Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии

Поиск

32. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы. Психология учебной деятельности. БРЮЗГИНА, СУРЕНКОВА

Предмет психологии обучения – развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения.

Предмет психологии воспитания – развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения.

Связь между развитием и обучением ребенка – одна из центральных проблем педагогической психологии. При рассмотрении данной проблемы важно отметить, что:

1) «само развитие – это сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, деятельностные, поведенческие изменения в самом человеке» (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев);

2) развитие не прекращается в течение всей жизни человека. Могут изменяться его интенсивность и направление. Общими характеристиками развития являются «прогресс (регресс), необратимость, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения» (Л. И. Анциферова).

С.Л. Рубинштейн писал, что «Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения»

Одним из первых в педагогической психологии проблему связи обучения и развития как научную проблему, имеющую важное теоретическое и практическое значение, исследовал Л. С. Выготский. Он выделил три - на его взгляд неадекватных - подхода к решению проблемы соотношения обучения и развития:

Первый подход – между обучением и развитием нет связи, они самостоятельны. Обучение - чисто внешний процесс, согласующийся с ходом детского развития, но активно не участвующий в его динамике. Обучение использует достижения в развитии, строится на их основе: определенные функции должны созреть прежде, чем школа приступит к обучению. По оценке Л. С. Выготского, так понимаемое обучение "плетется в хвосте" у развития. В рамках этого подхода обучение в ходе развития ничего не меняет в нем по существу. К наиболее ярким представителям этого подхода Л. С. Выготский относил Ж. Пиаже.

Второй подход - обучение и есть развитие, они тождественны, т.е. приобретение реакций и привычек поведения (У. Джеймс), образование условных рефлексов (Э. Торндайк). Оба процесса совершаются равномерно параллельно. Как отмечает Л. С. Выготский, первый и второй подходы совпадают в основном пункте: оба они принимают развитие как натуралистический процесс, как усложнение или замещение врожденных реакций. Законы развития здесь являются природными законами, которые обучение не может изменить и должно следовать им.

В третьем подходе совмещаются особенности первых двух. У К. Коффки развитие понимается дуалистически: оно имеет в основе два различных по природе, но взаимосвязанных процесса: развитие-созревание и развитие-обучение. Процесс созревания подготавливает и делает возможным процесс обучения, а обучение стимулирует и продвигает вперед процесс созревания. Достоинство данного подхода Л. С. Выготский видел в том, что роль обучения в развитии увеличивается, соответственно, расширяются и границы развития.

Вклад Л. С. Выготского - он поставил саму проблему, наметил теоретические подходы к ее решению, ввел конструкт "зона ближайшего развития" для пояснения связи обучения и развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие (зона ближайшего развития), обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Но оно не должно в то же время отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет к натаскиванию. Рубинштейн, уточняя позицию Выготского, предлагает говорить о единстве развития обучения и развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.29 (0.009 с.)