Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности в общении и достижении в группах



В группах рабочих и бригадах обычно бывают люди с самыми различными потребностями. К двум наиболее важным и, очевидно, тесно связанным между собой потребностям членов групп рабочих, как и спортивных команд, относятся потребности в общении (близких и теплых личных отношениях) и в хороших социальных (деловых) отношениях между членами.

В таких группах также есть потребность в выигрыше или по крайней мере в такой деятельности, которую члены команды и болельщики будут считать успешной. В некоторых командах эта потребность в успехе и победе довольно сильно выражена. Сосредоточенность на предстоящем соревновании отражается и на их общении между собой. Тренировки проходят по-деловому, спортсмены мало дурачатся и шутят. Члены других команд, наоборот, не столь озабочены победой, и их вполне может устраивать то обстоятельство, что они члены этой команды, и радовать даже возможность носить ее форму.

Пока не были проведены специальные исследования, в которых эти потребности сопоставлялись с успехом команды, обычно предполагалось, что на успешное решение задачи влияют различные факторы, которые в значительной мере зависят как от характера межличностных отношений (взаимных симпатий), так и от потребности группы в достижении высокого результата в предложенной задаче. Потребность в дружеском общении и потребность в достижении успеха рассматривались как взаимно дополняющие одна другую.

Эта теория имела примерно следующий вид:

Потребности в общении

=

Более тесное сотрудничество, более активная работа на тренировках и т.д.

=

Лучшее командное взаимодействие

=

Успех в игре или соревновании

К удивлению многих, исследования, начало которым положили две работы Фидлера, выполненные в начале 50-х годов, показали, что потребность в общении и ориентация на достижение успеха не всегда взаимно полезны. В первоначальном исследовании на 14 баскетбольных командах Фидлер попросил всех игроков выполнить два задания.

1. Заполнить опросники, содержащие 100 суждений, характеризующих различные личностные качества и их противоположности, отметив «наиболее и наименее типичное для них». Суждения включали такие высказывания, как: «Мне нравятся люди, которые не беспокоятся обо мне», «Люди часто обращаются ко мне как к лидеру» и «Я могу легко выйти из себя, когда меня на это провоцируют».

2. Заполнить так называемые «индексы межличностного восприятиям. Тем же игрокам были предложены еще два опросника, с помощью которых они должны были «предсказать, как оценит себя игрок, с которым вы взаимодействуете лучше всего и хуже всего».

На основании данных этих трех опросов (самооценки игрока и оценка наименее предпочитаемого партнера) были выявлены следующие показатели: а) индекс различий между самооценкой и оценкой наиболее предпочитаемого партнера и б) различия в восприятии игроком характеристик наиболее и наименее предпочитаемого партнера.

Затем эти показатели были сопоставлены со степенью успеха, достигнутого каждой из команд в середине и в конце сезона. Оказалось, что у членов более успешно выступающих команд были обнаружены незначительная или умеренная тенденция критически оценивать наименее предпочитаемого партнера и существенные различия в восприятии наименее и наиболее предпочитаемых партнеров. Иными словами, команды, члены которых имели показатели, указывающие на низкую потребность в дружеских отношениях, выступали успешнее (по соотношению выигранных и проигранных матчей), чем команды, в которых личностные качества наименее и наиболее предпочитаемых партнеров оценивались примерно одинаково и в которых были игроки с потребностью в теплых и близких межличностных отношениях.

Г. Ленк также привел данные о том, что «достижение высокого результата возможно, несмотря на внутренние конфликты» в противовес обычному представлению о том, что команды будут действовать результативнее, только когда между спортсменами установлены близкие дружеские отношения. Ленк исследовал экипаж восьмерки по академической гребле - чемпионов ФРГ с 1962 по 1964 г. и обнаружил серьезный внутригрупповой конфликт. Команде предсказывали раскол на две враждующие группировки. Эти данные подтверждались не только выраженной полярностью лидерства, но и социометрическими выборами и отказами. Эти проблемы в команде еще более обострились с началом соревнований. Однако, несмотря на межличностные конфликты и внутригрупповую напряженность, эта команда выиграла чемпионат Европы в 1963 г., а в 1964 г. завоевала серебряную олимпийскую медаль.

Ленк пришел к выводу, что если развитие конфликта идет параллельно с улучшением спортивной деятельности, то эти внутренние конфликты, по-видимому, помогают улучшить показатели. Он также подчеркивал, что уровень техники командной гребли на тренировках за эти годы был очень высоким.

В 1963 г. мы провели исследование групп, в которых потребности в общении и достижении успеха не совпадали. Было обнаружено, например, что членам групп, специально собранным для решения задачи (прохождение лабиринта), практически было не о чем говорить между попытками. Они обсуждали способы прохождения, время, затраченное на попытки, варианты маршрутов и больше ни о чем не говорили. И действительно, у них было мало общего. Когда же задачу выполняли члены студенческой общины, то, собираясь вместе между попытками для обсуждения лучших способов решения предложенной задачи, они почти не касались этой довольно прозаической темы. Вместо этого они обсуждали главным образом последние события и новости, слухи в общине и другие проблемы, представляющие взаимный интерес и не связанные непосредственно с задачей.

