Становление психологии как самостоятельной науки
Становление психологии как самостоятельной науки
Во второй половине XIX века сложилось несколько программ разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки, в которых по-разному определялись предмет и задачи ее развития. Такие программы в Европе предлагались В. Вундтом и Ф. Брентано, в России – И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным, в США У. Джемсом и Г. Спенсером и др. Однако, официальный статус психология получила на основании программы физиологической экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832 – 1920). Кратко обо всех направлениях в таблице.
Школа
Представители
Предмет и задачи психологии
Основные идеи и принципы в понимании психики
Метод исследования
Структурализм
В. Вундт, Э.Титченер
Структура сознания.
Разложение ментального опыта на мельчайшие, далее неделимые элементы.
Принцип элементаризма. Рассматривает сознание как структуру элементарных ощущений
Экспериментально контролируемая интроспекция
Функционализм
Ф. Брентано, В. Джемс.
«Поток сознания»
Изучает роль психических функций в реальном поведении, «как и почему?» устроены психические процессы.
Принцип целостности, активности и предметности сознания. Рассматривает сознание как средство, с помощью которого организм активно постигает реальный окружающий мир.
Методом остается интроспекция, но акты сознания изучаются в их естественном течении и составе, без расчленения на элементы и связи между ними.
*Вюрцбургская школа
О. Кюльпе
Несенсорные компоненты сознания.
Экспериментальное изучение мышления.
Компоненты сознания возможно эмпирически регистрировать, оно не замкнуто само на себе.
Измененная интроспекция - описание того, что происходит в сознании испытуемого между воздействием стимула и эффектом этого воздействия
|