Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
19. Мышление как психический процесс: определения, специфическая роль в системе психических процессов, виды, свойства. Основные подходы к изучению. Развитие мышления в онтогенезе. САПУН Мышление – это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в её существенных связях и отношениях. (Учебник по общей психологии, Аминова). Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую нужно достичь путем преобразования заданных условий. Мышление – это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества). Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. (Гештальтпсихология). Мышление – это особого рода деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой новое знание, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление отличается от других психических процессов тем, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление в отличие от восприятия расширяет границы познания, выходит за пределы чувственно данного. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует в других познавательных процессах. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития. Виды мышления: По характеру используемых средств: Ø Наглядно-действенное мышление (1-3 года) – решение задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации;
Ø Наглядно-образное мышление (4-7 лет) – представление объектов и ситуаций и изменений в них; Ø Словесно-логическое (от 7 лет) – опирается на материал знаковой, символической формы (слова, числа и т.п.). По характеру выполняемых задач: Ø Практическое мышление – разрешение конкретной ситуации; Ø Теоретическое мышление – открытие законов и свойств объектов. По характеру протекания процессов: Ø Интуитивное мышление – без осознания путей получения решения; Ø Аналитическое мышление – осознание логики решения. По функциям: Ø Творческое мышление – порождение новых идей и решений; Ø Репродуктивное, стереотипное мышление – решение типичных задач по усвоенному алгоритму. Также различают: Ø Понятийное мышление – мышление посредством абстрактных понятий, не прибегая к информации органов чувств; Ø Образное мышление – мышление через образы, которые извлекаются или памяти или же создаются воображением. Подходы к изучению мышления: 1. Механистический подход: Титченер, Брентано, Мюллер и др. Исходными элементами психического опыта являются отдельные чувственные, т.е. специфически модальные представления. Мышление выступает как ассоциирование чувственных представлений. Характеристики подхода: Ø Мыслительный процесс фактически рассматривается как бессубъективный: здесь не возникает вопроса «кто мыслит» и не требуется ответа на него. Ø Реактивность мыслительного процесса, обусловленность внешней ситуацией. Ø Определение мышления, заимствованное в логике или житейском «здравом смысле», обычно не рефлексируется. Объяснение подменяется моделированием мышления в указанных эмпирических условиях. 2. Телеологический подход: О. Кюльпе и К. Бюлер, Н. Ах, О. Зельц и др. Чувственные представления и любые их сочетания сами по себе не приводят к решению даже простой логической задачи. Необходимо раскрыть, осознать отношение между условиями и требованиями задачи, отвлеченное, свободное от их чувственной представленности. По своему содержанию мышление – осознание отношений, не зависимое от чувственных, наглядных представлений. Характеристики подхода: Ø Специфика мышления состоит во внутренней направленности субъекта на достижение цели, в поиске ответа на поставленный вопрос.
Ø Активность мыслительного процесса придает психическому опыту субъекта особое качество – его сознавание, поиск существенного в условиях решаемой задачи. Ø Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения чувственных элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих отдельными друг от друга. 3. Гештальтпсихология: Сам по себе процесс, который ведет от стимулирующей ситуации к ответному действию, может быть назван инсайтным, если он непосредственно определяет содержание действия, соответствующее существенным чертам данной ситуации. Мышление – процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. Проблемная ситуация должно быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт. Это постижение, или понимание, является основой процесса мышления. После полного понимания проблемной ситуации как таковой включается процесс мышления с его «проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления. Ее содержание заключается в инсайтном схватывании тех особенностей, которые вызывают конфликт. «Проникновение» в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения. Отечественные исследования мышления (кратко): А. Р. Лурия обращается к основным законам наиболее сложных форм мышления человека, осуществляемого на основе его речи. Л.С. Выготский был одним из первых, кто занялся глубоким изучением проблемы развития детского мышления и обратил внимание на то, что мышление и речь, соединяясь друг с другом у взрослого человека, имеют в своем генезисе разные корни, длительную историю независимого существования и развития. Констатация этого факта позволила, с одной стороны, провести ряд исследований, направленных на изучение коммуникативной функции речи, и выделить так называемые невербальные средства общения, которые играют существенную роль в усвоении человеком языка и речи. С другой стороны, были обнаружены до речевые формы мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное. Появилась возможность не только судить об интеллекте ребенка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление в двух не менее значимых, чем вербальная, формах. П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи. Умственные действия формируются посредством перехода материальных действий в оперирование предметными психологическими структурами разных уровней (восприятие, представление, понятие). Это оперирование реализуется сначала средствами громкой внешней речи, а затем и речи внутренней. Последний уровень – высшая форма "чисто умственного", "идеального" действия. Развитие мышления в онтогенезе: См. классификацию видов мышления по характеру используемых средств. По Пиаже: I. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года): Проявляется в действиях и формируется в процессе действенного, практического взаимодействия с окружающей средой. II. Дооперационная стадия (2-7 лет): Ребенок пока не может осуществить простейшие мыслительные операции. Осваивается идея замещения. Замещение – это первичная абстракция.
