Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое «административное право»?

Поиск

Административное право - это совокупность норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального управления. В европейских странах это нормы публичного права, которые в отличие от норм частного права регулируют отношения между отдельными гражданами и некоторые типы отношений граждан с государством.

С точки зрения управления, основной вопрос заключается не в том, является ли конкретное решение правильным или мог ли судья (или министр, или иной чиновник) принять иное решение. Вопрос состоит в том, какие полномочия были предоставлены органу власти законом? Были ли превышены или незаконно использованы эти полномочия? В Англии, например, местная администрация получила право на открытие общественных прачечных самообслуживания. Суд постановил, что полномочия местной администрации не настолько широки, чтобы принимать решения по открытию коммерческих предприятий, действующих с целью получения прибыли[85].

В большинстве стран нормы права, которыми должны руководствоваться в своих действиях правительства, изложены в конституции. Однако полнота соответствующих регламентов, что подтверждается и российским опытом, оставляет желать лучшего. Обычно исполнительная власть не стремится к тому, чтобы детально регламентировать свою деятельность. В этой связи неизбежно появляются трения между политиками, заинтересованными в расширении своих властных полномочий и влияния, и конституциями, стремящимися ограничить эту власть в целях защиты граждан от произвола. В центре их коллизий находятся суды. В суды обращаются, чтобы определить, соответствует ли то или иное оспариваемое решение нормам права. Конечно, некоторые политики этому противодействуют, иногда очень активно. Они считают себя избранными народом, а потому имеющими власть, производную от воли народа. Столкнувшись с независимым судом, они могут задать вопрос: кто вас назначил? Ответ часто бывает такой: избранные народом политики. Даже если законом установлен пожизненный срок пребывания судьи в своей должности, моральная зависимость от того, кто его выдвинул на пост и поддержал обычно сохраняется. В этой связи возникает проблема особого порядка назначения судей, который бы с одной стороны основывался на принципах самовыдвижения или автоматически определяемого профессионального рейтинга, а с другой - на принципе недопустимости агитации в любой форме при обсуждении кандидатур судей в парламенте. При этом роль судов заключается не в навязывании взглядов большинства меньшинству, а в защите меньшинства от так называемой «тирании большинства». В политической системе большинство может иметь право принимать решения, но эти решения должны соответствовать закону.

 

Определение принципов правильного государственного управления.

Закон предполагает справедливое и честное исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей. Конституция Малави 1994 г. провозглашает, что каждый человек имеет право на:

(а) законные, процессуально справедливые и обоснованные административные меры защиты в случае, если его права, свободы, законные интересы ущемлены или поставлены под угрозу;

(б) получение письменного обоснования и разъяснений относительно любых административных мер, ставящих под угрозу его права, свободы, законные интересы.

В Малави хорошо налаженная система государственного управления осуществляет не только обычное право, но и конституционное, при этом она подотчетна обществу. На администрацию возлагается безусловная обязанность обосновывать причины и мотивы своих действий. Это требование является ключевым для обеспечения должного правления: при отсутствии обоснований решения труднее оспорить. Когда обоснования четки и понятны (а в Малави, как правило, так оно и есть), суд может изучить их и вынести решение об их соответствии закону. Учитывая, что любые государственные решения сказываются на широких кругах общества, очень важно, чтобы существовала гласная система проверки законности этих решений, особенно в тех случаях, когда наносится ущерб гражданам или последствия принятия решений затрагивают их интересы. Поэтому все без исключения государственные служащие должны пройти курс обучения принципам правильного государственного управления. Хороший пример основных принципов административного права представляет принятое в Лусаке «Заявление о законности деятельности правительств» от 1992 г., поддержанное министрами юстиции стран Британского содружества в 1993 г. и подтвержденное последующими конференциями верховных судей государств различных регионов. Заявление гласит:

Административные органы при осуществлении власти и принятии решений должны:

а) преследовать только те цели, для достижения которых им были предоставлены полномочия;

б) быть нейтральными, соблюдать объективность и беспристрастность, учитывая только те факторы, которые относятся к конкретному делу;

в) соблюдать принцип равенства перед законом, избегать дискриминации;

г) поддерживать надлежащее равновесие между требованиями закона и возможными отрицательными последствиями принимаемых решений для соблюдения прав, свобод и интересов граждан;

д) принимать решения в течение разумного периода времени с учетом специфики рассматриваемых вопросов;

е) последовательно применять общие административные принципы; одновременно учитывая конкретные обстоятельства каждого дела.

 

Процедура

Общие принципы. Любые общие административные принципы, регулирующие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, должны либо обнародоваться, либо доводиться до сведения заинтересованных лиц (соответствующим способом и в необходимом объеме) по их запросу до или после принятия решений, затрагивающих интересы этих лиц;

Право голоса. В отношении любых административных мер, которые по своей природе могут серьезно затронуть личные права, свободы или интересы граждан, граждане должны иметь право приводить свою аргументацию, которая должна приниматься во внимания органами власти и управления. В определенных случаях лица, чьи интересы могут быть затронуты мерами, принимаемыми властями, должны быть проинформированы в надлежащее время и должным образом о своих правах;

Доступ к информации.. Лицо, интересы которого затрагиваются принимаемыми властями мерами, имеет право подать запрос и получить всю информацию об этих мерах еще до принятия соответствующего административного решения;

Разъяснение причин. В тех случаях, когда принимаемое властями решение может серьезно затронуть права, свободы или интересы граждан, заинтересованное лицо имеет право получить разъяснение относительно причин такого решения. Это разъяснение может содержаться как в самом решении, так и представлено в виде отдельного документа, который высылается заинтересованному лицу по его запросу в разумные сроки;

Компенсации. Если принимаемое властями решение имеет форму письменного акта серьезно затрагивает права, свободы или интересы граждан, в нем должны перечисляться конкретные меры, компенсирующие гражданам их потери, а также указываться сроки, необходимые для осуществления этих мер.

Оценка и экспертиза решений

Законность решения, принятого к исполнению, проверяется судом или другим компетентным органом. Однако это не исключает возможности предварительного изучения законности и целесообразности данного решения самим органом, который его принимает. Если временные рамки для принятия решения не установлены законом, а решение не принимается в течение некоторого разумного промежутка времени, неспособность органа власти принять решение должна стать предметом рассмотрения компетентной инстанцией. Суд или иной компетентный орган, контролирующий решения, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должен иметь полномочия на получение любой информации, необходимой для надлежащего исполнения им своих функций. При этом очень важно, чтобы ответственность за непредоставление такой информации была бы выражена в законе недвусмысмысленно. Например, исходя из буквального смысла наименования ст.294 Уголовного кодекса России, уголовному наказанию должно подвергаться воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, что казалось бы охватывает и такую наиболее распространенную форму воспрепятствования как преднамеренное непредоставление необходимой информации. Однако в описательной части той же говорится уже лишь о вмешательстве, т.е. буквально об активном влиянии (хотя и в любых формах) на деятельность суда.

 

Реализация

При реализации решений органов власти должное внимание необходимо уделять принципам нормального и эффективного управления, законным интересам третьих лиц и интересам общества. Но если требования эффективности предполагают изменение принципов в конкретных случаях или отдельных сферах государственного и муниципального управления, нужно приложить все усилия, чтобы были сохранены высшие стандарты справедливости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.008 с.)