Содержание книги

  1. Ч3. Понятие о методе научного познания.
  2. Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
  3. с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
  4. Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
  5. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
  6. Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
  7. Задачи ПД (без автора, но кратко)
  8. Организация психодиагностического обследования
  9. Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
  10. Кратко о естественнонаучных предпосылках
  11. Становление психологии как самостоятельной науки
  12. Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
  13. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
  14. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
  15. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
  16. Единица коллективного бессознательного – архетип
  17. Личность в гуманитарной психологии.
  18. Личность в экзистенциальной психологии
  19. Механизм развития/ движущие силы
  20. Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
  21. Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
  22. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
  23. Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
  24. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
  25. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
  26. Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
  27. Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
  28. Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
  29. Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
  30. Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
  31. Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
  32. Проблема переживания. Понимание человека человеком
  33. Ценностно-смысловая сфера личности
  34. Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
  35. Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
  36. А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
  37. Типы рациональности в психологии.
  38. Гуморальные теории темперамента.
  39. Конституционные теории темперамента.
  40. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
  41. Непосредственность общения между ее членами
  42. Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  43. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
  44. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
  45. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
  46. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
  47. Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
  48. Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология
  49. Психологическое обеспечение.. Методическое обеспечение
  50. Организационное обеспечение.. Технические средства. Методические материалы


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА



19. Мышление как психический процесс: определения, специфическая роль в системе психических процессов, виды, свойства. Основные подходы к изучению. Развитие мышления в онтогенезе. САПУН

Мышление – это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в её существенных связях и отношениях. (Учебник по общей психологии, Аминова).

Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую нужно достичь путем преобразования заданных условий.

Мышление – это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества).

Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. (Гештальтпсихология).

Мышление – это особого рода деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой новое знание, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление отличается от других психических процессов тем, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия расширяет границы познания, выходит за пределы чувственно данного. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует в других познавательных процессах. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Виды мышления:

По характеру используемых средств:

Ø Наглядно-действенное мышление (1-3 года) – решение задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации;

Ø Наглядно-образное мышление (4-7 лет) – представление объектов и ситуаций и изменений в них;

Ø Словесно-логическое (от 7 лет) – опирается на материал знаковой, символической формы (слова, числа и т.п.).

По характеру выполняемых задач:

Ø Практическое мышление – разрешение конкретной ситуации;

Ø Теоретическое мышление – открытие законов и свойств объектов.

По характеру протекания процессов:

Ø Интуитивное мышление – без осознания путей получения решения;

Ø Аналитическое мышление – осознание логики решения.

По функциям:

Ø Творческое мышление – порождение новых идей и решений;

Ø Репродуктивное, стереотипное мышление – решение типичных задач по усвоенному алгоритму.

Также различают:

Ø Понятийное мышление – мышление посредством абстрактных понятий, не прибегая к информации органов чувств;

Ø Образное мышление – мышление через образы, которые извлекаются или памяти или же создаются воображением.

Подходы к изучению мышления:

1. Механистический подход: Титченер, Брентано, Мюллер и др.

Исходными элементами психического опыта являются отдельные чувственные, т.е. специфически модальные представления. Мышление выступает как ассоциирование чувственных представлений.

Характеристики подхода:

Ø Мыслительный процесс фактически рассматривается как бессубъективный: здесь не возникает вопроса «кто мыслит» и не требуется ответа на него.

Ø Реактивность мыслительного процесса, обусловленность внешней ситуацией.

Ø Определение мышления, заимствованное в логике или житейском «здравом смысле», обычно не рефлексируется. Объяснение подменяется моделированием мышления в указанных эмпирических условиях.

2. Телеологический подход: О. Кюльпе и К. Бюлер, Н. Ах, О. Зельц и др.

Чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи. Необходимо раскрыть, осознать отношение между условиями и требованиями задачи, отвлеченное, свободное от их чувственной представленности. По своему содержанию мышление – осознание отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений.

Характеристики подхода:

Ø Специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос.

Ø Активность мыслительного процесса придает психическому опыту субъекта особое качество – его сознавание, поиск существенного в условиях решаемой задачи.

Ø Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отдельными друг от друга.

3. Гештальтпсихология:

Сам по себе процесс, который ведет от стимулирующей ситуации к ответному действию, может быть назван инсайтным, если он непосредственно определяет содержание действия, соответствующее существенным чертам данной ситуации.

Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям.

