Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
Содержание книги
- Вопросы к государственному экзамену:
- Ч2. Биологические, психофизиологические основания в психологии.
- Ч3. Понятие о методе научного познания.
- Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
- с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
- Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
- Основные разновидности квазиэксперименальных планов
- Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
- Задачи ПД (без автора, но кратко)
- Организация психодиагностического обследования
- Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
- Кратко о естественнонаучных предпосылках
- Становление психологии как самостоятельной науки
- Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
- Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
- Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
- Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
- Единица коллективного бессознательного – архетип
- Личность в гуманитарной психологии.
- Личность в экзистенциальной психологии
- Механизм развития/ движущие силы
- Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
- Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
- Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
- Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
- Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
- Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
- Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
- Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
- Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
- Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
- Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
- Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
- Проблема переживания. Понимание человека человеком
- Ценностно-смысловая сфера личности
- Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
- Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
- А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
- Типы рациональности в психологии.
- Гуморальные теории темперамента.
- Конституционные теории темперамента.
- Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
- Непосредственность общения между ее членами
- Общая характеристика динамических процессов в малой группе
- Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
- На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
- Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
- Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
- Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
- Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология
1) Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
- преформизм (все развитие предопределено)
- теория рекапитуляции (онтогенез = филогенез)
- теории созревания (развитие связано с развитием ЦНС)
2) Среда – эмпиризм (Локк, Гартли)
- ассоцианизм (развитие ПФ по цепочке)
- бихевиоризм (развитие = научение, механизмы человека и животных идентичны)
3) Двухфакторные теории:
а) Теории взаимодействия среды и наследственности:
- теория Штерна: среда влияет в пределах задатков (нет роли личности, никакой ответственности человека, среда просто влияет, но не задействована в развитии)
б) Теории антагонизма:
- Фрейд, ранний Пиаже, эпигенетическая теория Эриксона (нет роли личности, враждебный характер социализации)
Стэнли Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Характер детских игр, например, объяснялся изживанием охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни индейских племен. Теория созревания Арнольда Гезелла. через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения,
Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он одним из первых ввел исторический принцип в область детской психологии. Превращение природного материала в историческую форму, с, есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Заметим, что к этому же выводу приходят не только психологи. По мнению антропологов, в ходе становления человека современного типа (Homo Sapiens) действительно сформировался новый тип развития (Я.Я. Рогинский). Условия развития, согласно естественнонаучной парадигме, - наследственность и среда. Условия развития в культурно-исторической парадигме - морфофизиологические особенности мозга и общение (эти идеи Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым). Источник развития западные психологи ищут внутри индивида, в его природе. В культурно-исторической парадигме в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. Главная черта натуралистических концепций - понимание формы развития как приспособления, адаптации ребенка к окружающей его среде. По Л.С. Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. В отличие от этого биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе, путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта. Специфика развития ребенка состоит в том, что оно не подчиняется действию биологических законов, как у животных. Оно подчиняется действию общественно-исторических законов. От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства. Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития обучение.
Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. Он был сделан А.Н. Леонтьевым, разработавшим идею Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В концепции Д.Б. Эльконина преодолевается также один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где существует проблема расщепления двух миров - мира предметов и мира людей - при изучении психического развития ребенка. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе "ребенок в обществе", а не "ребенок и общество", чтобы не противопоставлять его социуму, как это неизбежно происходит с позиции естественнонаучной парадигмы Д.Б. Эльконин открыл закон периодичности развития: за деятельностью первого типа, осуществляющей ориентацию в системе отношений, следует деятельность, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов.
|