества // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Скобликов П.А. Нужна ли России самостоятельная федеральная служба для борьбы с организованной преступностью и коррупцией? // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Суховарова Е.Л., Нестеров А.В. Трансформация коррупции в условиях перехода к рынку // Коррупция в России: Состояние и проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 года). Выпуск 2. М., 1996.

Темнов Е.И. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. Материалы научно-практической конференции. Вып.3. М.: Московский институт МВД РФ, 1994.

Филин Г.А. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в расследовании преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Цветков С.И. Международная коррупция и «отмывание денег // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Шишков А.А. О форме расследования коррупционных преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 1999.

Яни П.С. Актуальные проблемы квалификации служебных преступлений // Проблемы борьбы с коррупцией. М., 1999.

 

 


* Авторы - проф. Темнов Е.И., преп. Березовская А.В.

** Автор - проф. С.В.Максимов.

[1] См.: Большая советская энциклопедия . М.: Сов. энциклопедия, 1977. Т.27.С.94.

[2] См.: Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М., 1989. С.93.

[3] Machiavelli N. Opere Milano. 1954. P. 137, 139.

[4] Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 229.

[5] Там же. С. 234.

[6] См.: Двинская уставная грамота 1397-1398 гг. // Российской законодательство X-XX веков. Т.3. М.: Юрид. лит., 1985. С.181,185.

[7] См.: Указ. ист. С.64.

[8] См.: Псковская Судная грамота // Российской законодательство X-XX веков. Т.1. М.: Юрид. лит., 1984. С.332, 337.

[9] См.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С.369.

[10] См.: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Совет Европы. Серия Европейских договоров. №173. Страсбург,1999. 27 янв. Подписана от имени Российской Федерации С.В. Степашиным. На 20 октября 1999 г. не ратифицирована Государственной Думой Федерального Собрания РФ

[11] Tanzi, Vito. Corruption, Governmental Activities, and Markets // IMF Working Paper, 1994. August. В документе утверждается, что когда нарушается принцип «вытянутой руки» и основой действий и решений становятся родственные отношения, это создает питательную среду для коррупции.

[12] Сами утверждения и другие подробности содержатся в Справочном томе.

 

[13] См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.1993.№2.Ст.70.

[14] См.: Организованная преступность - 4. М.,1998. С.268.

[15] Включая некоррупционные виды этого преступления.

[16] См.: Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 60.

[17] См., например: Преступность в России. Аналитическое обозрение. М., 1997. С. 3.

[18] См., например: Преступность и правонарушения. М., 1993. С. 163.

[19] На момент завершения работы над настоящим Пособием Генеральная прокуратура РФ продолжала устанавливать заинтересованность Управляющего делами Администрации Президента РФ П. Бородина в предоставлении швейцарской фирмы «Mabetex» необоснованных предпочтений при заключении контракта на реставрацию зданий Кремля.

[20] Например, в штате Новый Южный Уэльс, Австралия, министр по делам исправительных учреждений был приговорен к тюремному заключению за то, что за деньги предоставлял возможность досрочного освобождения осужденным наркодельцам.

[21] Разнообразные способы, которыми это достигается, в том числе правила государственных закупок, разработанные международными кредитными институтами, описываются в изд.: George Moody-Stuart. Good Guide to Bribery. Berlin: Transparency International, 1994.

 

[22] Недавние события в Европе показали, насколько широко распространена подобная практика в большинстве западноевропейских демократических стран: например, в Италии, Австрии, Франции, Испании, Бельгии. См.: Выпуски Вестника ТИ, (TI Newsletter).

[23] Сбор налогов в Танзании значительно упал в 1994 - 1995 гг. Говорят, что подобная практика широко распространена в Италии, где налогоплательщики (особенно крупные фирмы) обвиняют службу налоговой полиции в вымогательстве денег. Впрочем, степень их нежелания платить налоги должна стать предметом специального расследования.

[24] В Латинской Америке это настолько вошло в практику, что образовалась особая профессия "помощников", оказывающих услуги всем желающим заключать сделки с правительством. Иногда городские власти даже предоставляют им рабочие помещения. Некоторые политики-реформаторы разогняли таких "помощников" (например, Рональд Маклин Абароа, первый избранный мэр г. Ла-Пас, Боливия). Другие утверждают, что близкое знакомство подобных лиц с бюрократической системой является подспорьем в деятельности администрации и что они предоставляют клиентам реальные услуги. Такой довод мог бы считаться разумным, если бы не тот факт, что сами системы оказываются в зависимости от тех доходов, которые эти лица получают от граждан и передают чиновникам – из личных бесед с Рональдом Маклином Абароа и Валерией Мерино Дирани.

