Организация психодиагностического обследования
Организация психодиагностического обследования
Психодиагностическое обследование проводится в три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный. (Е.С.Игнатова)
Подготовительный этапвключает в себя:
• постановку цели исследования, изучение практического запроса; формулирование психологической проблемы;
• выдвижение психодиагностической гипотезы
• постановку конкретных задач;
• определение объекта исследования, способа организации и стандартизации условий обследования;
• формулирование предварительного определения изучаемого феномена;
• создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надежные методики;
• проведение пилотажного исследования и корректировка психодиагностического комплекса (в случае необходимости);
Основной этап.
Непосредственное проведение психодиагностического обследования.
Заключительный этапвключает в себя:
•описание и интерпретацию полученного материала;
• сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой;
• составление заключения по результатам проведенного исследования
Требования к инструментарию: (К.М. Гуревич и Е.М. Борисова)
1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази (1982), стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию (приведению к единообразной системе) инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
2. НАДЕЖНОСТЬ
В традиционной тестологии термин «надежность» означает относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
3. ВАЛИДНОСТЬ
А. Анастази: «Валидность теста — понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» Валидность по своей сути — это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность. Провести теоретическую валидизацию методики — это показать, действительно ли методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя, должна измерять.
|