Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Поиск

15. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Понятия среднестатистической, функциональной норм развития. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский). НАЗАРОВА

Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

 «Норма» – установленная мера, средняя величина чего-либо. Cодержание понятия зависит от культуры и существенно меняется со временем. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания.

По мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, отклоняющееся развитие можно определить как отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психической функции, функциональной системы) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого отклонения (опережение или запаздывание). Ребенок, демонстрирующий подобные феномены должен быть отнесен к категории детей с отклоняющимся развитием.

Подробнее здесь https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-normalnom-i-otklonyayuschemsya-razvitii

Понятия среднестатистической, функциональной норм развития.

Статистическаянорма определяется как уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей того же возрастного диапазона, пола, культуры и пр. Главной сложностью использования статистической нормы в оценке развития ребенка в нашей стране является то, что это требует поистине гигантских исследований, большого количества соответствующих учреждений, научно-исследовательских институтов и пр. Подобные исследования необходимо проводить систематически (раз в два-пять лет), что в настоящий момент делается только в отдельных регионах и для отдельных групп детского населения (этнических, социальных, географических).

Ориентация на статистическую норму важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Она представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса и т.п.), расположенных около среднего арифметического в пределах стандартного квадратичного отклонения. На этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи

В основе концепции функциональнойнормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека. Любое отклонение следует рассматривать только в сопоставлении с индивидуальной направленностью развития этого человека (Л.В. Кузнецова, 2002).В такой ситуации достаточно трудно организовать фронтальное обучение детей по определенным стандартам, а это и является основой нашего образования. Определить индивидуальную тенденцию, "сбалансированное взаимоотношение, гармоничный баланс между личностью и социумом" – сложно. Наиболее адекватным и практичным нам кажется использование в представлениях о норме понятия "социально-психологический норматив" (СПН), разрабатываемого в школе К.М. Гуревича. СПН можно определить как "систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН… являются идеальной моделью требований социальной общности к личности… закреплены в виде правил, норм, предписаний… Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества" (Психологическая диагностика, 1997).

Идеальнаянорма - оптимальное развитие личности, реализуемое в оптимальных для нее социокультурных условиях.

Идеальная норма служит исключительно целям теоретического описания развития. Позволяет определить ту позицию, от которой будет "отсчитываться" индивидуальный вариант нормативного развития (условно-нормативное развитие).

Норма – состояние субъекта, при котором внутренние процессы и поведение максимально эффективны (результативны) относительно выполнения поставленной задачи

Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка. Соответственно этому автор выделяет три основных типа дефекта.

 

Аппараты нервной системы

Основные типы дефекта

1. Воспринимающий аппарат – связан с органами чувств 

Повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота)

2. Ответный, или рабочий, аппарат – связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами

Повреждение или недостаток рабочих органов (калеки)

3. Центральная нервная система 

Повреждение или недостаток ЦНС (слабоумие)

Различают следующие виды норм:

1. Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е. определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например, интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%, умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.

2. Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.

3. Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.

Нормативнаянорма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. (Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.118.20 (0.01 с.)