Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопросы к государственному экзамену:↑ Стр 1 из 52Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы к государственному экзамену: 1. Предмет психологии: основные этапы развития представления о предмете психологии; границы предмета психологии. Биологические, психофизиологические основания в психологии. Понятие о методе научного познания. Проблема соотношения предмета и метода. БАГАЕВА Ч1. Предмет психологии: основные этапы развития представления о предмете психологии; границы предмета психологии. Для любой отрасли знания, в том числе психологии, определение собственного предмета, т.е. соотносимого с ней фрагмента действительности, аспектов и уровней его рассмотрения, составляет центральную задачу. Эта задача не имеет раз и навсегда найденного решения, она постоянно уточняется (видоизменяется) по мере развития самой науки и психология здесь не стала исключением. Предмет психологии – психика человека, включающая в себя многие субъективные явления: познавательные процессы; психические свойства и состояния личности; общение и деятельность. Этапы развития психологии: 1) Донаучный — до VII—VI вв. до н.э. Нет научных исследований психики. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления; 2) Научный — рубеж VII-VI вв. до н.э. Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования. Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души; Появление психологии в Древней Греции было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира – ощущение и мышление. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции; 3) Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений. Первая психологическая школа, концепции об адаптационной функции психики, теория рефлекса; Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое – духовное - бытие. Декарт ввел понятие «рефлекса» и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий. Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Принцип работы тела - рефлекс. Принцип работы души – рефлексия. В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором - сознание отражает собственные мысли, идеи. Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Т. Гоббс отказался от понятия «души» как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, "кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения». Такая связь получила впоследствии название ассоциаций. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. 4) Экспериментальная психология — середина XIX — начало XX вв. Первые симптомы методологического кризиса. А. Бэн особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам. Спенсер расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам, но и изучение связи сознания с внешним миром. В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии - активности души, роли бессознательного. Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Неоценимый вклад в разработку материалистических основ психологии внесли труды Сеченова. Первой психологической лабораторией в России была лаборатория, основанная Бехтеревым в Казани. В итоге ДАННОГО сложилась новая "картина организма" – устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования - дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие. 5) Методологический кризис в 10-30-е гг. XX в. и разделение психологии на отдельные школы. Делится на несколько предметов: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Психоанализ и проективные методы; В начале 10-х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Бихевиоризм его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствие механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. Гештальтпсихология Главное понятие этой психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами. Психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитический психологии К. Юнга. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Адлера теория представляет целостную систему развития личности. "Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека ". Центральное содержание работ К. Юнга составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном. Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях. 6) 1940-1960 гг. Развитие психологических школ. Гуманистическая психология — акцент на внутренний мир человека, его сущность. В центре внимания — интеллект человека. Появляются опросники; Маслоу, Роджерс. Другим крупным направлением является гуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей. 7) Современная психология — вторая половина XX в. Совершенствование экспериментальных когнитивная психология. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Подход к человеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельности оценивается в их значении для конкретного исследования в психологии. В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968 г. с выходом в свет книги Б.Г. Ананьева "Человек как предмет познания". Эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев (1995) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сути человека. Границы предметной области психологии могут быть заданы с помощью (Гинецинский): · определением пространственного положения ее среди предметных областей других наук – внешние экстернальные границы, неявное имплицитное; · определением ее внутренней расчлененности – совокупности входящих в нее частных дисциплин – внутренние интернальные границы, неявное имплицитное; · определением характеристики содержания понятий, которые используются для ее наименования в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.181 (0.013 с.) |