[25] Например, в Мехико-Сити получила распространение практика, когда патрульным полицейским приходится платить дань за свою должность, за патрульную машину, за оружие. Эти суммы передавались различным офицерам, ответственным за транспорт, оружие и общее руководство – из бесед с Майклом Хершманом.

[26] См.: Building a Global Coalition Against Corruption: Transparency International Report 1995. Berlin: Transparency International, 1995. P.16-17.

 

* Автор -проф. С.В.Максимов.

 

 

 

 

 

[27] Shleifer, Andrei, and Robert Vishney. Pervasive Shortages under Socialism // Rand Journal of Economics .1992. 23:237-246; Montias, J.M., and Susan Rose-Ackerman. Corruption in a Soviet-type Economy: Theoretical Considerations; Steven Rosefielde, Economic Welfare and the Economics of Soviet Socialism: Essays in Honor of Abraham Bergson. Cambridge: Cambridge Univ.Press, 1981.

[28] См., например: Stern, Mikhail, Defendant, the USSR vs. Dr. Mikhail Stern. New York: Urizen Books, 1977. Следует отметить, однако, что ситуация в разных странах восточного блока была различна. Существовали возможности подавать жалобы на местном и на общегосударственном уровне, а также используя профсоюзные каналы. Разумеется, в некоторых странах эти механизмы вполне прилично работали, по крайней мере, когда не затрагивались политические вопросы. Всемогущая служба безопасности также занималась экономическими проблемами и отчасти сдерживала развитие коррупции.

 

[29] Manzetti, Luigi. Economic Reform and Corruption in Latin America // North-South Isues. North-South Center, University of Miami, 1994. 3:1-6.

[30] Shleifer, Andrei, and Vishney, Robert. Corruption // Quarterly Journal of Economics. 1993.108:599-617.

[31] Rose-Ackerman, Susan. Reducing Bribery in the Public Sector . Trang, ed., 1994. P.21-28; Kaufman, Daniel. "Diminishing Returns to Administrative Controls and the Emergence of the Unofficial Economy: A Framework of Analysis and Applications to Ukraine // Economic Policy , 1994. December. P. 51-69.

[32] Frye, Tymothy. Caveat Emptor: Institutions, Credible Commitments and Commodity Exchanges in Russia. David Weimer, ed., 1993. Institutional Design. Kluwer.

[33] Alam, M.Shahid. Some Economic Costs of Corruption in LDCs // Journal of Development Studies 1991. 27:89-97. P.91.

[34] Там же.

[35] Там же.(Alam, Wade).

[36] Johnston, Michael. The Political Consequences of Corruption: Reassesment // Comparative Politics. 1986. July. P. 467-468.

[37] Поуп Дж. Доклад на семинаре Всемирного банка и Института развития экономики, посвященном вопросам реформирования государственной службы в англоговорящих странах Африки, Сомерсет Уэст, Южная Африка, 24-28 апреля 1995. См.: Langseth, Petter et ors. Civil Service Reform in Anglophone Africa . Washington: EDI-World Bank et ors, 1995.

[38] См.: Вестник ТИ (TI Newsletter). 1994. Март, июнь, сент.

[39] См.: Noonan, John T. Bribes. Los Angeles:University of California Press, Berkley, 1984. В классическом труде судьи Нунана отмечается, что взяточничество в форме «ответной благодарности» осуждалось в древних царствах Египта, Месопотамии и Палестины, а также в Риме времен Цицерона.

[40] Corruption, Democracy and Human Rights in Africa: речь на Форуме африканских лидеров «Коррупция, демократия и права человека в Африке» (Бенин). Котону, 1994. 19-21 сент. См.: Aderinwale, Ayodele. Corruption, Democracy, and Human Rights in West Africa. Ibadan: ALF Publications, 1995.

[41] См.: Преступность в России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Вып.1-2. Серия: Политология. М., 1999. С.4.

[42] См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М.: Норма, 1997. С.277.

