Содержание книги

  1. Вопросы к государственному экзамену:
  2. Ч2. Биологические, психофизиологические основания в психологии.
  3. Ч3. Понятие о методе научного познания.
  4. Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
  5. с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
  6. Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
  7. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
  8. Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
  9. Задачи ПД (без автора, но кратко)
  10. Организация психодиагностического обследования
  11. Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
  12. Кратко о естественнонаучных предпосылках
  13. Становление психологии как самостоятельной науки
  14. Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
  15. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
  16. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
  17. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
  18. Единица коллективного бессознательного – архетип
  19. Личность в гуманитарной психологии.
  20. Личность в экзистенциальной психологии
  21. Механизм развития/ движущие силы
  22. Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
  23. Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
  24. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
  25. Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
  26. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
  27. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
  28. Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
  29. Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
  30. Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
  31. Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
  32. Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
  33. Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
  34. Проблема переживания. Понимание человека человеком
  35. Ценностно-смысловая сфера личности
  36. Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
  37. Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
  38. А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
  39. Типы рациональности в психологии.
  40. Гуморальные теории темперамента.
  41. Конституционные теории темперамента.
  42. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
  43. Непосредственность общения между ее членами
  44. Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  45. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
  46. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
  47. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
  48. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
  49. Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
  50. Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова



*исследование памяти

Г.Эббингауз

Высшие психические процессы.

 

Необходимо экспериментальное исследование высших психических процессов

Объективные методы (основанные не на субъективных самоотчетах, как ранее)


Под «*» скорее не полноценные школы/направления, а первые исследования, служащие началом использования объективного экспериментального метода в психологии, причем более сложных психических процессов, нежели сенсорные ощущения.

Более подробно в тексте ниже, увеличьте шрифт, если нужно.

В 1863 году В.Вундт опубликовал «Лекции о душе человека и животных», в которых была представлена программа построения двух психологий: экспериментальной и социальной («психология народов»). В 1879 году в Лейпциге Вундт открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию, которая стала международным центром подготовки психологов, а в 1881 была преобразована в Институт экспериментальной психологии. Роль В.Вундта в становлении психологии трудно переоценить, но она имеет более реформаторский, нежели интеллектуальный характер, поскольку предложенная им программа базировалась на философских идеях XVII века (Р.Декарт, Дж.Локк и Г.Лейбниц) и на естественно-научных идеях XIX века (психофизика, психометрия, психофизиология). Однако, экспериментальные процедуры измерения (порогов ощущения, времени реакции и др.) у В. Вундта получили идеалистическую трактовку. Если Г. Фехнер изучал соотношение между силой раздражения и силой ощущения, то научный интерес В. Вундта был направлен на изучение соотношения между ощущением и психологическим суждением о нем (а не реальным воздействием). Так, исключая связи между психикой и внешней средой, В. Вундт замыкает сознание в себе самом и понимает его как совокупность элементарных ощущений, представлений, чувствований и связей между ними (принцип элементаризма). В понимании психической детерминации психических явлений, не зависимо от тела и мира физического, заключается идеализм Вундта. Поскольку сознание от внешних раздражителей не зависит, значит, нет внешних точек его проявления, следовательно, высшие психические функции не могут быть зарегистрированы экспериментально, а доступны только самонаблюдению. Исходя из этого, методом психологии становится экспериментально контролируемая интроспекция.

В учении В.Вундта были заложены основы теоретического направления психологии структурализма, предметом изучения которого стала структура сознания. Максимальное развитие структурализм получил в аналитической интроспекции ученика В.Вундта - Эдварда Титченера (1867 – 1927), который возвел принцип элементаризма в абсолют. Если Вундт понимал сознание как совокупность элементов и все-таки связей между ними (ассоциации и апперцепция), то Титченер в своем учении полностью исключает из научного анализа процесс синтеза элементарных представлений в сложные. Целью аналитической психологии стало разложение ментального опыта на мельчайшие, далее неделимые элементы.

В истории психологии учение Э.Титченера имеет значение как тупик структурализма, который утратил свою значимость со смертью Титченера в 1927 году.

В теоретических спорах структурализму противостоял функционализм – направление, изучающее роль психических функций в реальном поведении. Вместо анализа сознания по параметру «что и из чего?» функционалисты искали ответ на вопрос «как и почему?». Функционализм берет начало в учении об интенциональных актах сознания австрийского философа Франца Брентано (1838 – 1917). Функционализм рассматривает сознание ни как структуру элементарных ощущений, а как средство, с помощью которого организм активно постигает реальный окружающий мир. Методом остается интроспекция, но акты сознания изучаются в их естественном течении и составе, без расчленения на элементы и связи между ними. Так в функциональном направлении утверждается принцип целостности против принципа элементаризма структуралистов.

