Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единица коллективного бессознательного – архетип

Поиск

З. Фрейд

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд.

В рамках психодинамической теории личность— это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Конфликт- есть механизм развития. С одной стороны это стремление проявить сексуальную энергию, с другой - ограничения со стороны общества. Иначе говоря, развитие - результат конфронтации биологического и социального факторов.

Движущая сила – стремление удовлетворить телесные потребности

Личность состоит из трёх компонентов:

1.Ид включает в себя исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическим побуждениями (сон, еда, дефекация, копуляция). Ид не обретается, мы сразу рождаемся с ид.

Ид выражает первичный принцип человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). А когда биологические потребности сдерживаются и не находят разрядки, возникает напряжение. А не будь напряжения, не было бы и удовольствия. Принцип, которому подчиняется ид - принцип удовольствия.Принцип удовольствия подразумевает разрядку напряжения.

2.Эго. Как только ребёнок усвоит, что помимо его собственных нужд и желаний есть ещё и внешний мир, возникает способность к отсроченному удовлетворению. Так и появляется эго – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. В его основе лежит принцип реальности. Цель принципа - сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, пока не представится возможность достичь разрядки подходящим способом в подходящих условиях среды. Эго также стремится удовлетворить желания ид, но уже в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром, тем самым, обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Суперэго - последний компонент развивающейся личности. Носитель моральных норм. Для того, чтобы эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм, этики. Всё это приобретается в процессе социализации, посредством формирования суперэго.

Формально суперэго появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «правильно» и «неправильно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребёнка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться суперэго как часть его эго.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребёнка, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Эго-идеал - это уже поощрительный аспект суперэго. Он формируется из родительских одобрений. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

А. Адлер

Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности – главная жизненная цель, достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни. Они оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – средства, необходимые для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности – целостная система, направленная на достижение цели.

Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте… Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности.

Чувство общности. Связано с необходимостью войти в общество и занять в нём полноценное место. Главное отличие от Фрейда, ибо он всё сводил к телесным нуждам (либидо).

Комплекс неполноценности – это уже преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности, которое, в свою очередь, и формирует невроз

Преграды чувства общности, факторы, приводящие к искажению жизненного стиля (к комплексу неполноценности):

· органический дефект;

· гиперопека;

· гипоопека.

Компенсация комплекса неполноценности:

· Компенсация

· Гиперкомпенсация

· Мнимая компенсация (уход в болезнь)

Жизненные цели:

· Конструктивные: дружба, любовь и радость

· Деструктивные

Жизненная цель формируется в связи с комплексом неполноценности. Т.е. посвящение жизни преодолению своего комплекса

Индивидуальный жизненный стиль – совокупность стратегий достижения жизненной цели. По сути, характер человека

Типы личности по Адлеру, формируемые на основе социального интереса и степенью активности:

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром

Берущий тип. Люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху

Социально-полезный тип. Воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними

К.Г. Юнг

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личностьэто совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Душа (так Юнг называет личность) состоит из трёх компонентов:

1. Эго – центр сферы сознания. За счёт эго мы чувствуем свою целостность, чувствуем вообще себя

2. Личное бессознательное. Как у Фрейда, только Юнг ещё добавляет понятие «комплекс». Например, скрытый комплекс власти, который расходует психическую энергию индивида.

3. Коллективное бессознательное - набор типовых человеческих проблем/совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед людьми во все времена

Архетип– врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Врождёнными, скорее, являются не сами идеи, а типы реагирования на конкретные ситуации. Ситуации универсальные, общечеловеческие. Например, столкновение с родителями, незнакомцем, змеёй, смертью.

Персона.Наше публичное лицо. Имеет множество ролей (ибо социальных ролей у нас несколько) Персона служит цели производить внимание на других и скрывать свою истинную сущность

Тень.Бессознательная противоположность того, что индивид утверждает в сознании (Персона). По Фрейду мы бы назвали тень «Ид». Тень содержит в себе все наши неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Однако тень также является источником жизненной силы, спонтанности и творческого начала.

Картина такая: Персона (Эго) должна обуздывать энергию Тени (Ид) и направлять её в здравое русло.

Анима. Внутренний образ женщины в мужчине

Анимус. Внутренний образ мужчины в женщине

Самость. Сущность человека, «подлинное «я». Сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность. Развитие самости – главная цель человеческой жизни. Развитие личности есть путь обретения самости.

Также Юнг ввёл понятия экстраверсия и интроверсия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.152.100 (0.013 с.)