[43] См.: Максимов С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. М.: Академия МВД РФ, 1992.

[44] См.: Yufan Hao, Michael Johnson, Reform at the Crossroads: An Analysis of Chinese Corruption. Department of Political Science, Colgate University, Hamilton NY 1346, USA, 1995. January.

[45] Опрос общественного мнения проводился MORI. За период между 1983 (когда проводился предыдущий опрос) и 1993 годом рейтинг большинства профессиональных групп вырос. Рейтинг министров и политиков, и так очень низкий, вновь снизился. Однако рейтинг журналистов оказался еще ниже, упав с 19 до 10%, что свидетельствует о кризисе британских средств массовой информации. См. Standards in Public Life: First Report of the Committee on Standards in Public Life, Vol. 1: Report // London: HMSO, 1995. Р. 107. Результаты опроса содержатся в Справочном томе.

[46] Несмотря на это, по результатам опросов общественного мнения, проведенных ТИ в 41 стране (опрашивались бизнесмены, ведущие дела на международной арене), в 1995 году страна возглавляла список наименее коррумпированных стран. См.: Вестник ТИ (TI Newsletter) с приложением – историей генерального аудитора Новой Зеландии.

[47] Угланов А., Юрьев В. Президента обложили. Запахло отставкой? // Аргументы и факты. 1999. №36.

[48] Алчность чиновника Министерства обороны обошлась в 130 миллионов фунтов стерлингов // Observer (UK), 1994. 16 окт.

[49] Авторы вовсе не стремятся преуменьшить значение усилий по национальному воссоединению и перестройке, предпринимаемые президентом Музевени в Уганде. Там было принято решение повременить с официальным введением многопартийной системы. Все же для широкой публики остается тайной, каким образом отбираются члены политической элиты.

 

[50] См., например, новый закон о выборах в Гане от 1992 г.

[51] Например, в Новой Зеландии изначальным законодательным актом, регулирующим выборы, был закон «О предотвращении практики коррупции» от 1881 г.

[52] Конечно, политическим партиям нужно больше, чем деньги. Им нужны энергичные сторонники-энтузиасты для организации митингов, кампаний на улицах и т.д. Сравнительно бедные партии могут компенсировать недостаток средств многочисленностью добровольцев.

[53] См.: Мир за неделю.1999.№7 (9.10 - 16.10).

[54] См.: Мир за неделю. 1999. №1.

[55] Британский опыт показывает, что добровольная регистрация сама по себе не решает проблему. Чтобы система обеспечивала действенные средства защиты, необходимо введение обязательных требований по раскрытию источников дохода.

 

[56] См., например: Questions of Procedure for Ministers .Cabinet Office (UK). 1992. May.

 

[57] См.: Собрание законодательства РФ.1995.Ст.2990.

[58] Arusha Integrity Workshop, Arusha, Tanzania, 1995. 10-12 August. См.: Langan Patricia, Cooksey Brian. The National Integrity System in Tanzania. Washington: EDI-World Bank et ors, 1995.

 

[59] См.: Commonwealth Law Bulletin. Vol. 11. 1985. P. 308/

[60] Раздел 65.

 

[61] См.: Вологодцев Р. Деньги КПСС бродят по России // Аргументы и факты. 1999.№37.

[62] Кодекс содержится в Справочном томе.

[63] Регистрация того или иного лица в качестве кандидата в депутаты в России является юридическим препятствием к привлечению такого лица к уголовной ответственности. В случае победы на выборах этот иммунитет заменяется на депутатский.

[64] Putman, Robert D., Making Democracy Work. Р. 89; цитата из Alexis De Toqueville. Democracy in America. P.513-514.

[65] Orego, Claudio. Citizen Participation and the Strengthening of Accountability // Chile's Municipal Governments. 1995. April. P.6.

 

[66]См.: Шадрин А. Как вернуть в Россию миллиарды долларов // Аргументы и факты. 1999.№38.

[67] Rubio, Luis. Democracy and Institution Building in Mexico: A Case Study // Citizens, Strengthening Global Civil Society. CIVICUS. P.291.

[68] См.: Мысловский Е.Н. Внимание: «кидал -инвест». М.: Спас,1996. С.47.

[69] The Rise of the Non-Profit Sector // Foreign Affairs. 1994. July/August. Vol.73. No 4.

* В подготовке главы принимал участие проф. Л.М.Колодкин.

