Конституционные теории темперамента.
2. Конституционные теории темперамента.
Кречмер и Шелдон обосновывали представления о том, что психические свойства человека определяются его морфологической конституцией.
3. Психофизиологическая теория И. Павлова.
Тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента:
· Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью (сангвиник).
· Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью (флегматик)
· Сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным (холерик)
· Слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды (меланхолик).
4. Психологические (факторные) теории
В темперамент входят несколько свойств, и каждое свойство имеет индивидуальную степень выраженности. Поэтому в человеческой популяции существуют индивиды с разной степенью выраженности того или другого свойства.
7-ми факторную теорию темпераментов разработал Л. Терстон. Он тоже использовал анкетный метод и выделил такие факторы:
Активность.
Энергичность.
Импульсивность.
Доминантность.
Стабильность.
Социабельность.
Рефлексивность.
Теория Айзенка: психотизм (P), экстраверсия (E) и нейротизм (N)
Способности — индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешность какой-либо деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает и объясняет их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к определенной деятельности, поэтому говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических, спортивных и т.п. Среди школьников, например, наблюдаются различия в способностях к учебным предметам: один легко осваивает математику, но не способен к литературе, другой проявляет способность к литературе, но явно отстает на уроках по физкультуре и т.д.
Подходы к рассмотрению способностей:
1. Способности – чисто биологическое явление (Гальтон, Айзенк).
2. Способности – природа социальная, приобретаются в ходе развития и воспитания (педагогика).
3. Способности – биолого-социальные, синтез задатков и приобретенных свойств (Гальперин, Мясищев).
Характеристика способностей:
1. Динамичность – проявляются в любой момент жизни.
2. Компенсируемость - компенсация недостатка способностей при острой необходимости, опираясь на сильные стороны своей личности.
3. Количество – меры выраженности.
4. Качество – отнесенность к определенному виду деятельности:
· Общие способности: интеллект, речь, точность ручных движений и др. К общим элементарным способностям относятся способности ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить, говорить, воображать и переживать. Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности — труду, учебе, игре, общению друг с другом.
· Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности: музыка, рисование, литература, математика, спорт и т.д. Специальные элементарныеспособности предполагают определенную качественную выраженность каких-либо сторон психических процессов: глазомер, музыкальный слух, высокая чувствительность обоняния, словесно-логическая память, критичность мышления и т.д. Специальные сложные способности (математические, конструкторско-технические, музыкальные, художественные, организаторские и др.) являются способностями к определенным профессиям, возникшим в процессе истории человеческой культуры.
|