Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
Содержание книги
- Психология в современном спорте брайент дж. Кретти
- Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
- Книга полезная и ученым, и практикам
- Член-корреспондент академии педагогических наук СССР, профессор В. В. Давыдов
- Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)
- Глава 2. Психологические требования в спорте
- Классификация спортивной деятельности
- Антиципация * движений соперника или партнера
- Типология спорта, разработанная в США
- Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
- Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
- Социальная поддержка и стресс зрителей
- Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
- Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
- Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
- Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
- Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
- Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
- Глава 4. Проведение эффективных тренировок
- Общие соображения о планировании тренировок
- Подбор эффективных упражнений
- Основные принципы проведения тренировок
- Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
- Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
- Резюме. Раздел III. Личность и спорт
- Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
- Методы изучения личности спортсмена
- Тесты для исследования черт личности
- Принципы личностного обследования спортсменов
- Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
- Черты личности в спортивных группах
- Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
- Личностные особенности спортсменов различной квалификации
- Перечень потребностей по Мюррею
- Шкала оценки условий эффективной тренировки
- Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
- Мотивации, стимулирующие спортсмена
- Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
- Глава 9. Агрессивность в спорте
- Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
- Направления, Теории и причины агрессивности
- Глава 10. Активация (возбуждение)
- Основные результаты исследований
- Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
- Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
- Тревожность и результативность деятельности
- Раздел V. Социальные параметры в спорте
- Глава 12. Социальные факторы в спорте
- Социальный статус и мобильность
- Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
В разговорах тренеров и спортсменов можно часто услышать ссылки на личностные особенности их партнеров, соперников и наставников. Между собой спортсмены нередко обсуждают, что представляет собой как личность их партнер или соперник и в какой мере те или иные его личностные характеристики повлияли на выступление его или всей команды.
Обсуждение личности психологами приобретает несколько иной оттенок. Они могут в спорах между собой ставить под сомнение даже научность самого понятия «личность». Некоторые пеихологи-бихевиористы заявляют, что современные методы оценки личности не представляют большой ценности и с их помощью можно получить ненадежные и вводящие в заблуждение данные. В противовес им многие психологи уже конкретно ставят вопрос о том, сколько существует отдельных параметров человеческой личности. При этом одни из них считают, что таких характеристик от двенадцати до шестнадцати, другие выделяют лишь шесть-восемь.
Дискуссии психологов иногда приобретают чисто теоретический характер. Ряд специалистов считают, что личность проявляется в более внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.
Несмотря на эти и другие противоречия, уже сейчас начинают разрабатываться и применяться на практике некоторые достаточно продуктивные подходы. Они могут оказаться полезными для спортсменов и тренеров, желающих лучше узнать себя, своих воспитанников и особенности их деятельности.
Термин «личностная черта» («личностная особенность») означает, что люди в известной мере последовательны в своем поведении и что различные компоненты личности или черты доступны для измерения.
Прежде чем обсуждать проблему применения теории личности в спорте, целесообразно рассмотреть некоторые способы тестирования характеристик личности и ряд принципов, лежащих в основе такой оценки. Настоящий раздел должен подготовить читателя к знакомству с материалом, изложенным в последующих главах.
|