Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные изменения, связанные с занятиями спортомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕЖГРУППОВЫЕ СРАВНЕНИЯ Личностные характеристики использовались в исследованиях не только для построения профилей отдельных спортсменов и команд, но и для различных межгрупповых сравнений. Так, например, психологи в Восточной Европе, США и Японии изучали личностные особенности спортсменок. В литературе можно довольно часто встретить сравнения личностных особенностей спортсменов различной квалификации и подготовленности, показывающих высокие, средние и низкие спортивные результаты. Проводились также исследования, в которых сравнивались личностные особенности спортсменов - представителей индивидуальных и командных видов спорта. И, наконец, в этом разделе будут рассмотрены результаты исследований, касающихся возможных изменений в личностных особенностях человека под влиянием длительных и систематических занятий спортом. И хотя исследования на эту увлекательную тему немногочисленны, тем не менее даже предварительные результаты могут дать тренеру достаточно пищи для размышления, а молодых ученых стимулировать к систематической работе в этом направлении. Личностные особенности спортсменов в индивидуальных и командных видах спорта. Многими учеными предпринимались попытки экспериментально проверить обоснованность широко распространенного представления о том, что интроверты обычно занимаются индивидуальными видами спорта, экстраверты - командными. Общепринятый стереотип, однако, не всегда подтверждался, как это нередко бывает при строгой научной проверке. В ранее рассмотренных исследованиях Кролла и Креншоу, например, было обнаружено, что более важное значение имеет не вид спорта, а функции, которые выполняет спортсмен. Оказалось, что в видах спорта, где требовался физический контакт (американский футбол и борьба), были выявлены сходные профили личности у спортсменов, несмотря на то что в первом случае спортсмен действует в команде, в другом - один. Зингер обследовал спортсменов штата Огайо с помощью шкалы Эдвардса и обнаружил по четырем показателям достоверные различия между теннисистами и членами бейсбольной команды. При этом у теннисистов более выраженной оказалась склонность к доминированию. Недостатком этого исследования, однако, был небольшой размер и неоднородность выборки, а также специфические факторы регионального характера. Хотя в работе Шрекенгауста (1968) было обнаружено мало существенных различий в личностных особенностях спортсменок - студенток колледжа, специализировавшихся в командных и индивидуальных видах спорта (правда, в этой группе более выраженным оказался интерес к противоположному полу), в более основательных исследованиях были выявлены и другие различия. Представительная выборка спортсменок была обследована в раборе Петерсон с соавторами, которые с помощью 16-факторного теста Кэттелла изучали личностные особенности 156 членов Американской любительской ассоциации и членов олимпийской женской команды 1964 г. В целом оказалось, что спортсменки - представительницы индивидуальных видов спорта были более склонны к доминированию, к риску, более чувствительными, интровертированными, решительными и самостоятельными по сравнению со спортсменками, занимающимися командными видами. Обобщенный портрет спортсменки в командном виде спорта включал такие черты, как уравновешенность, практичность, надежность и интерес к текущим событиям. Кроме того, в командных видах спорта, как было установлено в этом же исследовании, женщины реже следуют своим причудам или прихотям и более искушены в житейских делах, чем представительницы индивидуальных видов спорта. Однако в достаточно обширном исследовании Икегами с участием 1500 спортсменов не было обнаружено каких-либо выраженных различий в личностных особенностях (включая, в частности, и показатели экстра- и интроверсии) у спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. Таким образом, при сравнительном изучении спортсменов этих двух больших групп обнаруживаются лишь немногие различия в их личностных особенностях, которые действительно соответствуют сложившемуся стереотипу, замкнутого спортсмена в индивидуальном виде и общительного, открытого спортсмена в командных видах спорта. В целом же спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, более самостоятельны, менее тревожны и обладают качествами, позволяющими им успешно действовать независимо от влияния окружающей среды. Эта