Идеи функциональной психологии развивали ученики Ф. Брентано – К. Штумпф и Х. Эренфельс (Европа), У. Джемс (США). Основные идеи функционализма – активность сознания, его целостность и предметность – в дальнейшем стали идейным источником для зарождения таких современных направлений психологии, как бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

В американской психологии функциональное направление развивал Вильям Джемс (1842-1910). Джемс был приверженцем дарвиновских идей и рассматривал психические процессы как полезную функцию живых организмов, направленную на выживание и приспособление к окружающему миру. Соответственно, сознание понималось им как жизненно важная функция, обеспечивающая приспособление к сложной среде. Структурной модели сознания Джемс противопоставляет метафору «поток сознания», утверждая тем самым, что сознание существует в форме непрерывного течения и каждую секунду доступным самонаблюдению может быть только один аспект реальной действительности, поэтому интроспективное изучение его структуры бесполезно. Другим важным аргументом против интроспекции, по мнению У.Джемса, является избирательность мозга, который выборочно реагирует на множество действующих на него раздражителей в соответствии с жизненной необходимостью. Следовательно интроспективное изучение сознания способно отражать лишь часть возможного содержания сознания. Связь сознания с личностью его носителя У.Джемс назвал барьером личности, утверждая тем самым невозможность выявления универсальной структуры сознания и неправомерности переноса результатов интроспекции на психическую жизнь всех остальных. У.Джемсом была предложена структура личности, включающая в себя физическую, социальную и духовную составляющие. Таким образом, оставаясь в пределах интроспективной психологии сознания, Джемс вносит принципиально новую его трактовку, связывая сознание с организмом (через функцию адаптации) и с личностью, несводимой к совокупности элементарных ощущений.

Помимо исследований в направлениях структурализма и функционализма, проблематика сознания разрабатывалась группой ученых Вюрцбургского университета во главе с учеником В.Вундта – Освальдом Кюльпе (1862 – 1915). Изначально вюрцбуржцы следовали научным традициям В. Вундта, однако позже, на основании результатов экспериментов в исследовании психики, опровергли постулаты своего учителя. Здесь впервые (!) производили экспериментальное изучение мышления, несмотря на то, что В. Вундт отрицал возможность его эмпирической регистрации из-за замкнутости сознания в самом себе и отсутствия связей с внешней средой. В отличие от В. Вундта, О.Кюльпе и его ученики в эксперименте использовали не физические раздражители (звук, цвет и пр.), а интеллектуальные задания. Другим нововведением этой школы стало изменение инструкции в эксперименте: описание того, что происходит в сознании испытуемого между воздействием стимула и эффектом этого воздействия (раньше экспериментально изучали именно эффект раздражения) В итоге было установлено, что в сознании содержатся умственные действия, не связанные с органами чувств – так называемые несенсорные компоненты (удивление, сомнение, узнавание, согласие, смысл, значение и пр.), или безобразное мышление, что категорически опровергало главный постулат структуралистов о сознании как совокупности именно сенсорных образов (ощущений, представлений, чувствований).

Таким образом, на рубеже XIX- XX веков (в период становления психологии самостоятельной наукой), основная теоретическая борьба происходила между функционализмом и структурализмом, но, не смотря на противоположность этих воззрений, их объединял метод – интроспекция. Однако, по мере экспериментальной проверки, становилось очевидным, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике. На почве этих сомнений зарождается собственно экспериментальный и объективный метод изучения психики.

Очередным ударом по вундтовской психологии сознания стали результаты экспериментального исследования памяти и обучаемости Германа Эббингауза (1850 – 1909). Опыты Эббингауза стали первыми в истории психологии чисто психологическим экспериментальным исследованием высших психических процессов, поскольку изучались не эффекты раздражения (это было бы физиологическим рефлексом), а те процессы в психике, которые опосредуют эффект этого раздражения. В Вюрцбургской школе, также, исследовались познавательные процессы, но методом интроспекции, то есть на основании субъективных ощущений испытуемых. Эббингауз же, впервые, применил объективный метод.

Так, в психологии стал утверждаться собственно экспериментальный, объективный метод исследования более сложных психических процессов, чем сенсорные ощущения, составляющие классику ассоцианизма и интроспекции. На этой почве все более приближается методологический кризис психологии, а эксперимент начинает распространяться из лабораторий в разные сферы жизни через отрасли психологии.

В начале 10-х гг. XX в. психология вступила в период открытого кризиса (не было психологических знаний, требуемых практикой), который продолжался до середины 30-х гг. Итогом кризиса становится дифференциация психологии на разные школы и направления, каждое из которых предлагало свои предмет и метод (описательна психология, французская социологическая школа, психоанализ, бихевиоризм, гештальтизм. В рамках билета далее о первом и последнем направлениях).

Феноменология

Так, в 1894 г. против распространения физиологического эксперимента в исследовании психической жизни возникла описательная психология (феноменология). Её основоположник – немецкий психолог и философ Вильгельм Дильтей (1833 – 1911) – предложил отделить от естественнонаучной (объяснительной психологии) её гуманитарную парадигму (описательную психологию). Предметом описательной психологии становится целостная душевная жизнь человека с учетом культуры общества, интересов и деятельности человека. Идеи В.Дильтея о неотделимости личности от культуры получили развитие в понимающей психологии Эдуарда Шпрангера. Ф – скорее стиль или метод организации знания – не можешь объяснить – опиши.

