Как пользоваться универсальным логопедическим лото
Как пользоваться универсальным логопедическим лото
Наглядный материал для занятий представлен в книге двумя видами — это черно-белые картинки, расположенные рядом с текстами упражнений, а также цветное уни-версальное логопедическое лото. Лото состоит из 16 приложений. В приложении 2 да-ны изображения мальчика и девочки. Для них нужно подобрать имена с различными звуками (Соня, Рома, Маша, Женя и др.). В зависимости от изучаемого звука ребенок подбирает не только имена, но и другие слова для составления предложений. Здесь же расположены карточки (схемы и символы) для анализа звуко-слогового состава слова, а также уточнения важнейших отличительных характеристик звуков речи: их звонко-сти — глухости и твердости — мягкости.
Работа со схемами и символами поможет ребенку осознать не только внутреннюю (значение), но и внешнюю (звучание) характеристику слова. Кроме того, упражнения на звуковой анализ способствуют более четкому, осознанному произношению в целом, а также готовят детей к грамотному письму.
На листах лото 4-16 изображены предметные картинки с определенным звуком в названиях. Разрезав каждый лист, вы получите от 12 до 24 карточек для закрепле-ния произношения каждого формируемого звука. Сложите их в отдельные конверты и на каждом из них обязательно напишите номер Приложения. Карточки используются в упражнениях многократно, т. е. являются универсальными.
Как достичь наибольшего обучающего эффекта
Прежде всего определите, какие звуки речи ребенок произносит неверно. Запишите их и сравните с содержанием книги. Формирование правильного произношения начи-найте с того звука, который в книге представлен раньше других. Затем при участии ло-гопеда или только по книге вызовите этот звук (этапы «Звуковая разминка», «Артику-ляционные упражнения»). И только потом начинайте работу по закреплению чистого, правильного, устойчивого звука в слогах, словах и т. д.
Проделайте все упражнения без пропусков и перестановок. Помните, что каждое из них, несмотря на его небольшой объем, представляет собой законченный раздел рабо-ты. Даже если ребенок начал произносить формируемый звук правильно, выполните все упражнения до конца. Во-первых, навык требует прочности, во-вторых, упражне-ния многоаспектны. Помимо закрепления произносительных навыков, они рассчита-ны на развитие у ребенка всех составляющих элементов речевой системы (лексики, грамматики, связной речи), а также основных познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Для того чтобы исправленный звук плавно, естественно и прочно вошел в самостоя-тельную речь ребенка, стал ее неотъемлемой частью, взрослому следует запастись тер-пением, настроиться на кропотливую, ежедневную работу. Прежде всего, во время за-нятий он должен говорить громко, внятно, выразительно и того же (мягко, но настой-чиво) добиваться от ребенка! Следите за тем, чтобы, проговаривая слова или предложе-ния с определенным звуком речи, ребенок произносил его утрированно, «нажимал» на него. Однако не только новый звук, но и весь текст в целом ребенку следует произно-сить громко, внятно и не торопясь.
Упражнениям, в которых неизбежно механическое повторение и заучивание, поста-райтесь придать игровой характер: предложите повторить слоги или слова столько раз, сколько пальцев на руке, пуговок на столе, карандашей в стаканчике и т. п.
Занимайтесь с малышом утром или сразу после дневного сна по 15-20 минут в день. При этом следите не за временем, а за состоянием ребенка и результативностью заня-тий. Помните: лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться резуль-тата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, собраны, настойчивы. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Успехов вам!
Заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, логопед высшей квалификации ТЛ. Ткаченко
|