Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема переживания. Понимание человека человекомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Проблема переживания К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский: "Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание". Стало быть, переживание: • во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, • во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина, • в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Выготский апробировал это понятие в своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить "изменение личности как целого". В этом изменении выделяются "поворотные" переживания. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Переживания выступают как индикаторы различных эпох истории развития индивида. А.Н. Леонтьев (1972) полагал, что реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле бытия. Рубинштейн Л.С.: "Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание…Переживание это первично, прежде всего - психический факт как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер". Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний. 1 Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему. 2 Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни. Основная тенденция в определении места, роли, функций, положения переживания в психике человека в традициях отечественной психологии связана с сознанием. Так, Е.П. Ильин пишет: «Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений и впечатлений». К.К. Платонов (1972) определяет переживание как «атрибут акта сознания, не содержащий образ отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения». Уже определение К.К. Платонова содержит вторую сторону понимания категории переживания, а именно как явления, относящегося к категории эмоциональных явлений. На данный момент в отечественной психологии существует некоторая недифференцированность понятий «эмоция», «переживание» и «психическое состояние». Так Е.П. Ильин (2002) фактически отождествляет понятия «эмоция» и «переживание»: «любое переживание – это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo (потрясаю волную), от которого и произошло само слово «эмоция» [с.18]. Ф.Е. Василюк (1990) переживание определяет как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Для многих авторов (например, В.П.Симонова, Б.И. Додонова, Е.П. Ильина, А.Ф. Корниенко и др.) категории «переживание» и «эмоция» фактически отражают одно и тоже поле психических явлений, и являются, по сути, синонимами, или, по крайней мере, входят в один и тот же класс психических явлений. Ф. Е. Василюк: Существуют особые жизненные ситуации, которые ставят субъекта перед необходимостью переживания. Это критические ситуации, характеризующиеся невозможностью: невозможностью жить, "реализовывать внутренние необходимости своей жизни". При этом в ситуации невозможности перед человеком в той или иной форме встает "задача на смысл" как задача добывания осмысленности, поиска источников смысла, "разработки" этих источников и т.д. - то есть, производства смысла. "Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о продуктивном процессе, как об особой работе". Так, переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы. Итак, по Василюку, переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
(Ссылка на хорошую статью, чтобы можно было более подробно ответить про переживание)
Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесc оказывают влияние следующие факторы: 1. теснота и длительность знакомства; 2. сформированность как личности субъекта восприятия; 3. личностный опыт предыдущего общения. Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки. Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя. Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.134 (0.012 с.) |