Содержание книги

  1. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  2. Общие соображения о планировании тренировок
  3. Подбор эффективных упражнений
  4. Основные принципы проведения тренировок
  5. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  6. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  7. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  8. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  9. Методы изучения личности спортсмена
  10. Тесты для исследования черт личности
  11. Принципы личностного обследования спортсменов
  12. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  13. Черты личности в спортивных группах
  14. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  15. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  16. Перечень потребностей по Мюррею
  17. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  18. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  19. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  20. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  21. Глава 9. Агрессивность в спорте
  22. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  23. Направления, Теории и причины агрессивности
  24. Глава 10. Активация (возбуждение)
  25. Основные результаты исследований
  26. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  27. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  28. Тревожность и результативность деятельности
  29. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  30. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  31. Социальный статус и мобильность
  32. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  33. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  34. Лидер, ориентированный на задачу
  35. Лидер, ориентированный на группу
  36. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  37. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  38. Глава 14. Зрители и болельщики
  39. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  40. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  41. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  42. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  43. Умеренно структурированное членство
  44. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  45. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  46. Распределение передач и успешность выступления команды
  47. Оценка групповой сплоченности
  48. Потребности в общении и достижении в группах
  49. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  50. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований



Некоторые из только что рассмотренных общих принципов изучались и в спорте. Кроме того, в экспериментальных и клинических исследованиях изучались специфические проблемы активации спортсменов. Так, Ренольд измерял показатели крови у членов студенческой команды гребцов до тренировки. У гребцов были зарегистрированы значительные изменения количества эйзинофилов. Перед участием в гонках у гребцов, рулевых и у тренера отмечались выраженные сдвиги в состоянии организма, вызванные предстоящим стрессом.

Хармон и Джонсон обнаружили заметные изменения кровяного давления и других показателей возбуждения у 42 футболистов перед матчами. Учащение пульса было зафиксировано у 5 хорошо подготовленных спортсменок-бегуний в исследовании Скубик и Хильгендорф, при этом 59% величины физиологической адаптации к предстоящим забегам было выявлено задолго до начала соревнований благодаря действию эмоциональных факторов. Козар обнаружил существенные изменения в частоте пульса у спортсменов перед началом состязаний в лазанье по канату, однако этот показатель оказался неинформативным в предсказании результатов выступления.

Спортивные психологи в Восточной Европе также проявляли значительный интерес к этой стороне спортивной деятельности. Например, с 1920 г. ученые в Советском Союзе исследовали различные аспекты этой проблемы, включая уровень возбуждения спортсмена за несколько дней, недель и месяцев до начала соревнований, и физиологические показатели, сопровождающие активацию в предсоревновательный период, и способность спортсмена регулировать свой уровень возбуждения перед соревнованием либо самостоятельно, либо с помощью специалиста с тем, чтобы достичь оптимального уровня. В связи с последней проблемой спортивные психологи (так же как и тренеры) стремились к тому, чтобы спортсмен не достигал своего пика слишком рано или слишком поздно. Этих же психологов интересовало время сосредоточения спортсмена перед соревновательным подходом. Они провели глубокое изучение этого параметра, поскольку он отражает качество последующей деятельности.

В течение целого ряда лет, ученые, интересующиеся проблемой активации в спорте, формально и неформально изучали различные медицинские, психотерапевтические, психологические, физиологические, а иногда и мистические методы регуляции возбуждения. Некоторые из этих методов будут рассмотрены ниже.

Интересные исследования были посвящены изучению проблем активации, возникающих у спортсмена, который неожиданно сталкивается с изменениями требований к выполняемым физическим усилиям - их надо либо снизить, либо резко повысить. Допустим, спортсмена подготовили к выступлению в беге на определенный день и в установленный час. При этом у него тщательно регистрируются показатели активации. Однако, когда наступает день и час выступлений, спортсмену говорят, что дистанция кросса не такая трудная, как предполагалось, или время старта переносится с 16 часов на 17. В других случаях использовалась обратная тактика. Спортсмену до соревнований говорят, что ему надо бежать в 3/4 силы, а когда наступает время старта, требуют показать максимальный результат. И снова регистрируются соответствующие физиологические показатели.

