Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подводя итоги, следует выделить ряд общих положений, на которые должны обратить внимание тренеры, анализируя содержание предыдущих глав.

1. Тренер должен стремиться учитывать индивидуальные различия у своих спортсменов. Он должен понять, что не все спортсмены думают, переживают, осваивают новое и относятся к спорту и жизни так, как он сам. Эту способность чувствовать и понимать другого трудно выработать, но тем не менее она необходима.

2. Тренер должен стремиться отделять модные течения и заблуждения от действительно ценного.

3. Глубокое понимание проблем и материала, изложенного в книге, может навести тренера на мысль о необходимости выявления факторов и ситуаций, с которыми ему приходится иметь дело. При этом необходимо определить, что он не может изменить вообще, что может изменить в течение какого-то времени и что может изменить немедленно.

ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ФАКТОРОВ ПО ТРЕМ ВЫДЕЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ

Факторы, которые трудно изменить, но важно понять

Факторы, которые можно изменить в течение какого-то времени

Факторы, которые можно быстро изменить

1. Этническая принадлежность, система ценностей и социально-экономические условия, в которых воспитывался спортсмен
2. Способы ухода за ребенком в раннем детстве и система ценностей в его семье
3. Состав семьи спортсмена, старший или младший среди других детей
4. Отношение спортсмена к авторитету и старшим
5. Отношение спортсмена к спорту, его ценность
6. Отношение спортсмена к успеху группы и потребность в общении

1. Физические качества
2. Способность переносить боль
3. Способность согласовывать свои движения с действиями партнеров
4. Личностные черты, характеризующие уверенность в себе, тревожность и др.
5. Способность быть эффективным лидером или ведомым
6. Терпимость по отношению к товарищам по команде и тренеру
7. Способность приобретения тактических навыков и учений
8. Адекватная агрессивность, проявляемая во время соревнований

1. Играющий состав команды
2. Капитан команды
3. Готовность к соревнованию
4. Успех команды и удовлетворенность успешным выступлением
5. Ситуативная тревога
6. Отношения спортсмена к своему тренеру

Это не означает, что какая-то группа факторов (например, изменчивых) важнее другой. Тренеру необходимо определить, что именно он может изменить, на что он может лишь реагировать и к чему он может только приспособиться.

4. По-видимому, в работе тренера ничто не может заменить глубокого понимания и знания своего вида спорта - его биомеханики, групповой динамики, наилучших подготовительных упражнений и требуемых физиологических сдвигов. Количество межличностных проблем, возникающих между спортсменами и тренером, значительно уменьшится, если он действительно знает свое дело. Для приобретения этих знаний тренеру, кроме знакомства с представленным в книге материалом, следует также систематически просматривать различные научно-методические и специальные журналы.

Трудно определить, почему с наступлением основного периода подготовки перестают работать по программам подготовительного периода, если в них предусмотрены упражнения, развивающие необходимые для данного вида спорта качества. Если же эти качества нужны, то почему они становятся менее значимыми с началом соревновательного периода? Если же они не нужны во время выступлений, то почему же они были включены в программы подготовительного периода?

5. Наиболее важный материал по моторному обучению и двигательной деятельности касается вопросов переноса навыков и «широты переноса». Хотя этот вопрос рассматривался в главе 4, важно подчеркнуть его значение еще раз и здесь. Многие тренеры подбирают упражнения и планируют тренировки, ориентируясь на слишком узкий диапазон навыков или на навыки, недостаточные для деятельности в реальных условиях соревнований. Для повышения успешности игровой или соревновательной деятельности подбор упражнений и планирование тренировок должны осуществляться таким образом, чтобы при этом дублировались: а) основные действия, осуществляемые в деятельности, б) условия восприятия спортсмена (что он видит и слышит во время деятельности) и в) социальные и психологические стрессоры, с которыми он может встретиться во время соревнований. Невыполнение этих условий приведет к снижению эффективности тренировок.

6. Тренер может проанализировать свою позицию и принципиальные установки относительно использования времени спортсменов, их способностей и личностных особенностей. Спортсмены обычно реагируют на это негативно, но часто ценят честность в отношениях с тренерами. По-видимому, будет нечестно по отношению к спортсмену, если тренер:

o не сообщит ему, попадает ли он в основной состав команды. Слишком долгое пребывание на скамейке запасных психологически нежелательно для спортсменов, поскольку вызывает апатию и ухудшает подготовленность;

o не обрисует реальную перспективу спортсмену-школьнику при поступлении его в колледж (имеется в виду помощь со стипендией и др.);

o не даст возможности спортсменам - студентам колледжей и университетов завершить курс по своей специализации и подготовиться для своей будущей профессии.

Мой двадцатипятилетний опыт показывает, что у спортсменов-студентов, активно выступающих в самых ответственных университетских соревнованиях, не всегда бывает достаточно времени, чтобы выполнить требования, связанные непосредственно с учебой. Многие ведущие спортсмены, «звезды», например, до сих пор находятся в университете, работая в качестве обслуживающего персонала (уборщики, сторожа), не сумев закончить свое образование в срок после прослушивания всевозможных «сокращенных» курсов во время своей учебы. Мне кажется, что такая практика является эксплуататорской для всех имеющих к ней отношение.

Однако я не хочу рисовать отрицательной картины студенческого и школьного спорта. Спорт может и должен быть возвышенным. Он может служить для формирования личности юноши, может научить его самодисциплине, лидерским качествам. Окажет спорт положительное или отрицательное влияние на спортсмена - во многом зависит от действительной заботы тренера по отношению к конкретному спортсмену, заботы, которая выходит за рамки стадиона и гимнастического зала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.239 (0.006 с.)