Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационное обеспечение.. Технические средства. Методические материалы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Организационное обеспечение. Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, и документации. 3.1. Технические средства • Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов. • Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей. • Компьютер. 3.2. Методические материалы • Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей.) • Практические материалы для психологической работы в школе. • Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.). •Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.). • Библиотека практического психолога. • Раздаточный материал для детей, родителей, учителей. Главными критериями достоверности любых научных результатов являются, прежде всего, аксиомы и постулаты. Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений.Из этого определения следует абсолютная достоверность аксиомы. Она сама защищает её очевидной связью с реальностью. Научная ценность аксиомы не зависит от её признания, поэтому игнорирование аксиомы, как критерия научной достоверности, эквивалентно бесплодному научному творчеству. Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается экспериментально или - совокупностью теоретических результатов, следующих из экспериментов. Достоверность постулата определяется уровнем признания его научным сообществом, поэтому его ценность не абсолютна. Гипотеза – недоказанное утверждение, которое не является постулатом. Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба эти доказательства не должны противоречить аксиомам и общепризнанным постулатам. Лишь после этого гипотетические утверждения получают статусы постулатов, а утверждения, обобщающие совокупность аксиом и постулатов, – статус достоверной теории.
37. Классификации методов психодиагностике. Краткая характеристика основных психодиагностических методов и способов обработки полученных данных. БАРКИНА, ВОЛОЩУК
1. Ананьев Б.Г.: 1) Организационные методы: Сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых; Лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет. Комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п. 2) Эмпирические методы Обсервационные методы: наблюдение и самонаблюдение; Эксперимент: лабораторный, естественный и формирующий, Психодиагностический метод, Анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), Моделирование и Биографический метод; 3) Способы обработки данных: Методы математико-статистического анализа данных контентанализ, корреляционный (взаимосвязь для научного), факторный, класторный метод Методы качественного анализа беседа, наблюдение 4) Интерпретационные методы Генетический метод: филогенетический и онтогенетический) и Структурные методы: классификация и типологизация. Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу. 2. А.Г. Маклаков аналогичным образом выделяет следую- щие группы методов: − субъективные методы (наблюдение, опрос, тест – тест-опросник, тест-задание); − объективные методы (объективные тесты, экспери- мент); − моделирование (математическое, техническое, логи- ческое, кибернетическое). 3. Схожим образом К.М. Гуревич, в зависимости от меры стандартизации методики, выделяет строго формализован- ные и малоформализованные психодиагностические ме- тоды. 4. А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют несколько осно- ваний классификации всех психодиагностических методов. 1. По ориентации на определенный ответ: − диагностические методы, основанные на задани- ях, которые предполагают правильный ответ (тесты интел- лекта, специальных способностей, некоторых личностных черт); − основанные на заданиях, которые не предполагают правильного ответа (большинство личностных опросников, где задания характеризуются лишь частотой и направленно- стью ответа). 2. По степени опосредованности речевой активно- стью обследуемых и используемому материалу: − вербальные (опосредованы речевой активностью ис- пытуемых, апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме); − невербальные психодиагностические методы (вклю- чают речевую способность испытуемых только в плане по- нимания инструкций, само же выполнение заданий опира- ется на невербальные – перцептивные, моторные способно- сти). 3. По характеристике методического принципа, поло- женного в основу приема: − стандартизованные, измерительные методы (объек- тивные тесты и стандартизованные самоотчеты); − экспертные или методы понимания, клинические ме- тоды (проективные и диалоговые, интерактивные методы). 4. По мере вовлеченности в диагностическую процеду- ру и степени влияния на результат самого психодиагноста: − малая степень вовлеченности и влияния на результа- ты психодиагноста: аппаратурные методики, объективные психологические тесты, некоторые формы стандартизированных самоотчетов (опросники, шкальные техники); − высокая степень вовлеченности и влияния на резуль- таты психодиагноста: диалогические методы (беседа, интервью, диагностические игры); − средняя степень вовлеченности и влияния на результаты психодиагноста: все остальные методы занимают промежуточное положение. ДРУЖИНИН Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистема- тическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет в гл. 5). Различают «сплошное» и выборочное наблюдение. В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. д. Наблюдение может проводиться непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности. В некоторых случаях, например при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним. Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на пер- вом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме пост- экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, со- ставную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью. Эксперимент – это проведение исследований в специально созданных управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В.Н. Дружинин в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым. И основная задача психологического эксперимента - сделать доступным для внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса. С.Л. Рубинштейн. Виды: Лабораторный - это эксперимент проводимый в специальных условиях с использованием специальных приборов. Естественный - протекает в обычных условиях труда, но со специальной организацией. Формирующий – основная цель, активное вмешательство построения процесса с заданными свойствами.
