Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. ПрохоровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
16. Формирование высших психических функций, их произвольный характер и системное строение (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Понятие рефлексии, условия становления и функции. НОВОКШОНОВА ВПФ человека – сложные системные образования, прижизненно сформированные по генезу, опосредованные по строению (прежде всего, речью), сознательные по способу осуществления и произвольные по способу управления. Использование понятия «функциональная система» вместо «функция» избавляет от необходимости узко локализовать ВПФ в одной определенной мозговой зоне. В этом случае ВПФ опирается на совместную работу целого ряда участков мозга, находящихся в его разных областях. 1. Каждое звено морфофизиологической функциональной системы, лежащей в основе ВПФ, связано с определенной мозговой структурой, а вся функциональная система – со многими структурами коры и подкорковых образований. 2. Непосредственно с мозговыми структурами надо соотносить не всю ВПФ и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые протекают в соответствующих структурах мозга при осуществлении определенной ВПФ. 3. Для обозначения указанных локальных физиологических процессов, которые совершаются в определенных мозговых структурах, а также специфических видов аналитико-синтетической деятельности, А.Р. Лурия предложил использовать понятие «нейропсихологический фактор». 4. Учитывая, что ВПФ изменчива по своей организации, различные звенья внутри ВПФ как функциональной системы, могут замещать друг друга. 5. Нарушение вышеупомянутых физиологических процессов, а также специфических видов аналитико-синтетической деятельности приводит к появлению первичных дефектов, проявляющихся во взаимосвязанных ВПФ. Основные характеристики высших психических функций По А.Р. Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками: Формируются в процессе жизни под влиянием социальных факторов социализированы; Опосредованы по своему психологическому строению главным образом с помощью речевой системы вербализованы; совершаются по воле самого субъекта произвольны по способу осуществления. Социальные воздействия детерминируют формирование ВПФ, их психологическую структуру, причем речевое опосредование этих функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. Л.С. Выготский В работах Л.С. Выготского подчеркивался хроногенный характер формирования ВПФ и то, что в онтогенезе ВПФ как системы претерпевают динамические изменения. Хроногенный характер становления ВПФ заключается в том, что формирование систем распределено во времени. Разные системы, а также разные компоненты внутри них формируются в разное время. На разных этапах развития ВПФ взаимоотношения и сочетания звеньев (компонентов) внутри системы и систем между собой различны. Использование орудий позволяет, не меняя мозговые механизмы и исполнительные органы, осуществлять все более сложные виды деятельности, формируя новые функциональные системы. Л. С. Выготский развил гипотезу о том, что психика человека тоже вооружается в истории. Вначале это были реальные предметы внешнего мира, затем специально сделанные изменения в среде или изготовленные человеком приспособления, используемые как знаки каких-то событий. Самым универсальным знаком, по мнению Л. С. Выготского, стало слово, язык человека. Над природными или, как их называет Л. С. Выготский, "натуральными психическими процессами" надстраивается произвольное действие человека, направленное на достижение того же результата, что и в природном психическом процессе. Так возникают высшие психические функции (ВПФ) – произвольное, опосредствованное знаками (орудиями), запоминание, восприятие, внимание, мышление и пр. Но перестройка натуральных психических процессов не ограничивается опосредствованием. Уже говорилось, что формируются новые функциональные системы, включающие в себя различные внешние и внутренние процессы, опосредствованные знаками, а все натуральные психические процессы начинают совместно работать в этой новой системе. Например, запоминание и воспроизведение начинают осуществляться через обобщение и классификацию событий, установление их связей, выявление специфических особенностей, соединение с известными и прочно знаемыми человеком фактами и пр. Поэтому высшие психические функции становятся произвольными, осознанными, опосредствованными и системно построенными. Все натуральные психические процессы начинают работать совместно при решении какой-то задачи, обеспечивая свой вклад в эту совместную работу. Системность ВПФ позволяет проводить операции замещения, если нарушается какое-то звено этой системы. По своему происхождению высшие психические функции социальны потому, что причина их формирования у человека – в требованиях общества, а способ формирования есть совместно-разделенная деятельность взрослого и ребенка. Л. С. Выготский писал, что ВПФ возникают дважды – вначале как совместная коллективная интерпсихическая активность, а затем как индивидуальный способ поведения ребенка. Социальные формы поведения становятся способами индивидуального поведения или, другими словами, высшими психическими функциями. Уже упоминалось о том, что этот процесс описывался также в понятии "интериоризации" как переход извне вовнутрь. . (Хочу передать привет тому, кто это читает 😊) А.