III. Стадия конкретных операция (7-12 лет): Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции. IV. Стадия абстрактный операций (с 12 лет): Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики. Свойства мышления: 20. Интеллект: подходы к определению и изучению (Пиаже, Веккер, Холодная и др.). Мышление и интеллект. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. Проблема диагностики тесты интеллекта. Виды интеллекта: психометрический, эмоциональный, социальный и др. СЕЛЮТИНА Активное изучение интеллекта и интеллектуальных способностей человека было начато в конце XIX века Ф.Гальтоном, который впервые поднял вопрос об индивидуальных различиях мыслительной деятельности человека и о необходимости поиска причин, лежащих в их основе. В прошлом веке исследования, начатые Ф. Гальтоном, были продолжены А. Бине, Т. Симоном, Л. Терманом. Первоначально именно этими учеными была провозглашена тестологическая парадигма, долгое время занимавшая центральное место в теоретических и практических исследованиях интеллекта. По заданию французского правительства А. Бине разработал и ввел в широкую практику систему тестовых заданий, направленную на измерение интеллектуальных способностей детей, на основании которых делались выводы об обучаемости детей и уровне их интеллектуального развития. Дальнейшее изучение интеллекта в европейской и американской психологии связано с именами Ч.Спирмена и Л.Терстоуна. Оба они работали в рамках тестологической парадигмы, однако отстаивали противоположные теоретические направления в исследовании интеллекта. Так, Ч. Спирмен и его последователи (Р.Кеттелл, Ф.Вернон, Л.Хамфрейс и др.) утверждали наличие единого общего фактора интеллекта, в то время как Л.Терстоун, Дж.Гилфорд, Дж.Кэрролл, Р.Мейли и др. изучали интеллект как совокупность множества независимых интеллектуальных способностей [26]. Тестологическая парадигма изучения интеллекта принесла в когнитивную психологию богатейший набор эмпирического материала и мощный аппарат математического и статистического анализа данных. В целях упорядочения накопленного в этой области психологических исследований материала выделим несколько основных подходов, для каждого из которых характерна определённая концептуальная линия в трактовке природы интеллекта. 1. Феноменологический подход (М. Вертгеймер, К. Дункер В. Келер и др.) рассматривает интеллект как особую форму содержания сознания [6, С. 295]. В рамках этого подхода авторами разрабатывалась гештальт психологическая теория интеллекта. Базовым представлением этой теории является представление об интеллекте как о способности психики к моментальному и качественному преобразованию содержания познавательного образа с целью выявления и разрешения противоречивой или проблемной ситуации (по сути - способность к инсайту).