совокупность личностных черт, которую можно считать характерной для достаточно независимой и самостоятельной личности, обнаруживается как у мужчин, так и у женщин. Женщины в спорте. Имеется лишь ограниченное число исследований, в которых рассматривались личностные особенности женщин-спортсменок. Вообще эти исследования страдают таким же недостатком, как и только что рассмотренные, главным образом из-за маленьких выборок, взятых, как правило, из какого-то одного района. В большинстве имеющихся работ, по крайней мере на самом высоком уровне спортивной деятельности, не было обнаружено заметных различий в личностных особенностях спортсменок по сравнению со спортсменами-мужчинами. По данным Петерсон с соавторами (уже упоминавшееся обследование участниц олимпийских игр и членов АЛА), спортсменка высокого класса проявляет некоторую отчужденность, сдержанность в общении, хладнокровие; уровень ее интеллекта несколько выше, чем у женщины, не занимающейся спортом. Оказалось также, что спортсменки несколько серьезнее и менее склонны к свободному выражению своих чувств. В исследованиях двух других американских спортивных психологов - Огилви из Калифорнии и Брента Рашэлла из Индианы также не было обнаружено достоверных различий в чертах личности между спортсменками и спортсменами. Однако Огилви установил, что пловчихи были более подозрительны и зависимы от группы, чем пловцы, и у мужчин оказался выше, чем у женщин, уровень развития волевых качеств. Результаты исследований, проведенных в США и Европе, свидетельствуют о том, что у спортсменок высокого класса в целом сходные черты личности, однако личностные профили и сочетания отдельных черт у них отличаются от аналогичных характеристик неспортсменок. Огилви отмечает у студенток, специализирующихся в физическом воспитании, стремление к доминированию, агрессивность и относительную самостоятельность. Кэйн, сравнивая личностные профили преподавательниц физического воспитания и спортсменок - членов олимпийской команды Великобритании, обнаружил в обеих группах экстраверсию, добросердечность и жизнерадостность, но низкий уровень эмоциональной устойчивости и высокую тревожность. Результаты этих исследований свидетельствуют о том, что при внешне кажущейся жизнерадостности и беззаботности спортсменки и преподавательницы физического воспитания характеризуются повышенной тревожностью по сравнению с существующими для 16-факторного теста Кэттелла нормами. Чем более жесткие и повышенные требования предъявляет конкретный вид спортивной деятельности к участникам, тем сильнее будут выражены различия между спортсменками и неспортсменками. В качестве примера можно привести исследование Эвелин Бэрд, которая, изучая личностные особенности 44 канадских хоккеисток, обнаружила, что они склонны экспериментировать, выходить за рамки условностей и существующих социальных норм, а в ряде случаев проявлять даже недисциплинированность. Наряду с высокой самостоятельностью спортсменки также могли правильно реагировать на обвинения и критику в свой адрес и обычно держались в тени. Кроме того, по своим личностным особенностям они в целом были достаточно управляемы и прислушивались к замечаниям и предъявляемым к ним в процессе тренировки требованиям. Интересно, что для этой группы спортсменок было нехарактерно стремление к одобрению со стороны других и они не испытывали страха или опасения получить травму. Для женщин большое значение и интерес представляют данные, свидетельствующие о социальном признании их как спортсменок и их права заниматься избранным видом спорта. Было время, когда в некоторых странах участие женщин в соревнованиях по некоторым традиционно мужским видам спорта осуждалось и даже запрещалось. Женщины, занимающиеся спортом в этих условиях, обычно испытывают тревогу и опасения по поводу возможной неблагоприятной реакции со стороны окружающих и утраты своего социального статуса. И хотя на международных соревнованиях иногда встречаются мужеподобные спортсменки, все-таки значительная часть имеющихся данных свидетельствует о том, что занятия спортом не способствуют формированию и развитию у женщин каких-либо отрицательных качеств. Изменилось и отношение к женщинам, занимающимся спортом. Так, в исследовании Т. Мэлрамфи было установлено, что только у 3 из 170 опрошенных спортсменок близкие знакомые отрицательно относились к их спортивным увлечениям, тогда как подавляющее большинство испытуемых, наоборот, отметили, что поддержка со стороны друзей и людей, с мнением