Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).

Поиск

Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).

В настоящее время широко используется классификация видов психического дизонтогенеза, предложенная В.В. Лебединским. В основе лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский; Г.Е. Сухарева; В.В. Ковалев; Л. Каннер и др.) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития. Классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий на основе качественного анализа нарушений психического развития ребенка, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации. В.В. Лебединский выделяет шесть форм дизонтогенеза:

 

Формы дизонтогенеза

Модели дизонтогенеза

1. Общее стойкое Недоразвитие

олигофрения (умственная отсталость различной степени тяжести). Характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга, например, умственная отсталость.

2. Задержанное развитие 

задержка психического развития. Первичный дефект, нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие уровни при этом страдают вторично. Выражена инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, формирование иерархических связей грубо затруднено. Замедлен темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

3. Поврежденное развитие

органическая деменция. Имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики или задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Отличается поздним, после двухтрех лет, патологическим воздействием на мозг. Органическая деменция, которая сопровождается расстройствами эмоциональной сферы, тяжелыми нарушениями личности в целом и ее целенаправленной деятельности, и распадом сложных иерархических связей, грубым регрессом интеллекта и поведения.

4. Дефицитарное развитие (выпадение отдельных функций)

первичная недостаточность анализаторных систем – зрения, слуха речи, опорно-двигательного аппарата; инвалидизирующие /хронические соматические заболевания: сердечно-сосудистой системы (порок сердца), дыхательной (бронхиальная астма), ряд эндокринных заболеваний и т.д. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению развития тех, которые связаны с ним опосредованно.

5.Искаженное развитие (асинхрония – диспропорциональность) в развитии

синдром раннего детского аутизма. Возникает при нарушениях отдельных сенсорных систем как результат ряда процессуальных наследственных заболеваний. Характеризуется сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, ускоренного, поврежденного развития отдельных психических функций. Компенсируется при адекватном и своевременном коррекционном воздействии за счет сохранности других анализаторов и интеллекта.

6.Дисгармоничное развитие (с преобладанием эмоционально-волевых нарушений)

Отличие в том, что его основой является врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель дисгармоничного развития — ряд психопатий, патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Клинические данные показывают, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении может возникать и искаженное развитие, и задержанное, и недоразвитие и, при злокачественном течении процесса, поврежденное развитие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.167.247 (0.009 с.)