Н. Леонтьев Теория психического развития А. Н. Леонтьевасостоит из двух, непосредственно между собой не связанных частей. Первая относится к филогенезу, вторая - к онтогенезу В филогенезе психики он выделяет 6 этапов: ♦ первый этап характеризуется биологическими процессами ассимиляции и диссимиляции и знаменует собой возникновение жизни. ♦ второй этап характеризуется возникновением чувствительности, а значит и психики; к нему относятся как животные, так и люди; ♦ третий этап характеризуется возникновением перцептивности, а значит наличием психики; ♦ четвертый этап характеризуется возникновением интеллекта; ♦ пятый этап связан с возникновением сознания; к нему уже относятся только люди; ♦ шестой этап связан с возникновением мышления и речи. Филогенетическая теория А. Н. Леонтьева выстроена на основе принципа отражения. Она показывает, в какой последовательности возникали в филогенезе разные формы представления окружающей действительности. В основе онтогенетической теории психического развития А. Н. Леонтьева лежит общепсихологическая теория деятельности. Отталкиваясь от понятия деятельности по К. Марксу, он развертывает ее структуру в двух параллельных, взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя плоскость предполагает иерархию: деятельность, действие, операция, движение. Внутренняя плоскость задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, деятельность определяется мотивом, действие - целью, операция - средством, движение - условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое. Используя далее понятие интериоризации и экстериоризации, А. Н. Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную деятельность, которая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. В трудах А. Н. Леонтьева последовательно проводится мысль, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т.е. изучение интериоризации. Понятие рефлексии, условия становления и функции. Так С.Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «...рефлексия как бы пpиостанавливает, прерывает этот непрерывный пpoцесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни» Виды рефлексии: 1.Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида. 2.Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания 3.Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Формы рефлексии Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой. Исходя из этого, И.С.Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии. Во внутрисубъектных формах различают корректирующую, избирательную и дополняющую. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов. Межсубъектные формы представлены кооперативной, состязательной и противодействующей рефлексией. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения общей ими цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо. Академик М.К.Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия - это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении. Опираясь на работы Б.А.Зейгарник, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающихся по объекту работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы. Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированностисензитивной способности человека. Она различается тремя уровня: 1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов; 2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других; 3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих. Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках. Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются. В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции: - проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); - организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); - коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); - смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); - мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); - коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности) Специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы - память, внимание и воображение. Их называют также "сквозными" Веккер - в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание - извлекать актуальный(настоящий), воображение - прогнозировать будущий, а вместе - содержать его в сознании. Петухов В.В. Внимание - Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном Моклаков Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Существует еще один вид внимания, о котором мы не говорили. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным Свойства внимания: ОБЪЕМ – измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. У взрослого человека объем внимания равен 4 – 6 единиц. КОНЦЕНТРАЦИЯ – степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). РАСПРЕДЕЛЕНИЕ выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. УСТОЙЧИВОСТЬ – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. ОТВЛЕКАЕМОСТЬ. Она выражается в колебаниях внимания. КОЛЕБАНИЯ представляют собой периодическое ослабление внимание к конкретному объекту или деятельности. По Лагне 1-2 сек ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Преднамеренное происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий; сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий. 1.Интроспективный, феноменологический подход –описание феномена внимания в рамках психологии сознания. Метод интроспекции. В. Вундт, Титченер. Итоги: выделение критериев для описания феномена внимания:- ясность сознания (Вундт – периферия сознания);- селективный характер внимания – выборочный моторный компонент (Ланге, Рибо);- продуктивный критерий (мнемический). 2.Культурно-исторический или функционально-генетический подход (Выготский). Процессы, связанные с культурой и общением, присваиваются (интериоризуются), при этом деятельность приобретает осознанный и произвольный характер, кроме того, происходит сворачивание внешних действий. 3. Деятельностный подход – Гальперин – ВНИМАНИЕ – специфическая деятельность, свернутое автоматизированное действие контроля. Процесс внимания – стихийный и управляемый. 4.Когнитивно-информационный подход. ВНИМАНИЕ – селекция информации, это фильтр. Значимость информации. Модели: ранняя селекция – внимание выполняет свою функцию. Компромиссные идеи ранней селекции – это многоэтапный процесс (Трейсман). Модели поздней селекции, новый подход: внимание как внутреннее усилие; ресурсные теории внимания (Каннеман). Память – это способность души образовывать, хранить и воспроизводить ассоциации (Г. Эббингауз) Ассоциативный подход Ассоциация - это внутренняя причина воспроизведения. При этом Эббингауз подчеркивал, что воспроизводимые ощущения и представления не тождественны с существовавшими ранее, а только сходны с ними, и, тем не менее, способны пробуждать наблюдаемые ранее душевные образования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.195 (0.011 с.) |