[70] Цит. по: Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Изд. «Альфа». 1997. С. 11.

[71] См.: Koop V. Korruption // Pеrlament. 1998. №9-10. Р. 2.

[72] См.: Гдлян Т., Додолев Е. Мафия времен беззакония. Ереван,1991.

[73] См.: Полозов Г.Ф. Оттеснение от образования неимущей молодежи - аморально и противозаконно // Прокурорская и следственная практика.1999.№1-2.С.92.

[74] Financial Times. 1994. 8 July; Вестник ТИ (TI Newsletter), 1994 сент..

[75] Например, бывший Президент Соединенных Штатов Ричард Никсон был полностью амнистирован при уходе в отставку, причем амнистия распространялась и на те преступления, которые он мог совершить, но о которых на тот момент ничего не было известно.

[76] См.: Klitgaard, Robert. А Framework for a Country Program Against Corruption // Accountability and Transparency in International Economic Development: The Launching of Transparency International / Deutsche Siftung filer intenationale Entwicklung - DSE. 1994.P.55.

[77] Mhembere, N., Rukobo, C. Fraud and Corruption: Experiences of Other African Countries. The Zimbabwe Institute of Public Administration and Management, 1992.

[78] Bariow, C.H.M. Ethical Codes for African Administrations: Nature, Continent, Limitations and Required Improvements // Sadig Rasheed, Dele Olowu, Ethics and Accountability in African Public Service. United Nations Economic Commission for Africa and African Association for Public Administration and Management, 1993. P.270.

[79] Этого можно достичь, если потребовать от должностного лица, принимающего решение, заполнять особую анкету, в которой данное лицо давало бы письменные гарантии отсутствия определенных негативных аспектов, сопутствующих данной конкретной сделке. При этом следует особо оговорить, какого уровня чиновники должны заполнять подобную анкету и на какие сделки такая анкета должна распространяться. Подобные декларации было бы сравнительно легко проверить.

[80] Atkinson, M., Mancuso, M. Edicts and etiquette: regulating conflict of interest in Congress and the House of Commons // Corruption and Reform. Vol. 7. Nol .1992. P. l -18.

 

[81] См.: Вестник ТИ (TI Newsletter).1994. Сент.

[82] См.: Гамов А. Скуратов раскрывает карты? // Комсомольская правда.1999. 12 окт.

[83] The Advice Service: The First Six Months. Second Report. 1994. Summer, Public Concern at Work. P.14.

[84] Financial Times.1995.21-22 October.

[85] Attorney-General v Fulham Corporation.1921.1. Ch. 440.

[86] Юристы называют это «Веднесберийским» безрассудством по названию знаменитого дела, в ходе которого эта доктрина была сформулирована.

[87] См.: Preston v.IRC .1985. AC 835.

[88] См.: Jeffrey Jowell, Anthony Lester QC .Proportionality: Neither Novel Nor Dangerous. опубликовано в: New Directions in Judicial Review: Current Legal Problems, Special Issue (Stevens & Sons» London).

[89] The Judge over Your Shoulder: Judicial Review of Administrative Decisions // Cabinet Office/Management and Personnel Office, HMSO,1987, откуда взята большая часть материалов данного раздела.

[90] Большое количество граждан в Великобритании сделали выбор в пользу службы омбудсмена. В газете Sunday Times от 14 августа 1994 г. содержится список таких служб, как: омбудсмен по персональным инвестициям, омбудсмен по инвестициям, по страхованию, по строительству, по банковской деятельности, по налогам, по недвижимости и по другим сферам деятельности администрации.

[91] Человек, занимавший пост омбудсмена в Замбии, писал, что «злоупотребление властью или плохое управление может принимать различные формы, например, коррупция, фаворитизм, взяточничество, кумовство, грубость, введение в заблуждение граждан в отношении их прав, неисполнение своих должностных обязанностей, злоупотребление властью, оставление без ответа корреспонденции и допущение задержек в выполнении государственных дел». См.: Annual Report of the Commission for Investigations. Zambia, Lusaka, 1975. P.3.

[92] Определение взято из пакистанского закона об организации службы омбудсмена.

[93] Hatchard, John.The Office of the Ombudsman. National Human Rights Institutions in the Commonwealth, Commonwealth Secretariat. London, 1992) Редакция выражает благодарность г-ну Хатчарду за помощь, оказанную при написании этой главы.

