Содержание книги

  1. Ч3. Понятие о методе научного познания.
  2. Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
  3. с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
  4. Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
  5. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
  6. Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
  7. Задачи ПД (без автора, но кратко)
  8. Организация психодиагностического обследования
  9. Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
  10. Кратко о естественнонаучных предпосылках
  11. Становление психологии как самостоятельной науки
  12. Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
  13. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
  14. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
  15. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
  16. Единица коллективного бессознательного – архетип
  17. Личность в гуманитарной психологии.
  18. Личность в экзистенциальной психологии
  19. Механизм развития/ движущие силы
  20. Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
  21. Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
  22. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
  23. Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
  24. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
  25. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
  26. Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
  27. Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
  28. Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
  29. Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
  30. Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
  31. Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
  32. Проблема переживания. Понимание человека человеком
  33. Ценностно-смысловая сфера личности
  34. Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
  35. Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
  36. А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
  37. Типы рациональности в психологии.
  38. Гуморальные теории темперамента.
  39. Конституционные теории темперамента.
  40. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
  41. Непосредственность общения между ее членами
  42. Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  43. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
  44. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
  45. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
  46. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
  47. Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
  48. Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология
  49. Психологическое обеспечение.. Методическое обеспечение
  50. Организационное обеспечение.. Технические средства. Методические материалы


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология



Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия.

36. Профессиональный инструментарий психолога в практической, исследовательской и диагностической деятельности. Критерии допустимости, достоверности. БОНДАРЕНКО, НОВОКШОНОВА

При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

Остановимся на классификации психологического инструментария, опираясь на второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется в соответствии с видовой принадлежностью.

Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением — CAT1, размытыми цветными пятнами — методика Роршаха, установками изображения — «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197—199).

Классификация психологического инструментария

Специфический инструментарий

Неспецифический инструментарий

Стимульный материал1

Интерпретационные средства

Технический материал

Вспомогательные средства

Набор по типу «Коробочка форм»

Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус)

Складывающиеся

пирамидки

Разъемная матрешка

3—4 набора последовательностей сюжетных картинок

Наборы карточек, объединенных за

данным признаком (групповым и др.)

Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями

Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера

Шкалы, таблицы, графики, профили,

сетки перевода количественных данных в качественные характеристики

Компьютерные

программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия

Цветные карандаши, фломастеры,

акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1)

Дискеты и CD-диски с воспроизведением музыкального и вербального сопровождения коррекционно-диагностической деятельности

Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования

Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр.

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцептуальном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической проблемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в работе практического психолога обязывает его к подготовке соответствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологическому инструментарию.

Прежде всего, это требование соответствия. Речь идет о соответствии оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимульному и интерпретационному материалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометрические фигуры круга и квадрата определенного размера и цвета (красный и синий). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету и т.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения.

Далее — требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных.

Кроме того, психологический инструментарий может быть определен как монофункциональный. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого. Психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала (комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как о средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.145 (0.008 с.)