Основные разновидности квазиэксперименальных планов
● Планы для неэквивалентных групп (нет рандомизации)
● Планы дискретных временных серий (нет КГ, например, все члены популяции подвергаются воздействию)
План для неэквивалентных групп
● Два класса (иные естественные группы),
● Добровольцы ( ЭГ) и лица, принимающие участие в исследовании принудительно
ЭГ – люди, подвергшиеся воздействию, КГ – люди, не испытавшие воздействия. Эквивалентность достигается: рандомизацией (если выборка велика) или попарным уравниванием: сходные индивиды – в разные группы.
Формирующий эксперимент можеть быть и квазиэкспериментом. Квазиэкспериментпроводится при отсутствии строгих параметров качества. Это неконтролируемый эксперимент. Он чаще всего проводится в начале инновационной деятельности. Определителем его качества становятся классические реально существующие показатели.
Кросскультурные исследования в психологии — это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.
Культура в рамках ККИ понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых не только территориальной или языковой общностью, но и так называемыми контекстными переменными.
Контекстные переменные — это реконструируемые в ККИ однородные и сравнительно постоянные (в определенный исторический промежуток) факторы, или условия жизни людей, рассматриваемые как проводники влияния культуры на психические процессы, структуры и закономерности.
Контекстные переменные не могут рассматриваться как выполняющие первое условие причинного вывода: они не предшествуют каким-либо "откликам", человек в них живет, и они только условно могут выступать аналогами НП, поскольку могут фиксировать отличия условий жизни людей (в рамках обоснованных единиц культуры).
Объединение языком, ценностями, принятым образом жизни — это аспект рассмотрения культуры па групповом уровне ее представленности. Самоидентификация лиц и групп людей — характерный аспект такой культурной единицы. Система организации жизни, задающая особенности культуры на уровне индивида — второе понимание культуры в работах Я. Вальсинера. Определяемость психики на уровне конкретного человека знаковой средой — третье понимание культуры в таком подходе. Оно наиболее близко пониманию культурных подходов в психологии, которые представлены в работах А. Р. Лурии, М. Коула, Р. Низбетта и др.
Основными проблемами организации валидного исследования являются:
● — обоснование контекстных переменных и фиксируемых психологических показателей (как аналогов ЗП);
● — установление связей между контекстными переменными и измеряемыми ЗП;
● — рассмотрение того спектра конкурирующих объяснений установленных закономерностей, которые могут указать иные источники выявляемых различий или их иную интерпретацию.
Как и в экспериментальном исследовании, в ККИ контроль за выводом должен быть тем более тщательным, чем меньше переменных контролировалось исследователем и чем больше простор для концепций иной направленности, чем проверяемая.
|