Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений
Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражне-ние. Повтори его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.
«Чашечка»
Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя-нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.
"Вкусное варенье»
Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.
«Парус»
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бу-горков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положе-нии 10 секунд.
«Маляр»
Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по-верхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.
«Грибок»
Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно ши-ре, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.
С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ-язычную связку.
«Щетка - смётка»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.
«Качели»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попе-ременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.
Послушай сказку «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артику-ляция звука ЛЬ, и проделай указанные движения.
Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и совместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук ЛЬ, его произносит только взрослый.
|