Содержание книги

  1. Вопросы к государственному экзамену:
  2. Ч2. Биологические, психофизиологические основания в психологии.
  3. Ч3. Понятие о методе научного познания.
  4. Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
  5. с возможностями планирования как построения экспериментальных схем;
  6. Метод квазиэксперимента: цели, задачи, специфика по сравнению с истинным экспериментом. Особенности формирующего и кросс-культурного исследований как видов квазиэксперимента. Блиновская. Сходства. Различия. Квазиэскпериментальные Планы
  7. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
  8. Задачи психодиагностики. Организация психодиагностического обследования, требования к инструментарию, этические нормы. БРЮЗГИНА
  9. Задачи ПД (без автора, но кратко)
  10. Организация психодиагностического обследования
  11. Общие этические принципы психодиагностического обследования (В. Борисович, А. Чернявская)
  12. Кратко о естественнонаучных предпосылках
  13. Становление психологии как самостоятельной науки
  14. Становление психологии как самостоятельной науки: «три силы психологии»: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология; когнитивные исследования. Дампилова
  15. Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин
  16. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
  17. Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
  18. Единица коллективного бессознательного – архетип
  19. Личность в гуманитарной психологии.
  20. Личность в экзистенциальной психологии
  21. Механизм развития/ движущие силы
  22. Наследственность - нативизм (Декарт, Кант)
  23. Основные периодизации развития, их смысл и значение. (Л.С. Выготский, Э. Эриксон, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). КОЛОСОВА
  24. Концепции возрастных кризисов в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Н.Поливанова). КРЮЧКОВА
  25. Психологическая характеристика и структура сознания (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др. ). Речь как сложный психический процесс. Становление речи в онтогенезе. Можора
  26. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
  27. Типология нарушений психического развития (В.В. Лебединский, Л.С. Выготский).
  28. Сквозные» познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Внимание, Память, воображение: определения, виды, свойства, основные подходы к изучению. Прохоров
  29. Экспериментальные исследования памяти в ассоциативной психологии
  30. Познавательные процессы: специфика и критерии их выделения. Ощущение, восприятие в системе когнитивных процессов: определение, специфика, виды, свойства. ПЧЕЛИНЦЕВА
  31. Творчество: подходы определению к исследованию. Творчество и креативность. Проблема диагностики творческих способностей. Проблема развития творческих способностей. СМОЛЕНКОВА
  32. Вся инфа из ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. : питер; спб. ; 2009, 434 С.
  33. Проблема переживания в психологии (от Л. С. Выготского к Ф. Е. Василюку). Понимание человеком человека. Ценностно-смысловая сфера личности. Суренкова
  34. Проблема переживания. Понимание человека человеком
  35. Ценностно-смысловая сфера личности
  36. Деятельность - направленная активность ч-ка, изменяющая окр. среду Субъект д-ти - тот, кто её осуществляет Объект д-ти - то, на что д-ть направлена
  37. Сознание как отражение объективной реальности, деятельность как преобразование действительности.
  38. А. Н. Леонтьев называл деятельностью не всякий процесс, А только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
  39. Типы рациональности в психологии.
  40. Гуморальные теории темперамента.
  41. Конституционные теории темперамента.
  42. Психология больших социальных групп. Виды больших социальных групп
  43. Непосредственность общения между ее членами
  44. Общая характеристика динамических процессов в малой группе
  45. Процесс образования коллектива - развитие группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив;
  46. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность
  47. Проблема соотношения обучения, воспитания и развития в педагогической психологии
  48. Педагогическая деятельность: структура, содержание, проблемы
  49. Психологическая помощь детям с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом и др.
  50. Источник: Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «личность» в соотношении с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность». Дядькин



Психоанализ

Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX в., был австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). Классический психоанализ Фрейда всегда рассматривался в консультативной психологии как весьма ограниченный по своим возможностям метод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы детского возраста; слишком большая временная длительность работы; отвлеченность от непосредственной проблемы клиента и др.), но значимость теории и практики З. Фрейда этим никак не умаляется.