которых они считаются, играет важную роль в их активных занятиях спортом. Огилви также на основании проведенных им исследований пришел к выводу о том, что занятия спортом не вызывают появления у женщин каких-либо нежелательных или отрицательных личностных черт, которые наносили бы ущерб их социальному статусу или женственности. Обычно принято считать, что спорт положительно влияет на формирование и развитие личности занимающихся. Отмечалось, что участие в спортивных соревнованиях способствует воспитанию упорства, ценных моральных и волевых качеств, мужественности и т. п. Исследования в этом направлении еще только развертываются, но полученные данные уже должны заставить задуматься, прежде чем дать оценку действительной роли спорта в жизни ребенка или юноши. Вернер и Готтхейл предприняли попытку выяснить, какое влияние на личностные особенности курсантов военной академии в Вест-Пойнте оказывают систематические занятия спортом и участие в соревнованиях. Для этого были обследованы выпускники средней школы - спортсмены и неспортсмены - до и после поступления в военную академию. На основании результатов этого исследования было сделано предположение о том, что формирование личности практически завершается в ранней юности и после этого занятия спортом не вызывают каких-либо существенных изменений. Интересно, что несмотря на широкие возможности в плане занятий спортом, предоставляемые будущим офицерам и Вест-Пойнте, их отношение к спорту и качествам, которые формируются с его помощью, почти не изменяется; они продолжают находиться под влиянием положительного или отрицательного опыта, приобретенного еще в школе. Результаты исследования Огилви пловцов различных возрастных групп дают некоторое представление о характере возможных личностных изменений у детей под влиянием очень напряженных и интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок. Личностные особенности мальчиков и девочек в возрасте 10 и 14 лет сравнивались с аналогичными показателями у девятнадцатилетних пловцов высокого класса. Оказалось, что по мере того, как юные спортсмены созревали, у них улучшался самоконтроль, повышался уровень личностной тревожности, они становились более приветливыми, общительными, настойчивыми, жизнерадостными, устойчивыми и менее замкнутыми и эгоцентричными. При исследованиях такого плана следует учитывать, что изменение личности может быть связано не только с занятиями спортом, но и с действиями целого ряда дополнительных факторов. Например, существенно меняются отдельные черты личности и их сочетания (становятся более специфическими или возникают новые) в результате полового созревания и т. п. В 1968 г. на Втором международном конгрессе по спортивной психологии в Вашингтоне профессор Икегами представил результаты одного из наиболее фундаментальных исследований, посвященных изучению влияния длительных и систематических занятий спортом на изменение личности. Свою выборку из 1500 спортсменов он разделил на различные группы в зависимости от стажа занятий: 1-2 года, 3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет и 9-10 лет. Результаты статистического анализа полученного материала показали, что с увеличением спортивного стажа испытуемые становились активнее, агрессивнее, беззаботнее, испытывали меньшую тревожность и склонность к депрессии и фрустрации, меньше стремились к лидерству при общении с другими и реже испытывали чувство собственной неполноценности. По мнению Икегами, занятия спортом не влияли на общее изменение эмоциональной устойчивости. Существуют лишь поверхностные и фрагментарные данные об изменениях нравственных и моральных качеств под влиянием занятий спортом. Но и то немногое, что известно, может привести в уныние ярых приверженцев спорта. Кистлер (1957) и Ричардсон (1962), исследуя ценностные ориентации студентов университета, установили, что у спортсменов отношение к таким понятиям, как спортивная честь, благородство, было менее благоприятным, чем у неспортсменов. Можно, по-видимому, предположить, что существующая практика отбора спортсменов в крупные университеты, а иногда и снисходительное к ним отношение приводят к формированию определенного отношения к спорту, которое нередко не совпадает и даже противоречит общепринятым представлениям о морально-этических ценностях, якобы присущих спорту (о необходимости вести открытую и честную спортивную борьбу, с уважением относиться к сопернику и т. д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.173 (0.014 с.) |