Данные наших исследований, так же, как и результаты, полученные Ленком и Фидлером с его сотрудниками, были подтверждены в работе Р. Мартенса (1970) из Иллинойского университета. Целью его исследования было также определение относительного влияния мотивов общения и достижения в 144 баскетбольных командах, в которых играло более 12 000 студентов колледжей. Как и другие исследователи, он обнаружил, что команды с выраженной ориентацией игроков на дружеские отношения выступали менее успешно (по количеству выигранных встреч), чем те, в которых потребность в общении и дружеских отношениях у игроков была либо умеренной, либо низкой. Как и следовало ожидать, команды с высокой мотивацией достижения выступали успешнее тех, где у игроков ориентация на задачу была умеренной или низкой.

Однако комментировать результаты этих исследований следует с некоторой осторожностью. Например, критерии успеха разрабатываются на основе заранее обдуманного обсуждения и согласия, к которому пришли как команда, так и тренер. Иными словами, в некоторых командах дружеские отношения ценят больше, чем выигрыш, и тогда команда достигает успеха в установлении тесных межличностных отношений, формирующихся благодаря совместным усилиям, деятельности. Мартене обнаружил, что в командах с высокой потребностью в дружеских связях игроки выражают большую удовлетворенность своей деятельностью по сравнению с командами, где эта потребность была ниже, несмотря на одинаковое соотношение выигранных и проигранных матчей.

Как уже отмечалось ранее, интерпретация и практическое использование этих результатов затруднительны, поскольку во время спортивного сезона многие социальные мотивы, групповые отношения и уровень притязаний в команде претерпевают существенные изменения. То же происходит, когда предпринимается попытка выявить практические принципы на основе обзора литературы по мотивации достижений и потребности в межличностных связях у членов спортивных команд. Многие исследователи отмечали, что каждый тренер интуитивно определяет успешно выступающую команду. С увеличением продолжительности взаимодействия и достижением успеха внутренняя сплоченность команд становится более выраженной. Люди обычно ценят тех, кто им либо помогает, либо просто находится рядом в выигрышных ситуациях.

В исследованиях были сформулированы две гипотетические модели, которые требовали более существенного подтверждения для их официального оформления.

Согласно одной модели, к наиболее сплоченным командам относятся такие, которые выступают либо умеренно успешно, либо умеренно неуспешно, с соотношением выигрышей и проигрышей соответственно 8:3, 9:4 или 4:7, 5:7. В этих случаях команды испытывают умеренный стресс (им надо или выигрывать дальше, или избежать дальнейшего поражения), который способствует сплочению членов команды, сближая их между собой.

С другой стороны, успешно выступающие команды, как и те, которые обычно проигрывают, в процессе соревновательного сезона становятся менее сплоченными. Стресс, связанный с необходимостью продолжать успешно выступать, достигать высоких результатов или избегать постоянного проигрыша, может изменить межличностные отношения между игроками и тренерами. В таких командах часто можно наблюдать эффект «козла отпущения», когда руководителей команды или отдельных спортсменов обвиняют за систематические неудачи или, если речь идет об успешно выступающей команде, за проигрыш «в решающей встрече»*.

* Проблемы межличностных отношений в успешно выступающих командах скорее всего возникают, когда игроки в начале сезона считали, что могут выиграть самые высокие титулы, а на самом деле не сумели этого добиться. С другой стороны, в успешно выступающих командах, которые не выиграли решающий матч и чьи групповые притязания в начале и середине сезона были невысокими, подобных проблем может и не возникнуть.

Вторая модель разработана на основании анализа имеющихся данных. Команда, игроки которой нацелены на успешное решение задачи, может добиться в начале сезона заметного успеха, выиграв значительное число игр. Такой совместно достигнутый успех после окончания сезона будет не только способствовать повышению сплоченности, но и усилит социальное взаимодействие членов команды. Они будут испытывать большую симпатию друг к другу (что обычно характерно для людей в ситуациях успеха), и по мере увеличения этих взаимных симпатий потребности в дружеских отношениях и общении могут также повышаться. Таким образом, в течение сезона повышенная потребность в общении может вызвать отрицательный эффект (интерференцию). Повышенный «социальный шум» может мешать мыслям и разговорам, связанным с тренировкой, удачным выступлением команды, разработкой тактических планов. Игроки будут относиться лучше к тем, кто вносит меньший вклад в успех команды, чтобы не нарушать дружеских отношений, которые приобрели большое значение. И тогда по мере успешных выступлений команды игрокам станет все труднее выигрывать встречи. Тренеру придется все чаще разбирать конфликты между членами команды. Все чаще и чаще на «моторное взаимодействие» игроков (кто кому отдает передачу) будут влиять дружеские предпочтения и симпатии, которых в начале сезона практически не было.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.182 (0.006 с.)