Основная идея психоанализа – поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому не допускаются до сознания/вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (во снах, фантазиях и т.д.).

Личностная структура включает три инстанции:

Ид (Оно) – биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным источником влечений и действий.

Эго (Я) – центральная инстанция саморегуляции личности. Управляемое принципом реальности, Эго контролирует поведение, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

Супер-Эго (Сверх-Я) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов. Представляет собой усвоенную (интериоризованную), как правило, через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей. Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики. Для спасения от конфликта между Я и ОНО применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление, непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное ОНО.

Задача психоанализа по Фрейду – помочь страдающему понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса – очищения, освобождения. Огромная заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Плодотворность теории Фрейда проявилась еще и в том, что многие его ученики, соратники и последователи создали свои собственные оригинальные концепции и направления исследования. В числе ученых, развивших идеи Фрейда, можно назвать автора аналитической психологии К. Юнга и создателя индивидуальной психологии А. Адлера.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитании, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял американский философ и психолог Джон Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S-R. Необихевиористы (К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул – реакция подкрепление».

Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.

Начало бихевиоризму было положено статьей американского психолога Джона Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность).

Представители: Эдвар Торндайк (1874-1949), Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Предмет рассмотрения: изучать не сознание, а поведение человека; человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Теоретические положения: благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Вклад в психологию: подняли эксперимент на высокую ступень исследования, показали возможность объективного подхода к психическим явлениям.

Гуманистическая психология

В центре гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Оллпорт) – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В отличии от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Маслоу подчиняет интерес гуманистической психологии к психически здоровой личности; прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье.

По Маслоу потребности человека иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1.Базовые физиологически потребности (пища, вода, одежда и т.д.);

2.Потребности, связанные с безопасностью (материальная надежность, здоровье и т.д.);

3.Соц. потребности (любить и быть любимым, включенность в гр. и т.п.);

 4. Потребности в уважении и самоуважении;

5. Потребности в самоактуализации и личностной состоятельности.

Самоактуализацию Маслоу определял, как желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности: полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели"); саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

Когнитивные исследования

Когнитивная психология - одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая все психические как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Современная когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий и искусственный интеллект.

Представители: Э. Толмен, Дж. Брунер, Дж. Миллер, Жан Пиаже и др.

Предмет изучения: Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.

Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Это направление в психологии, изучающее процессы познания, работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации.

 

Личность – сложное понятие. Есть множество определений, в каждой теории личности оно своё. Однако мы можем выделить четыре общих положения о личности, свойственных большинству распространённых теорий. В большинстве определений:

● Подчёркивается значение индивидуальности (того, что отличает ч-ка от всех остальных);

● Личность предстаёт в виде некой гипотетической структуры или организации. Как абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека;

● Подчёркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума и перспективой развития;

● Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения.

Каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) - вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком.

Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня организации человека: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность (Ленинградская школа).

Индивид – представитель биологического вида, имеет определенные врожденные особенности (строение тела – возможность прямохождения, структура мозга – развитие интеллекта, строение руки – возможность использования орудий и т.д.), то есть индивид – это принадлежность конкретного человека к человеческому роду.

Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Появляясь как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов.

Личность – включаясь в систему общественных взаимоотношений и процессов, человек приобретает особое социальное качество – становится личностью.

Индивидуальность – неповторимость и своеобразие конкретного человека, выраженные в особенностях развития нижних уровней (индивид, субъект, личность).

Таким образом, личность – это наиболее значимый уровень организации человека, то есть особенность его развития как социального существа.

Собственно личностью (в узком значении термина) в психологии обозначают те особые свойства индивида, которые он приобретает только в обществе и которые характеризуют уровень и качество представленности в нем социальных отношений. Они проявляются в совместной деятельности и в общении с другими людьми (личность как субъект социальных отношений и сознательной деятельности). Таким образом, здесь человек как личность является субъектом общества и представляет собой устойчивую психологическую систему социально значимых его свойств (черт личности).

