Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука С
«Колесо»
Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.
«Дудочка»
Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука С
Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артикуляция звука С, и проделай указанные движения.
Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, совместно проделывая артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук С, его произносит только взрослый.
Приключения Ветерка1
Текст читает взрослый
Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Ветерок снова оказался в пасти Драко-на, как в пещере. Его охраняют Язык и Зубы Дракона. Язык улегся на пол пеще-ры, растянулся, никак его не обойти! Ветерок готовится к побегу. Думает, как бы ему проскочить к выходу.
Постучи нижними зубами о верхние. Открой рот. Широкий распластанный язык положи на дно ротовой полости.
Вдруг Язык поднимает свою спину к потолочку, а своими боками прижимается к верхним Зубам. Теперь Ветерку еще труднее выбраться на волю.
Сделай язык горкой: боковые края прижми к верхним коренным зубам, а кончик языка упри в нижние зубы.
Начало сказки смотри на с. 10.
Текст читает взрослый
Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Но, как только своей передней частью Язык прижимается к нижним Зубам, ре-шив пошептаться с ними, Ветерок тут же скатывается по его спине, как по горке. Он съезжает прямо к нижним Зубам.
Подуй на кончик языка. Приложи ладонь ко рту, почувствовав узкую струю прохладного воздуха.
Зубы не успевают сомкнуться и загоро-дить путь Ветерку. Между ними остается маленькая щелка. В эту-то щелку и вы-скакивает Ветерок. Преодолев все преграды, наш герой с силой вырывается из пещеры и свистит от радости.
Отчетливо, длительно, многократно про-изнеси звук С.
Очень часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук С. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.
|