2. Генетический подход, примененный в теориях Б.Инельдера, Ж.Пиаже, А.Н. Перре-Клермон, У.Чарлсворза и др., рассматривает интеллект как следствие адаптации психики к усложняющимся требованиям окружающей среды в условиях взаимодействия человека с внешним миром . Согласно операциональной теории интеллекта Ж. Пиаже, интеллект - это адаптация организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих схем в зависимости от требований объективного мира). Пиаже разделил процесс формирования операциональных структур на пять последовательных стадий, постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно представлениям Пиаже, в развитии интеллекта необходимо выделять две основные линии, одна из которых представляет собой процесс интеграции операциональных когнитивных структур, а другая связана с формирующейся в процессе индивидуального развития инвариантностью представлений субъекта о действительности. 3. Социокультурный подход представляет интеллект как результат процесса социализации личности, а также влияние культуры в целом. В отечественной психологии социокультурный подход представлен культурно-исторической теорией высших психических функций Л.С.Выготского. Данная теория связывает механизм интеллектуального развития ребенка с формированием в его сознании системы словесных значений и понятий. При этом интеллект возникает как процесс изменения межфункциональных связей, как результат слияния познавательных процессов, перестроенных категориальным аппаратом понятийного мышления. Анализ закономерностей становления понятийного мышления привел Л.С.Выготский к формулированию закона единства структуры и функции мышления. 4. Процессуально-деятельностный подход предлагает рассматривать интеллект как особую форму человеческой деятельности. Обоснование этого подхода в изучении феномена интеллекта и способностей представлено в трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. К.А. Абульханова-Славская, акцентируя роль личностных факторов, описывает личностные типы мышления, каждый из которых соединяет в себе личностные и когнитивные характеристики субъекта деятельности. О.К. Тихомиров представляет в качестве механизмов интеллектуальной активности такие личностные факторы, как операционные смыслы, эмоции, мотивы, целеполагание. 5. Структурно-уровневый подход в отечественной психологии предложен и детально разработан Б.Г. Ананьевым. В данном подходе интеллект рассматривается как сложная интегративная мозговая деятельность, представляющая собой взаимосвязь когнитивных функций разного уровня, а интеллектуальное развитие в зависимости от возраста характеризуется единством процессов когнитивной дифференциации
(внутрифункциональные связи) и когнитивной интегрированности (межфункциональные связи). Именно эти процессы и их взаимное влияние составляют целостную структуру интеллекта. Структурно-уровневая теория интеллекта строилась на основе изучения результативных проявлений интеллектуальной деятельности в условиях решения испытуемыми задач тестового типа и принятия идеи существования «общего интеллекта». Не ограничиваясь только критикой существующих подходов, М.А. Холодная предложила свой собственный взгляд на природу интеллекта, который носит название системно-структурного подхода. Сторонники данного подхода связывают интеллект с функционированием сложных многоуровневых когнитивно-репрезентативных структур, качество и организация которых определяют свойства индивидуального интеллекта и соответственно возможность решения широкого спектра стоящих перед человеком задач. Развитие этих структур подчиняется принципу системной дифференциации и интеграции индивидуального ментального опыта (М.А. Холодная, Н.И. Чуприкова, Т.А. Ратанова и др.). Данный подход на сегодняшний день представляется наиболее перспективным в преодолении кризиса изучения интеллекта как психической реальности. С помощью структурно-интегративного подхода в понимании интеллекта, возможно, исследовать не только успешность субъекта в решении задач (проблем), но и его способность определенным образом воспринимать и интерпретировать реальность, включать ее в собственные смысловые контексты или семантические поля (Л.М. Веккер, М.А. Холодная). Теория интеллекта Ж Пиаже Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде. Внешняя среда постоянно изменяется, говорит Пиаже. Организм, т.е. субъект, существующий независимо от внешней среды (объекта), стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. И то и другое возможно, только путем совершения субъектом определенных действий. Производя действия, субъект тем самым находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. Схема действия по Пиаже - это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Схемы действий, операции, т.е. понятия, обнаруживаемые субъектом в результате совершаемых им действий, не носят врожденный характер. Они - результат предметных действий, совершаемых активным субъектом при взаимодействии с объектом. Варианты адаптации: Аккомодация - это приспособление схем поведения к ситуации, требующей от организма определенных форм активности.
Ассимиляция - Пиаже - атрибут, аспект адаптации. Содержанием Ассимиляции является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида.
Мышление и интеллект По Веккеру к познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление. Мышление – наиболее сложный познавательный процесс. Вся совокупность познавательных процессов представляет собой понятие интеллект. Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие: • счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; • вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо; • вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь; • пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве; • память; • способность к рассуждению; • быстрота восприятия сходств и различий между объектами. Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп. Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. Проблемы: • невозможность охвата всех операций в одном тесте; • устаревание методик (поколения сильно отличны друг от друга) • некорректно адаптированы; • измеряют способность к решению задач, а не уровень интеллекта; • измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Эмоциональный интеллект – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно. По определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей). Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Психометрический интеллект, по концепции Г. Айзенка это общий интеллект. Он определяется стандартными тестами-IQ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.197.251 (0.011 с.) |