[94] Там же.

[95] См.: Хотите знать свои права? // Комсомольская правда. 1999. 1 сент.

[96] Служба омбудсмена в целом не оправдала ожиданий в англоязычных странах Африки, за исключением Намибии и Уганды. См.: Coldham, Simon. Legal Responses to State Corruption in Commonwealth Africa (готовится к публикации в ICLQ).

[97] Опыт показывает, что основания для увольнения омбудсмена должны быть такими же, как для увольнения членов Верховного суда. Иными словами, человек, занимающий этот пост, может быть смещен только в случае невозможности исполнения своих обязанностей в силу физической или психической недееспособности, либо нарушения закона. Обычно к процессу увольнения должен подключаться законодательный орган. Например, проголосовав двумя третями голосов за организацию трибунала во главе с верховным судьей.

[98] Артур Малони, цитата из отчета за пятый срок пребывания на посту омбудсмена в Тринидаде и Тобаго.

[99] К счастью, Международный институт омбудсмена активно взялся за организацию курсов обучения.

[100]Боясь потерять свою репутацию и влияние, члены британского Парламента пресекают прямой доступ к омбудсмену для своих избирателей (возможно, их цель – контроль за этим процессом). Жалобы должны направляться через избранных представителей. Это не соответствует передовому опыту и неизбежно вызывает опасения, что принципы справедливости будут нарушены. При такой организации дела жалобы на действия властей, как правило, попадают в руки представителей правящей партии.

[101] Nyrere, Julius. Freedom and Development/Uhuru na Maendeleo: a selection of writings and speeches 1968-73, Dar es Salaam, 1973. P.182.

* Автор - проф. С.В.Максимов

 

[102] См.: Официальное коммюнике встречи министров юстиции стран Британского содружества. Маврикий, 1993.

[103] См.: Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Вступительная статья В.В. Демидова. М.: Изд-во «Городец»,1998.

[104] Это считается коррупцией «по правилам» или мздоимством, когда лицо требует взятку за исполнение обязанностей, которое оно должно исполнять по закону (см. главу 1). Сказанное вовсе не означает, что акт коррупции, совершаемый юристом для приобретения дохода «против правил», может быть оправдан с профессиональной точки зрения.

[105] См.: Заподинская Е. Академия Минюста стала пансионом для блатных // Коммерсант.1999.14 мая.

[106] Было принято несколько важных международных документов о независимости правосудия. Некоторые из них содержатся в Справочном томе.

[107] См.: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ.1995. №33. Ст.3349.

[108] См.: Commоnwealth Law Ministers Meeting Communiquй. Mauritius. 1993. 15-19 November. (текст этого коммюнике можно получить по адресу: Commonwealth Secretariat, Marlborough House, London SW1, United Kingdom).

 

[109] Подобные процедуры предусмотрены в проекте закона, который содержится в Справочном томе.

 

[110] Financial Times. 1994.22 июля (Опубликовано в Вестнике ТИ (TI Newsletter). 1994. Cент.

[111] Обасанджо, Олюсегун. Вступительная речь на семинаре «Коррупция, демократия и права человека в Западной Африке»: Форум африканских лидеров и Транспаренси Интернешнл. Котону (Бенин), 1994. Сент.

 

[112] См.: Reading v. The King (1951) A.C.: 507, 518; Maheson v. Malaysia Housing Society (1979) A.C. 374, 380.

[113] Reading v. The King (выше). P. 580; Maheson v.Malaysia Housing Society (выше). P.380.

[114] См.: Selanger United Rubber Estates Ltd v Craddock. 1968.No 3. 1 WLR 155 per Ungood-Thomas J; Karak Rubber Co Ltd v Burden.1972.No 2. 1 WLR 602 (per Brightman J.) P. 632-633.

[115] Такой подход был предложен на семинаре по антикоррупционному законодательству с участием 120 депутатов парламента в Малави в октябре 1995 года.

[116] См.: Грачева Н.Ю. Финансовое право. М.: Новый Юрист,1998.С. 38-41.

[117] См.: The Role of the Comptroller and Auditor-General. Vol. 1. Report HMSO // Первый специальный отчет комитета по государственным расходам. Палата общин. Сессия 1980-1981 г.1981. February 4.

