Содержание книги

  1. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  2. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  3. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  4. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  5. Методы изучения личности спортсмена
  6. Тесты для исследования черт личности
  7. Принципы личностного обследования спортсменов
  8. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  9. Черты личности в спортивных группах
  10. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  11. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  12. Перечень потребностей по Мюррею
  13. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  14. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  15. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  16. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  17. Глава 9. Агрессивность в спорте
  18. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  19. Направления, Теории и причины агрессивности
  20. Глава 10. Активация (возбуждение)
  21. Основные результаты исследований
  22. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  23. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  24. Тревожность и результативность деятельности
  25. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  26. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  27. Социальный статус и мобильность
  28. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  29. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  30. Лидер, ориентированный на задачу
  31. Лидер, ориентированный на группу
  32. Восприятие спортсменами тренера как лидера
  33. Таблица 2:реакции спортсменов на Деятельность тренера в (%)
  34. Глава 14. Зрители и болельщики
  35. Зрители и их влияние на выполнение двигательных задач
  36. Изменение характера двигательных навыков под воздействие реакции зрителей
  37. Отрицательное влияние присутствия зрителей
  38. Глава 15. Групповое взаимодействие в командах
  39. Умеренно структурированное членство
  40. Схема примерной Классификации спортивных команд по типу взаимодействия между их членами (от невзаимосвязанной до взаимосвязанной деятельности)
  41. Уровень притязаний и Потребности достижений в группе
  42. Распределение передач и успешность выступления команды
  43. Оценка групповой сплоченности
  44. Потребности в общении и достижении в группах
  45. Устойчивость группового членства, коммуникация и размер группы
  46. Внутригрупповое и межгрупповое соревнование
  47. Физическое взаимодействие в спортивных командах
  48. Глава 16. Направления будущих исследований
  49. Неврологические основы двигательных навыков
  50. Частичный перечень возможных факторов по трем выделенным категориям


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неврологические основы двигательных навыков



ИНТЕЛЛЕКТ СПОРТСМЕНОВ

По-видимому, существует некоторый минимальный показатель интеллектуального развития (обычно около 110-120), ниже которого совершенствование спортивного мастерства становится затруднительным.

Некоторые спортивные психологи в Европе предлагали программы специальной интеллектуальной тренировки в навыках, которые, на их взгляд, нужны в различных видах спорта. Например, оперативная память, необходимая слаломисту для запоминания порядка и особенностей расположения ворот при подъеме на гору, совершенствовалась в специальных лабораторных условиях при решении сходных задач, требующих проявления краткосрочной последовательной памяти.

Спортсмены в Европе занимаются и так называемой тактической подготовкой, в ходе которой им быстро показывают слайды (диапозитивы) с изображением реальных соревновательных ситуаций и предлагают, глядя на изображение, высказать свое мнение о том, что произойдет в следующий момент. Что предшествовало ситуации, изображенной на диапозитиве? Как бы они поступили, играя в нападении или в защите в конкретной ситуации? При этом оцениваются точность и быстрота ответов спортсменов. Этот метод применяется не только для формирования тактических навыков, но и для оценки потенциальных возможностей спортсменов.

Однако в литературе нет систематического анализа зависимости между «игровым чувством» и интеллектом в различных видах спорта и спортивных дисциплинах. Человеческий интеллект представляет собой чрезвычайно сложный компонент личности. Джон Гилфорд провел исследование, которое показало, что можно выделить 145 отдельных уникальных параметров человеческого интеллекта*. По-этому просто сказать, что индивид (спортсмен) обладает высоким или низким интеллектом, было бы чрезмерным упрощением. Необходимо сначала соотнести некоторое сочетание различных характеристик интеллекта с конкретными требованиями, предъявляемыми к спортсмену в жизни и в его виде спорта, и уже тогда решить, в какой мере он разумно адаптируется в своей среде.

* Подробный анализ физических упражнений и спорта в связи с интеллектом приведен в другой книге В. Дж. Кретти - «Физическое выражение интеллекта», в главе 5 - «Интеллект и спортсмен высокого класса».

Однако сейчас пока невозможно с уверенностью сказать, что какая-то программа совершенствования интеллекта и мышления сформирует именно эти способности либо даст объективную информацию о связи интеллектуальных способностей с требованиями специфических видов спорта.

По-видимому, специальная глава могла бы быть посвящена неврологическим основам двигательных навыков. В настоящей книге не обсуждалась с достаточной подробностью информация из области физиологической психологии, хотя основательные знания о том, как передаются нервные импульсы, могут помочь лучше понять вопросы, касающиеся времени реакции и скорости движений у спортсменов. Тренеру также может быть полезна информация о том, как скрытые рефлексы иногда способствуют, а иногда мешают обучению и выполнению произвольных движений.

Например, некоторым двигательным навыкам можно сравнительно легко обучить, тогда как другие, которые, казалось бы, очень похожи по своей структуре, приобретаются значительно сложнее. По-видимому, это справедливо, поскольку некоторые действия совпадают с сочетаниями врожденных рефлекторных актов, которые проявляются, когда спортсмен находится в условиях стресса и прилагает максимальные усилия или в состоянии относительной невесомости (например, при плавании или в прыжках на батуте).

К навыкам с естественными движениями, например, относится плавание способом на боку, при котором выпрямление верхней ноги осуществляется одновременно со сходным движением нижней руки. Это движение напоминает выработанное у нас разноименное движение рукой и ногой при ходьбе - при движении левой ногой вперед также вперед выносится правая нога. Освоение многих навыков значительно облегчается, если тренер использует это уже выработанное согласование движений. Баскетболисты эффективнее выполняют подбор мяча у щита и активнее толкаются ногами, если специально обращают внимание на одновременное активное движение рук. При поворотах пловцы отталкиваются ногами сильнее, когда вытягивание рук происходит одновременно с выпрямлением ног. Успех недавно разработанной техники прыжка в высоту с разбега способом «фос-бери-флоп» может быть связан не только с более совершенной механикой движения, но также и с возможностью более активного выталкивания ногой за счет одновременного откидывания головы назад. При выполнении большинства других прыжков это выпрямление головы и шеи назад во время толчка обычно не наблюдается.

Эта общая тенденция облегчения движения ног при выпрямлении рук в ряде случаев затрудняет освоение других навыков. Например, спортсмен, начинающий разучивать на батуте сальто назад, должен сначала научиться откидывать голову назад для начала вращательного движения в верхней фазе прыжка и одновременно сгибать ноги, группируясь. Аналогичная проблема возникает у гимнаста, разучивающего на перекладине соскок сальто назад согнувшись, когда он, отпуская перекладину, вначале прогибается, откидывая голову назад, а затем сгибается в тазобедренных суставах, чтобы обеспечить необходимое вращательное движение.

Однако для более подробного анализа этих вопросов необходимо провести специальные исследования и, может быть, написать другую книгу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.85 (0.007 с.)