Содержание книги

  1. Вопросы к государственному экзамену:
  2. Ч2. Биологические, психофизиологические основания в психологии.
  3. Ч3. Понятие о методе научного познания.
  4. Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
  5. с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
  6. Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
  7. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
  8. Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
  9. Задачи ПД (без автора, но кратко)
  10. Организация психодиагностического обследования
  11. Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
  12. Кратко о естественнонаучных предпосылках
  13. Становление психологии как самостоятельной науки
  14. Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
  15. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
  16. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
  17. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
  18. Единица коллективного бессознательного – архетип
  19. Личность в гуманитарной психологии.
  20. Личность в экзистенциальной психологии
  21. Механизм развития/ движущие силы
  22. Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
  23. Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
  24. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
  25. Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
  26. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
  27. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
  28. Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
  29. Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
  30. Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
  31. Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
  32. Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
  33. Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
  34. Проблема переживания. Понимание человека человеком
  35. Ценностно-смысловая сфера личности
  36. Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
  37. Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
  38. А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
  39. Типы рациональности в психологии.
  40. Гуморальные теории темперамента.
  41. Конституционные теории темперамента.
  42. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
  43. Непосредственность общения между ее членами
  44. Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  45. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
  46. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
  47. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
  48. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
  49. Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
  50. Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора



По определению Л.С.Выготского «сознание»- это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Опираясь на взгляды Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьевым была сформулирована гипотеза о происхождении сознания человека.

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание – образ становится также сознанием - деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно – практической деятельности и более того - управляющим ею. В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда. Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными.

Сознание представляет собой многомерное образование. В этой связи в психологии зафиксированы различные подходы к выделению элементов, образующих сознание (его структуры). Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

В отечественной психологии сложился другой подход к анализу структуры сознания. Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтолгии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.

А.Н.Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С.Выготским, выделял в сознании три образующих: чувственную ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия.

В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа.

Краткое описание каждого из компонентов структуры:

- Значение — как содержание общественного сознания, усваиваемое индивидом. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады (вымышленное приключение), а внутри определенного культурного пространства.

В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. «В значениях, — писал А.Н.Леонтьев, — представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой».

- Смысл. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. В силу его принадлежности живому субъекту и реальной включенности в его жизнедеятельность сознание всегда пристрастно. Сознание есть не только знание, но и отношение.

Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями. Он и создает пристрастность человеческого сознания.

- Биодинамическая ткань — это обобщенное наименование «для различных характеристик живого движения и предметного действия». Это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.

- Чувственная ткань образа — это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. Выполняет функцию отображения реальной картины мира (функция непосредственной связи сознания с реальностью). Особая функция - они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл — это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала.

+ Необходимым этапом в становлении рефлексивного сознания, помогающим человеку преодолеть абсолютную поглощенность процессом жизни, течением событий, является его самосознание.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств

Самосознание имеет уровневое строение:

- На уровне организма, когда активность субъекта определена системой «организм - среда», имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

- На уровне социального индивида активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими.

- На уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте и т.д. - и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является «Я-концепция».

«Я-концепция» - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе.

Речь является высшей психической функцией, социальной по своему происхождению. Поэтому развитие речи в онтогенезе всецело зависит от восприятия ребенком речи взрослых окружающих людей. Без этого речь у ребенка развиваться не будет (пример: Маугли, дети с нарушением слуха). В формировании высших психических функций у ребёнка речь играет исключительно важную роль. Мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов впервые высказал Л.C. Выготский (1934 г). В работе «Мышление и речь» он выдвинул идею о том, что основным путём анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможности планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Интериоризация речи.

Интериоризация (по Выготскому) - это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Стадии интериоризации (3 стадии интериоризации в онтогенезе)

1. взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

2. ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

 Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе.

Онтогенетический путь развития речи ребенка характеризуется усложнением взаимодействия ее с другими высшими психическими функциями. В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звукоподражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она непонятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

1-3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6- 100 слов, 3 года- 1000-1500 слов.Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

3 – 7 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова создаются по правилам грамматики). К 7 годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действия) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст: Контекстная и письменная речь.

Подростковый возраст: Появляется литературная речь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.15 (0.007 с.)