Гештальтпсихология

В 1912 официально оформляется Берлинская школа гештальтпсихологии. Она выступает против принципа элементаризма и структурализма классической психологии В. Вундта. Предметом становится целостный образ восприятия, который является первичным (в онтогенезе и в филогенезе). «Гештальт» – с немецкого языка переводится как «целостная форма», «динамическая структура».

Основная идея – целое существует в таком виде, в каком воспринимается, и не может быть разбито на сумму более простых составляющих. Это явление М. Вертгеймер назвал фи-феноменом. Проработка идеи целостного велась в нескольких направлениях:

Макс Вертгеймер (1880 - 1943): мышление, восприятие.

Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) – зоопсихология.

Курт Коффка (1886 – 1941) – психология развития.

Курт Левин (1890 – 1947) – психология личности, социальная психология.

В гештальтпсихологии естественнонаучным основанием стала физика, в частности – теория электромагнитного поля Максвелла. По аналогии с электромагнитным полем, восприятие связано с взаимодействием не отдельных сенсорных элементово, а процессов объективной реальности, коры головного мозга и психической реальности (организуются как электромагнитные поля). Это положение можно проиллюстрировать следующим примером: когда мы насыпаем металлические опилки на лист бумаги, под которым магнит, то опилки организуются в определенный рисунок: они не соприкасаются с магнитом, но испытывают на себе действие силового электромагнитного поля.

В 1980 г. Х. Эренфельс ввел в психологию понятие – гештальт-качество, которое характеризуется несводимостью образа целого к сумме составляющих его элементов. Например, мелодия остается той же даже при изменении тональности, т.е. изменении каждой ноты.

Гештальтпсихологами было открыто более 114 законов гештальта. Ключевым законом является Закон фигуры и фона, согласно которому, какие-то объекты всегда воспринимаются отчетливо (фигура), другие –аморфно, неструктурированно (фон). В основе переструктурирования поля (обращения фигуры в фон и наоборот) – инсайт, который гештальтпсихологии считали универсальным механизмом мышления и адаптации. Буквально инсайт означает озарение, внезапное усмотрение связей в отношениях предметов между собой в зрительном поле.

Закон прегнантности утверждает, что сознание стремится к максимально упрощенному и обобщенному восприятию (экономично, симметрично, просто). Хорошая форма та, которую невозможно сделать более простой и упорядоченной. Хорошее восприятие организуется по принципам близости, сходства, общей судьбы, замкнутости и т.д. Если объект восприятия не имеет хорошей или целостной формы, то сознание само достроит эту форму.

Согласно закону константности восприятия, целостный образ остается постоянным при изменении условий его восприятия. Мы видим мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется его освещенность, сезонная цветовая гамма, наше положение в пространстве и т.д. Этот закон основан на влиянии прошлого опыта.

Закон транспозиции утверждает, что восприятие основано не на различении отдельных раздражителей, а на их соотношении, то есть, на целостном образе.

М. Вертгеймер применил гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления, которое понималось им как процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов. Основа творческого мышления определялась как понимание проблемы в целом, анализ от общего к частному, поскольку понимание всей структуры дает возможность увидеть проблему со всех сторон, с разных точек зрения и уже осмысленно структурировать элементы задачи.

Курт Левин ввёл в предмет гештальтпсихологии личностное и социальное измерение. Взяв за основу физическую теорию поля и галилеевский подход, К.Левин предложил психологическую теорию поля. Личность и все, что ее окружает – это поле. Каждый предмет поля имеет для личности определенный заряд – валентность, которая может быть положительной (притягивает) и отрицательной (отталкивает). Валентность – не постоянна, а зависит от условий «здесь и сейчас». Воздействуя на человека, предметы вызывают у личности потребности, не связанные с организмом (социальные) – квазипотребности, которые определяют поведение личности.

Таким образом, поведение личности Левин объясняет как результат взаимодействия между личностью и ситуацией, в чем выражается идея целостности. Поскольку квазипотребность, по Левину, это некая заряженная целостная система, которая стремится к разрядке, то при прерывании действия остается остаточное напряжение, которое требует разрядки, т.е. завершения действия, или гештальта. Незавершенное действие мотивирует активность личности, в том числе и интеллектуальную – этот феномен изучался экспериментально и известен как «эффект Зейгарник». Поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. Но, человек может быть, как полностью подчинен внешним влияниям (полевое поведение), так может и подниматься над полем (волевое поведение). Полевое поведение определяется внешним влиянием поля, а волевое связано с преодолением непосредственного влияния. «Встать над полем» позволяет временная перспектива.

В американский период научного творчества, К. Левин перенес гештальт принципы и теорию поля на проблемы групповой динамики. Групповое поведение объяснялось К. Левиным через влияние социального поля, а не характеристиками ее отдельных членов.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к проблемам мышления и активности личности. В рамках этой школы были выявлен целый ряд актуальных по сей день закономерностей развития восприятия, мышления и личности, сформированы принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. Вместе с тем, по-прежнему вызывают критику такие положения гештальтпсихологии, как изоморфизм и его физическое обоснование, а также – антигенетизм, отрицающий роль прошлого опыта.

Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX в. привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.182.221 (0.014 с.)