Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность

Поиск

1. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность

2. На втором происходит дальнейшее укрепление связей, обусловленное совпадением систем инструментальных ценностей

3. На третьем групповая сплоченность достигает своего полного выражения в форме совпадения терминальных ценностей и следования общей цели. При этом основным фактором формирования сплоченности выступает не эмоциональные привязанности, не общение как таковое, а именно совместная групповая деятельность.

30. Понятие общения в социальной психологии. Общение и коммуникация. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность. НАЗАРОВА, САПУН

Понятие общения в социальной психологии. Общение и коммуникация

Общение — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками

Структура общения:

1.          Коммуникация. Обмен информацией между общающимися индивидами. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми на информативном уровне

2.          Интеракция. Организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Приводит к определенным человеческим взаимоотношениям

3.          Социальная перцепция. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения.

Коммуникация в широком смысле слова не сводится только к процессу передачи информации. В коммуникации в узком смысле фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами при общении мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Нельзя рассматривать партнёра как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки

Общение различается по:

·            количеству участников: межличностное, групповое, массовое

·            способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика)

·            положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (например, через средства массовой информации)

·                 условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе)

·            задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями)

·            средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосредованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).

Средства общения:

·            язык – система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь

·            интонация – эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе

·            мимика, поза, взгляд – могут усиливать или опровергать смысл сказанного

·            жесты – общепринятые или экспрессивные (для выразительности)

·            расстояние собеседников – зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

Соотношение понятий общение и деятельность:

Этот вопрос на данный момент остаётся дискуссионным. Есть два мнения: что общение - это вид деятельности, и что общение - не деятельность, а специфическая активность и средство осуществления других видов деятельности.

 

В трактовке А. Н. Леонтьева общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо, наконец, одной из сторон деятельности. Отстаивая эту позицию, ее сторонники указывают на то, что к процессам общения приложимы многие закономерности, категории и понятия, относящиеся к предметно-практической деятельности. Общение, например, как и деятельность, представляет собой активный процесс, характеризуется целью и результатом, решает ряд задач, мотивированно построено на принципе обратной связи с собеседником и т. д.

 

Платонов, Лисина: Общение – один из видов деятельности. Характеристики деятельности хорошо накладываются на общение (цели, операции, мотивы; навыки, привычки, умения, и т.д.). Общение – коммуникативная деятельность. (Лисина) Весьма специфический вид деятельности.

Ломов: Общение – не деятельность, но связь между ними есть, они объединяются одним термином – «активность». Предложил принцип единства сознания и деятельности дополнить принципом единства сознания и общения. Общение – это другой вид активности.

В общении планы могут резко меняться. Т.е. происходит совмещение планов (планы меняются на ходу) и программ + совмещение действий. Большая гибкость. В общении есть ориентировка и контроль. В актах общения одновременно сочетаются ориентировка и исполнение. Результаты общения психологического порядка (разъяснение, эмоциональность, знания, оценки, определенные оценки).

Общение может выступать как разновидность трудовой дятельности (лектор, учитель, актер). В любой др. деятельности – общение – важнейший компонент.

31. Социальная психология личности: специфика подхода; социализация; социальная установка; атрибуция, стили атрибуции. ПЧЕЛИНЦЕВА, СЯГЛОВА

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отношений.

 

Понятие "личность" раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений.

Психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий (наследственно-биологических и социально-обусловленных другими социальными воздействиями), через которые преломляются внешние воздействия общества.

Т.о. образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Социологический подход служит для выделения в личности социально-типического. Особенность социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что за основу берется тот ее аспект, который обнаруживается в психических свойствах, способностях и формах деятельности человека, составляющих потенциал его влияния на других людей, и проявляется в первую очередь в общении.

Социализация-процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.

Это состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к определённой реакции, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее влияние на поведение.

Социальная установка (некоторые исследователи называют её аттитюд) объясняет выбор мотива поведения, а он в свою очередь определяется потребностью индивида и объективной сложившейся ситуацией.

   Атрибуция – приписывание социальным объектам (человеку, группе) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании»

Атрибуция:

- во-первых, не сводится к выведению только причин поведения, а включает приписывание широкого класса психологических характеристик;

- во-вторых, не ограничена только характеристиками человека, распространяясь и на другие социальные объекты.

Атрибуция каузальная – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации

Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно. В теориях каузальной атрибуции большое место уделяется идее контрастных представлений: когда плохому человеку приписываются отриц. черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Виды атрибуции:

1. Личная (на других и к себе)

2. Безличная (на обстоятельства)

Ошибки атрибуции:

· Подобие

· Различие

· Соответствие

· Ошибка ложного согласия (если ни как я, то это не нормальное поведение, я бы так не поступил)

· Предубеждение

Стили атрибуции:

• Внутренняя (диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками.

• Внешняя атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией.

Факторы, определяющие стиль атрибуции:

• Консенсус — поведению, присущему многим, чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному — личные.

• Преднамеренность — обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необдуманному — ситуационные.

• Последовательность — последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному — ситуационные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.012 с.)