Проблемная ситуация должно быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт. Это постижение, или понимание, является основой процесса мышления. После полного понимания проблемной ситуации как таковой включается процесс мышления с его «проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления. Ее содержание заключается в инсайтном схватывании тех особенностей, которые вызывают конфликт. «Проникновение» в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения.

Отечественные исследования мышления (кратко):

А. Р. Лурия обращается к основным законам наиболее сложных форм мышления человека, осуществляемого на основе его речи.

Л.С. Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением проблемы развития детского мышления и обратил внимание на то, что мышление и речь, соединяясь друг с другом у взрослого человека, имеют в своем генезисе разные корни, длительную историю независимого существования и развития. Констатация этого факта позволила, с одной стороны, провести ряд исследований, направленных на изучение коммуникативной функции речи, и выделить так называемые невербальные средства общения, которые играют существенную роль в усвоении человеком языка и речи. С другой стороны, были обнаружены до речевые формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Появилась возможность не только судить об интеллекте ребенка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление в двух не менее значимых, чем вербальная, формах.

П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи. Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень – высшая форма "чисто умственного", "идеального" действия.

Развитие мышления в онтогенезе:

См. классификацию видов мышления по характеру используемых средств.

По Пиаже:

  I.       Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года): Проявляется в действиях и формируется в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой.

     II.       Дооперационная стадия (2-7 лет): Ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции. Осваивается идея замещения. Замещение – это первичная абстракция.

 III.       Стадия конкретных операция (7-12 лет): Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции.

IV.       Стадия абстрактный операций (с 12 лет): Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики.

Свойства мышления:

20. Интеллект: подходы к определению и изучению (Пиаже, Веккер, Холодная и др.). Мышление и интеллект. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. Проблема диагностики тесты интеллекта. Виды интеллекта: психометрический, эмоциональный, социальный и др. СЕЛЮТИНА

Активное изучение интеллекта и интеллектуальных способностей человека было начато в конце XIX века Ф.Гальтоном, который впервые поднял вопрос об индивидуальных различиях мыслительной деятельности человека и о необходимости поиска причин, лежащих в их основе.

В прошлом веке исследования, начатые Ф. Гальтоном, были продолжены А. Бине, Т. Симоном, Л. Терманом. Первоначально именно этими учеными была провозглашена тестологическая парадигма, долгое время занимавшая центральное место в теоретических и практических исследованиях интеллекта. По заданию французского правительства А. Бине разработал и ввел в широкую практику систему тестовых заданий, направленную на измерение интеллектуальных способностей детей, на основании которых делались выводы об обучаемости детей и уровне их интеллектуального развития.

Дальнейшее изучение интеллекта в европейской и американской психологии связано с именами Ч.Спирмена и Л.Терстоуна. Оба они работали в рамках тестологической парадигмы, однако отстаивали противоположные теоретические направления в исследовании интеллекта. Так, Ч. Спирмен и его последователи (Р.Кеттелл, Ф.Вернон, Л.Хамфрейс и др.) утверждали наличие единого общего фактора интеллекта, в то время как Л.Терстоун, Дж.Гилфорд, Дж.Кэрролл, Р.Мейли и др. изучали интеллект как совокупность множества независимых интеллектуальных способностей [26].

Тестологическая парадигма изучения интеллекта принесла в когнитивную психологию богатейший набор эмпирического материала и мощный аппарат математического и статистического анализа данных.

В целях упорядочения накопленного в этой области психологических исследований материала выделим несколько основных подходов, для каждого из которых характерна определённая концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.

1.            Феноменологический подход (М. Вертгеймер, К. Дункер В. Келер и др.) рассматривает интеллект как особую форму содержания сознания [6, С. 295]. В рамках этого подхода авторами разрабатывалась гештальт психологическая теория интеллекта. Базовым представлением этой теории является представление об интеллекте как о способности психики к моментальному и качественному преобразованию содержания познавательного образа с целью выявления и разрешения противоречивой или проблемной ситуации (по сути - способность к инсайту).

2.            Генетический подход, примененный в теориях Б.Инельдера, Ж.Пиаже, А.Н. Перре-Клермон, У.Чарлсворза и др., рассматривает интеллект как следствие адаптации психики к усложняющимся требованиям окружающей среды в условиях взаимодействия человека с внешним миром . Согласно операциональной теории интеллекта Ж. Пиаже, интеллект - это адаптация организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих схем в зависимости от требований объективного мира). Пиаже разделил процесс формирования операциональных структур на пять последовательных стадий, постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно представлениям Пиаже, в развитии интеллекта необходимо выделять две основные линии, одна из которых представляет собой процесс интеграции операциональных когнитивных структур, а другая связана с формирующейся в процессе индивидуального развития инвариантностью представлений субъекта о действительности.