Как и следовало ожидать, спортсмены высокого класса лучше регулируют уровни активации при неожиданных изменениях требований к интенсивности или времени приложения усилий. Они могут успокоиться и затем вновь достигнуть нужного уровня возбуждения быстрее, чем спортсмены, имеющие меньший опыт.

Неожиданные изменения во времени и интенсивности физических усилий - довольно частое явление в реальных условиях соревнований (например, откладывается на более поздний час выступление в каком-либо виде легкой атлетики или игра переносится на другой день). Поэтому такие исследования, хотя они и неприятны спортсменам, могут помочь лучше подготовиться к стрессовым ситуациям, характерным для спорта. Подобные ситуации в значительной мере влияют на уровень возбуждения спортсмена, а это, в свою очередь, связано с результатом выступления.

Длительная и кратковременная подготовка спортсмена и активация

Ванек и другие исследователи предложили разделить предсоревновательный период на четыре фазы по уровню активации и предстартовой напряженности. Первая фаза включает в себя достаточно длительный период и начинается, когда спортсмен принимает решение о выступлении в конкретных соревнованиях. Эта фаза может длиться недели и даже месяцы, предшествующие соревнованию, и сопровождаться признаками нервозности, раздражительности, бессонницы и физиологическими изменениями, указывающими на повышенные уровни возбуждения, например колебаниями кровяного давления.

Вторая фаза охватывает кратковременный период - от тренировки до соревнования. Здесь возможно применение различных тактических вариантов, которые могут благоприятно (или неблагоприятно) повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению.

Третья фаза - стартовое состояние - наступает при включении спортсмена в атмосферу соревнований. В этот момент неопытные спортсмены обычно или перевозбуждаются, или впадают в состояние апатии, или иначе проявляют физиологические и психологические признаки стресса.

И, наконец, возникают условия активации непосредственно в соревновательной деятельности. Обычно во время длительной гонки или игры, а также между отдельными попытками в легкой атлетике, гимнастике или фигурном катании наблюдаются изменения в уровне активации. По данным исследований, в этот период спортсмен должен либо сам управлять своим состоянием, либо получать помощь со стороны. В этом завершающем периоде активации время, которое имеется в распоряжении у спортсмена между попытками максимального приложения усилий, является наиболее важным для него. Иногда продолжительность этих периодов не зависит от спортсмена, тогда как в других случаях у него есть какой-то запас времени, например между попытками в прыжках в высоту или подходами к штанге.

Болгарский спортивный психолог Филип Генов тщательно изучил скорость выполнения штангистами отдельных движений во время соревнований, когда они находятся в состоянии «мобилизационной готовности». Он обнаружил, что перед удачными попытками на помосте спортсмены быстрее выполняли задания в лабораторных условиях, чем перед неуспешными.

Таким образом, было установлено, что успешное выступление в этом сложном и взрывном виде спорта зависит от достижения спортсменом высоких уровней активации еще до подхода. Исследования Генова (охватывающие 10-летний период изучения борцов, гимнастов легкоатлетов, гребцов, футболистов, а также тяжелоатлетов и баскетболистов) касались и особенностей внимания спортсменов во время соревнований и в перерывах между попытками. Адекватная мобилизация (активация) связана с подготовкой спортсмена, его психическим состоянием, степенью трудности задачи, его общим состоянием здоровья, а также продолжительностью времени, затрачиваемого спортсменом на сосредоточение перед выполнением попытки. В 1965 г. он, например, зафиксировал время сосредоточения советского тяжелоатлета Л. Жаботинского на чемпионате мира в Тегеране. Оказалось, что перед тремя последними подходами (и самыми успешными) время сосредоточения было значительно больше (70 сек.), чем перед двумя первыми упражнениями (рывок и жим) - соответственно 40 и 50 сек.

Аналогичные исследования были проведены в Советском Союзе с фиксацией времени сосредоточения перед каждой попыткой Валерия Брумеля, бывшего чемпиона мира в прыжках в высоту. Генов и другие спортивные психологи в Болгарии и Советском Союзе исследовали также время между попытками как функцию разминки до или во время соревнований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.137.75 (0.007 с.)