Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А.Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Леонтьев уже является основоположником индивидуальной теории д-ти. Он выделял три пласта деятельности (иерархическая структура): 1. Предметное содержание (внутренний план её осуществления, её образ): Потребность - необходимость в чём-то внешнем (благо: соц., биол. и т.д.) Мотив - опредмеченная потребность (ф-ции: побуждать, направлять) Цель - образ конечного результата Задачи - путь достижения цели в опред. условиях Условия подразумеваются внешние. Единство целей и условий составляет задачу 2. Структурные элементы (реализация д-ти, д-ть воплоти) 3. Динамика д-ти, её трансформация (мотив в цель, д-вие в операцию и т.д.) Также Леонтьев выделяет горизонтальную структуру д-ти: 1) Принятие решения (формирование программы) 2) Реализация 3) Контроль и коррекция Виды деятельности: · Игровая · Трудовая · Учебная · Творческая · Деятельность построения отношений · Эмоциональная · Деятельность переживания Д-вие - основная единица анализа д-ти. Составляющее любой д-ти, подчинено сознательной цели (т.е. требует осознанности). Однако д-ть не сводится к сумме д-вий, т.к. у д-вия нет мотива. Д-вие состоит из операций. 26. Проблема активности в психологии, уровни проявления активности. Активность «живого движения» (Н.И.Бернштейн). Соотношение понятий активность и деятельность. УМИРЗАКОВ Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн, вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма. комплексная теория формирования навыков была разработана выдающимся отечественным физиологом Н. А. Бернштейном (1896-1966). Эта концепция, получившая название физиологии активности, основывается на видении организма как сложившейся в ходе эволюции активной целеустремленной системы, которая постоянно устремлена в будущее и, соответственно, ориентируется на него в своих действиях. 3 принципа концепции: принцип упражняемости. это свойство живого организма заключается в том, что каждое следующее исполнение действия оказывается лучше предыдущего, т.е. оно не копирует предшествующее, а развивает его принцип "повторения без повторения", заключающийся в том, что каждое новое движение есть не слепое копирование предшествующего, а его развитие. Совершенствование движения происходит за счет постоянного сличения вновь поступающей информации с наличной двигательной программой и изменения ее на основе этой информации. третий принцип о том, что суть выработки навыка заключается в открытии принципа решения двигательной задачи, т.е. обнаружении параметров движения, сигнализирующих, насколько, верно, оно выполняется, причем это решение проходит в несколько этапов. Согласно предложенному им подходу, движение как процесс решения двигательной задачи строится на нескольких уровнях
Деятельность – это есть активность человека в направлении достижения сознательно поставленной цели. Деятельность и активность взаимосвязаны между собой: нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Однако характер соотношения активности и деятельности разный. Деятельность, согласно С. Л. Рубинштейну, является специфичной формой активности, направленной на сознательное преобразование человеком окружающего мира. При этом активность психики человека, его сознания не может быть понята вне связи с деятельностью (принцип единства сознания и деятельности). Анализируя роль деятельности в становлении активности личности, С. Л. Рубинштейн рассматривает не абстрактную, а реальную, конкретную деятельность индивида, происходящую в определенных социальных условиях. Он утверждает, что реальные связи личности с общественным бытием, другими людьми осуществляются через деятельность. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности. При этом потребности человека являются исходными побудителями его к деятельности, благодаря чему он выступает как активное действенное существо. Поэтому активность человека в деятельности не инстинктивна, а сознательна и имеет социальный характер. 27. Методология психологии: объяснительные, методологические принципы психологии, понятие научных парадигм и типов рациональности. ШУЛЬГИНА Выготский: психологическая методология – это совокупность принципов, система конкретных, посредствующих, применяемых к масштабу данной научной отрасли понятий; совокупность, набор определенных положений, которые используются в теории и практике психологии; система способов и принципов организации и реализации теоретической и практической деятельности. Методология выполняет две глобальные функции: служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания. В современной психологии выделяют три уровня методологии: · закон (общая методология). На указанном уровне действуют законы, созданные в рамках философии; · принцип (частная методология). На данном уровне успешно функционируют принципы, разработанные непосредственно в рамках научной отрасли; · метод (частная методология). На данном уровне реализуется сбор и интерпретация психологической информации. Методологические принципы - основные проверенные временем и практикой положения, определяющие дальнейшее развитие психологии и ее применение современной психологии. В основании каждой парадигмы лежит методологический принцип, положение, теория, концепция, которая объясняет логику построения исследовательской мысли, ход доказательств, интерпретацию и тд. В последнее время во многих исследованиях методологические принципы потеряли содержательную направленность и объяснительную способность, приобретая вместо этого номинативную сущность, информирующую о том, что исследователь знает об их существовании и о их вероятной способности объяснить логику его исследования. Вместе с тем, применяемые в соответствии со своим назначением методологические принципы психологии помогают ограничить исследовательское поле, структурировать результаты исследования, встроить теорию, концепцию или частные результаты в имеющееся психологическое знание. Принципы объяснения – это основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации. К основным принципам психологии А.В. Петровский и М.Г.Ярошевкий относят всего три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития. В разных источниках число принципов варьируется от трех до девяти. Так, например, можно встретить описание таких принципов, как единство сознания и деятельности, системно-деятельностный, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, целостности, личностного и даже принцип личностно-деятельностного подхода. 1) Принцип системности в психологии – психическое явление как система, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются: системность деятельности- компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности; признание единства сознания и деятельности, что означает: - взаимообусловленность развития сознания в деятельности; - регулирующее воздействие сознания на ход, способы осуществления и результаты деятельности; признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – совместную и практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю. 2) Принцип активности – личность является активным субъектом преобразования мира. (учитывается не просто наличие у индивида мотивации к задачам, которые перед ним встают, но и такое отношение, которое исходно требует от него осмысления, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного…) 3) Принцип детерминизма – причинная обусловленность психических явлений. Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов. (Детерминация (причинность) - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия). 4) Принцип развития (психики) – развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития. Развитие – филогенез и онтогенез. Взаимосвязь и развитие – два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно – временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие – это «способ существования… систем, связанных с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта» (Я.А. Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период. В развитии научной дисциплины выделяются различные этапы: препарадигмальный (тот, который предшествует установлению парадигмы), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции,суть которой заключается в смене парадигмы, переходе от одной к другой. В психологии парадигма имеет три основных подхода: естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма и практическая парадигма. Естественно-научнаяпарадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире, следование основным постулатам наук о природе. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны (то есть постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Само же знание строится на гипотезе, подтвержденной экспериментом. В психофизиологии и нейропсихологии. Гуманитарнаяпарадигма - самая распространенная, она вводит понятие духовной жизни человека, отказ от культа эмпирических методов. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни. Сближение с психологической практикой. Практическая парадигма предполагает реализацию преобразовательного отношения. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Типы рациональности. Рассмотрим данные основания в классической, неклассической и постнеклассической науке. Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях – додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) ипостнеклассическая рациональность. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.10.49 (0.014 с.) |