3.            Социокультурный подход представляет интеллект как результат процесса социализации личности, а также влияние культуры в целом. В отечественной психологии социокультурный подход представлен культурно-исторической теорией высших психических функций Л.С.Выготского. Данная теория связывает механизм интеллектуального развития ребенка с формированием в его сознании системы словесных значений и понятий. При этом интеллект возникает как процесс изменения межфункциональных связей, как результат слияния познавательных процессов, перестроенных категориальным аппаратом понятийного мышления. Анализ закономерностей становления понятийного мышления привел Л.С.Выготский к формулированию закона единства структуры и функции мышления.

4.            Процессуально-деятельностный подход предлагает рассматривать интеллект как особую форму человеческой деятельности. Обоснование этого подхода в изучении феномена интеллекта и способностей представлено в трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. К.А. Абульханова-Славская, акцентируя роль личностных факторов, описывает личностные типы мышления, каждый из которых соединяет в себе личностные и когнитивные характеристики субъекта деятельности. О.К. Тихомиров представляет в качестве механизмов интеллектуальной активности такие личностные факторы, как операционные смыслы, эмоции, мотивы, целеполагание.

5.            Структурно-уровневый подход в отечественной психологии предложен и детально разработан Б.Г. Ананьевым. В данном подходе интеллект рассматривается как сложная интегративная мозговая деятельность, представляющая собой взаимосвязь когнитивных функций разного уровня, а интеллектуальное развитие в зависимости от возраста характеризуется единством процессов когнитивной дифференциации

(внутрифункциональные связи) и когнитивной интегрированности (межфункциональные связи). Именно эти процессы и их взаимное влияние составляют целостную структуру интеллекта. Структурно-уровневая теория интеллекта строилась на основе изучения результативных проявлений интеллектуальной деятельности в условиях решения испытуемыми задач тестового типа и принятия идеи существования «общего интеллекта».

Не ограничиваясь только критикой существующих подходов, М.А. Холодная предложила свой собственный взгляд на природу интеллекта, который носит название системно-структурного подхода. Сторонники данного подхода связывают интеллект с функционированием сложных многоуровневых когнитивно-репрезентативных структур, качество и организация которых определяют свойства индивидуального интеллекта и соответственно возможность решения широкого спектра стоящих перед человеком задач. Развитие этих структур подчиняется принципу системной дифференциации и интеграции индивидуального ментального опыта (М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова и др.).

Данный подход на сегодняшний день представляется наиболее перспективным в преодолении кризиса изучения интеллекта как психической реальности. С помощью структурно-интегративного подхода в понимании интеллекта, возможно, исследовать не только успешность субъекта в решении задач (проблем), но и его способность определенным образом воспринимать и интерпретировать реальность, включать ее в собственные смысловые контексты или семантические поля (Л.М. Веккер, М.А. Холодная).

Теория интеллекта Ж Пиаже

Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.

Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже. Организм, т.е. субъект, существующий независимо от внешней среды (объекта), стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно, только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. Схема действия по Пиаже - это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Схемы действий, операции, т.е. понятия, обнаруживаемые субъектом в результате совершаемых им действий, не носят врожденный характер. Они - результат предметных действий, совершаемых активным субъектом при взаимодействии с объектом. Варианты адаптации:

Аккомодация - это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности.

 

 

 

 

Ассимиляция - Пиаже - атрибут, аспект адаптации. Содержанием Ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида.

Мышление и интеллект

По Веккеру к познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление. Мышление – наиболее сложный познавательный процесс. Вся совокупность познавательных процессов представляет собой понятие интеллект.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

• счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

• вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

• вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

• пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

• память;

• способность к рассуждению;

• быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Проблемы:

• невозможность охвата всех операций в одном тесте;

• устаревание методик (поколения сильно отличны друг от друга)

• некорректно адаптированы;

• измеряют способность к решению задач, а не уровень интеллекта;

• измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Эмоциональный интеллект – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно. По определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей).

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Психометрический интеллект, по концепции Г. Айзенка это общий интеллект. Он определяется стандартными тестами-IQ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.197.251 (0.011 с.)