Обработка данных психологических исследований – отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: упорядочивание полученного материала; обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов. Различают количественнуюикачественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств. Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. Количественная обработка реализуется с помощью математико-статистических методов. В качественной обработке обобщение проводится на интерпретационном этапе исследовательского процесса. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура. Все методы количественной обработки принято подразделять на первичные и вторичные. Первичная статистическая обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы. К основным методам первичной статистической обработки относятся: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных (используются в порядковой, интервальной или пропорциональной шкале). Меры центральной тенденции – это величины, вокруг которых группируются остальные данные. Данные величины являются как бы обобщающими всю выборку показателями, что, во-первых, позволяет судить по ним обо всей выборке, а во-вторых, дает возможность сравнивать разные выборки, разные серии между собой. К мерам центральной тенденции в обработке результатов психологических исследований относятся: выборочное среднее, медиана, мода. Выборочное среднее (М) – это результат деления суммы всех значений (X) на их количество (N). Медиана (Me) – это значение, выше и ниже которого количество отличающихся значений одинаково, т. е. это центральное значение в последовательном ряду данных. Мода (Мо) – это значение, наиболее часто встречающееся в выборке, т. е. значение с наибольшей частотой. Если все значения в группе встречаются одинаково часто, то считается, что моды нет. Вычисление всех трех показателей производится также для оценки распределения данных. При нормальном распределении значения выборочного среднего, медианы и моды одинаковы или очень близки. Меры разброса (изменчивости) – это статистические показатели, характеризующие различия между отдельными значениями выборки. Они позволяют судить о степени однородности полученного множества, его компактности, а косвенно и о надежности полученных данных и вытекающих из них результатов. Наиболее используемые в психологических исследованиях показатели: среднее отклонение, дисперсия, стандартное отклонение. Размах (Р) – это интервал между максимальным и минимальным значениями признака. Определяется легко и быстро, но чувствителен к случайностям, особенно при малом числе данных. Среднее отклонение (МД) – это среднеарифметическое разницы (по абсолютной величине) между каждым значением в выборке и ее средним. Среднее отклонение показывает степень скученности данных вокруг выборочного среднего. Кстати, иногда при определении этой характеристики выборки вместо среднего (М) берут иные меры центральной тенденции – моду или медиану. Дисперсия (D) характеризует отклонения от средней величины в данной выборке. Вычисление дисперсии позволяет избежать нулевой суммы конкретных разниц (d = Х – М) не через их абсолютные величины, а через их возведение в квадрат. Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных. Ко вторичным относят такие методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы можно подразделить на способы оценки значимости различий и способы установления статистических взаимосвязей. Способы оценки значимости различий. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используют t-критерий Стьюдента. После вычисления значения показателя t по таблице критических значений, заданного числа степеней свободы и избранной вероятности допустимой ошибки находят табличное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, делают вывод о том, что сравниваемые средние значения двух выборок статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной. Если в процессе исследования встает задача сравнить неабсолютные средние величины, частотные распределения данных, то используется Х2-критерий. Далее снова вывод по таблице критических значений. Для сравнения дисперсий двух выборок используется F-критерий Фишера. Вывод так же делается по сравнению чисел в таблице. Способы установления статистических взаимосвязей. Предыдущие показатели характеризуют совокупность данных по какому-либо одному признаку. Этот изменяющийся признак называют переменной величиной или просто переменной. Меры связи выявляют соотношения между двумя переменными или между двумя выборками. Эти связи, или корреляции, определяют через вычисление коэффициентов корреляции. Однако наличие корреляции не означает, что между переменными существует причинная (или функциональная) связь. Функциональная зависимость – это частный случай корреляции. Даже если связь причинна, корреляционные показатели не могут указать, какая из двух переменных является причиной, а какая – следствием. Кроме того, любая обнаруженная в психологических исследованиях связь, как правило, существует благодаря и другим переменным, а не только двум рассматриваемым. К тому же взаимосвязи психологических признаков столь сложны, что их обусловленность одной причиной вряд ли состоятельна, они детерминированы множеством причин. По тесноте связи можно выделить следующие виды корреляции: полная (1), высокая (0,8–0,9), выраженная (0,6–0,7), частичная (0,4–0,5); отсутствие корреляции. Эти виды корреляций определяют в зависимости от значения коэффициента корреляции. По направленности выделяют следующие виды корреляционных связей: положительная (прямая, со знаком +) и отрицательная (обратная, со знаком -). «+» значит, что при увеличении значения одной переменной наблюдается увеличение другой. «-» означает обратную зависимость: увеличение значения одной переменной влечет за собой уменьшение другой. Наиболее частые методы: Коэффициент линейной корреляции по К. Пирсону; При сравнении порядковых данных применяется коэффициент ранговой корреляции по Ч. Спирмену. Внедрение в научные исследования автоматизированных средств обработки данных позволяет быстро и точно определять любые количественные характеристики любых массивов данных. Разработаны различные программы для компьютеров, по которым можно проводить соответствующий статистический анализ практически любых выборок. Из массы статистических приемов в психологии наибольшее распространение получили следующие: 1) комплексное вычисление статистик; 2) корреляционный анализ; 3) дисперсионный анализ; 4) регрессионный анализ; 5) факторный анализ; 6) таксономический (кластерный) анализ; 7) шкалирование.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.172.2 (0.01 с.) |