При широком понимании и употреблении термина "личность" его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека с акцентом на его неповторимость и уникальность. Здесь понятие личности уже включает в себя темперамент и характер человека, а также индивидуальные биофизиологические характеристики организма — тип метаболизма, особенности нервных процессов или другие "природно-обусловленные" свойства (Рубинштейн С.Л., 1973; Ананьев Б.Г., 1977).

А.Н. Леонтьев (1903-1979) подчеркивал, что необходимой предпосылкой научного психологического анализа личности является в первую очередь различение понятий "индивид" и "личность".

Даже в обыденном языке слово "личность" мы употребляем только по отношению к определенному человеку, и притом лишь с некоторого этапа развития. Мы не говорим о личности животного, новорожденного или младенца. Однако у нас не возникает затруднений говорить о животном и о новорожденном как об индивидах и их индивидуальных особенностях — возбудимости, агрессивности и прочих.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида "человек разумный". Индивид — отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека — новорожденного, ребенка, взрослого или старца.

Личность — это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид "втянут" в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.

Таким образом, понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Индивид — это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

Индивидуальность — это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения.

Таким образом, психическая индивидуальность человека является сложным переплетением различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Ядром психической индивидуальности является темперамент (биологическая составляющая психической индивидуальности). На ее основе формируется характер (психологическая составляющая психической индивидуальности), а затем происходит становление личности (социальной составляющей психической индивидуальности).

Несколько вариантов соотношения понятий "личность" и "субъект" в психологической литературе.

1. Понятие "субъекта" шире понятия "личность". Подобный взгляд разделял А. В. Брушлинский, писавший, что "каждая личность есть субъект (хотя последний, как мы видели, не сводится к личности)" (1991. С. 10). Согласно данной позиции, с помощью понятия "субъект" выражается активная, деятельная сущность человека. При этом субъект — это не свойство, не характеристика человека, а сам человек. Понятием же личности обозначается некоторое свойство человека-субъекта, а именно его социальность, его способность быть субъектом социальных отношений (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995), быть субъектом в социальном контексте (Л.В. Алексеева, 2001).

2. Понятие "личности" шире понятия "субъекта". Так, А.К. Абульханова (2000) считает, что не случайно существуют понятия "аномальная личность", "деликвентная личность", и использует понятие "субъекта" для обозначения высшего уровня развития личности, когда личность становится способной оптимально для себя и безболезненно для окружающих организовывать жизненный путь, деятельность и общение. Близок к этому В.А.Петровский (1995), убежденный, что личность только тогда является личностью, когда она является субъектом: субъектом жизнедеятельности (витальности), во-первых, субъектом предметной деятельности, во-вторых, субъектом деятельности общения, в-третьих, и субъектом деятельности самосознания, в-четвертых.

3. Понятия "личности" и "субъекта" отражают разные стороны психологии человека. Приведем в пример точку зрения Б. Г. Ананьева: "Субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений, определяющих положение человека в обществе" (2001. С. 247). Отметим, что приверженцы данного воззрения понимают под субъектом исключительно "субъекта деятельности", трактуя деятельность довольно безлично, что позволяет представить личность в качестве ее "одушевляющего" фактора (А.К. Осницкий, 1996).

Таким образом, можно сделать вывод, что психология фактически находится в ситуации, когда нецелесообразно говорить о соотношении понятия "личность вообще" и "субъект вообще", когда проводить сравнительный анализ понятий "личность" и "субъект" можно только в рамках определенной авторской концепции или, реже, в рамках одной психологической школы. При всей целесообразности данных подходов в рамках отдельных исследований необходимо отметить, что все они не вносят ясности в решение обозначенной проблемы, а, напротив, продолжают дробить психологическое знание в данной области, еще больше запутывая вопрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.225 (0.011 с.)