Ч3. Понятие о методе научного познания.
Ч3. Понятие о методе научного познания.
Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.
Специфика научного познания - оно подчиняется строгим принципам (причинности, достоверности, объективности и относительности). Результаты научно-познавательной деятельности во многом определяются точностью используемых методов. Метод конкретизируется в методиках.
Методика – воплощение метода в конкретном исследовании. Отвечает конкретным задачам и целям исследования. Например, экспериментальный метод воплощён в методиках изучения интеллекта, воли, личности и др. сторон псих. реальности.
Методы психологического исследования зависимы от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель методов психологии заключается в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.
Ч5. Проблема метода и предмета
В психологической науке нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы получают интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Некоторые методы используются только в конкретной школе, другие сразу в нескольких.
Многообразие определений предмета психологии приводит к возникновению многих методов. Психология сознания – интроспективные методы (субъективистский подход к изучению); бихевиоризм – наблюдение, эксперимент (объективистский подход) и т.д… Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, и не только той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).
|