 

[118].Joseph K.P. «Selecting the Next CAG» // Economic and Political Weekly. 1995. May 27.

 

[119] Закон «О национальном аудите». Раздел 1 (2).1983 . (Великобритания).

[120] Стандарты правительственного аудита(1994) (общеизвестные как «Желтая книга») широко используются в мире. В этой книге, изданной Генеральной аудиторской службой США, утверждается, что «каждая аудиторская фирма, проводящая аудит в соответствии с данными стандартами, должна... сама подвергнуться контролю качества извне».

[121] См., например: Simmons, B. The Case for Audit Tenders // Business Review Weekly.1988. November 4. P.117; Peers, M. Auditors in uproar over feе discounts // Australian Financial Review 1988. August 17; Thomas. No Merger, But Links to be Stronger // Business Review Weekly. 1988. 16 December. P.89.

[122] Такие рекомендации были сделаны в Австралии. См. The Auditor General: Ally of the People and Parliament - Report 296, Joint Committee of Public Accounts, Australian Government Printing Service, Canberra, 1989. P. 108. Аналогичные рекомендации были выработаны и постоянным комитетом Сената по вопросам финансовой деятельности правительства в 1982 г.

[123] В некоторых странах, особенно в США, это дало повод для увеличения числа жалоб по поводу снижения профессионального уровня. См. : CPA Audit Quality: Many Governmental Audits Do Not Comply With Professional Standards // Report to Chairman, Legislation and National Security Subcommittee. United States General Accounting Office. Committee on Government Operations. House of Representatives,. USAGO. 1986. March.

[124] В Австралии, например, зарплата высших чиновников была вдвое ниже зарплаты служащих того же уровня в частном секторе. Это приводило к проблемам при приеме на работу и снижало эффективность службы. См.: The Auditor General: Ally of the People and Parliament - Report 296, Joint Committee of Public Accounts,Australian Government Printing Service. Canberra, 1989. P. XV.

 

[125] См., например, размышления профессора Джона Л. Эдвардса о полномочиях профессиональных организаций юристов или коллегий адвокатов оспаривать действия генерального прокурора или директора службы государственных расследований, когда данный чиновник ведет себя непрофессионально в профессиональных вопросах (The Office of Attorney-General - New Levels of Public Expectations and Accountability // Memoranda presented to the 1993 Meeting of Commonwealth Law Ministers. Grand Baie. Mauritius. Commonwealth Secretariat. London, 1995).

 

*Автор - проф. А.В.Вакурин.

[126] Каутилья жил и творил более двух тысяч лет назад. Цит. по: Arthashastra. New Delhi: Penguin Books, 1991. P. 281.

 

[127] Более подробно см.: General Agreement on Tariffs and Trade (GАТТ). Agreement on Government Procurement. 1988; United Nations Commission on International Trade Law (UNCITRAL); Model Law on Procurement of Goods, Construction and Services. 1994; Guidelines for Procurement Under ЕBRD Loans and IDA Credits. World Bank. 1995; Official Journal of the European Communities. Procurement Directives; International Trade Centre UNCTAD/GATT. Improving Public Procurement Systems. 1993.

 

[128] Описание тайного сговора участников торгов и способов уплаты отступных даже при наличии конкуренции при проведении тендера, см.: Klitgaard, Robert. Controlling Corruption // University of California Press, 1988. P.136 ff.

[129] Вопрос о том, насколько допустим обмен подарками, однозначного ответа не имеет.

[130] Такие отпуска, например, были предоставлены чиновникам, отвечавшим за вопросы снабжения в британском Министерстве обороны, в начале 90-х годов. Огромные суммы денег были израсходованы на то, чтобы чиновники могли провести отпуск, о каком не могли и мечтать.

 

[131] Примерные правила, касающиеся подарков, приводятся в Справочном томе.

 

[132] Закон США «Об иностранной коррупции» обсуждается в Справочном томе в статье Фрица Хаймана «Является ли преступлением подкуп иностранных должностных лиц?»

[133] Существует несколько возможных моделей, предложенных разными международными организациями: GАТТ, Всемирной торговой организацией, Комитетом ООН по международной торговле (UNCITRAL), Европейским Союзом, а также различные национальные кодексы.

[134] В Танзании инженеры-консультанты убеждены, что местные агенты являются основными получателями комиссионных, а лицам, принимающим





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.045 с.)