Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Зрители и болельщикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРАМ Информация, о которой говорилось выше, может быть по-разному использована тренером как при анализе им своей деятельности в качестве лидера, так и при наблюдении за лидерами и ведомыми среди своих воспитанников. 1. В целом самые эффективные лидеры обычно те, кто лучше других понимает роль лидеров и ведомых, а также могут оценить относительный статус членов группы. Поэтому тренер должен стремиться не только сформировать у себя такое понимание, но и выявлять лидеров среди членов команды, которые проявляют большую социальную чувствительность. 2. Тренер должен оценивать и свою роль лидера с точки зрения параметра ориентации на задачу или на межличностные отношения. Если окажется, что он ориентирован главным образом на задачу, то ему следует учесть как сильные, так и слабые стороны этой позиции и, может быть, выбрать помощника или капитана команды, который дополнял бы его установки и ориентацию. 3. Тренеру следует выбирать капитана не путем выявления популярности его у различных членов команды, а попытаться определить формальными и неформальными способами, кого в группе считают наиболее способным помочь достижению общегрупповых целей. Так, лидеры в школе или в профессиональной команде не всегда подходят для выполнения роли лидеров в команде. 4. Тренер, как лидер команды с очевидными признаками власти, и лидер-спортсмен должны суметь сформировать у себя правильное отношение к умеренной внутригрупповой напряженности и конфликтам, возникающим между членами команды. Наличие умеренных межличностных конфликтов, по-видимому, свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, чем на межличностные отношения, что обычно характерно для групп, выступающих более успешно. 5. Тренер, ставящий перед собой задачу добиться успеха, должен быть в состоянии выдержать тяготы временной непопулярности во время напряженных тренировок и отказаться от шуток и дурачества ради серьезных и длительных успехов в предстоящих соревнованиях. Если окажется, что тренер, стремящийся к достижению успеха, работает с командой, члены которой ориентированы главным образом на установление хороших дружеских отношений, ему следует быть готовым к возможным огорчениям и необходимости замены ряда спортсменов с выраженной межличностной ориентацией на игроков, чьи установки более соответствуют его собственным. Если же у игроков большая потребность в достижении успеха, а тренер ориентирован на межличностные отношения, то ему придется быть готовым к появлению известной враждебности и критики со стороны спортсменов*. * Мне довелось быть свидетелем этого по крайней мере в двух командах. В одном случае игроки даже устроили собрание, пригласили тренера и предложили ему «перестроиться». 6. В индивидуальных видах спорта спортсмену может потребоваться большая эмоциональная поддержка со стороны тренера-лидера, в отличие от командных видов спорта, где помощь, поддержка и даже технические указания спортсмен может получить у своих партнеров. Результаты исследования, проведенного в Канаде, позволяют предположить, что спортсмены в индивидуальных видах спорта более критично относятся к своим тренерам, чем спортсмены в командных видах. 7. Имеющиеся данные показывают, что представление тренеров о себе может и не совпадать с тем, как оценивают их личностные особенности и профессиональные знания спортсмены. Поэтому тренерам необходимо проанализировать свое поведение и деятельность с помощью различных средств (видеозаписей, киносъемки, в ходе стандартизированных и нестандартизированных опросов и бесед), чтобы привести их в соответствие со своим представлением о себе. И действительно, даже сама попытка к самосовершенствованию поможет сформировать положительное отношение к тренеру со стороны спортсменов. РЕЗЮМЕ Лидерство больше зависит от ситуации и различных случайных факторов, чем от особенностей личности самого лидера. Лидеры успешно выступающих спортивных групп обычно больше ориентированы на решение задачи, чем на теплые межличностные отношения. Лидерство в спорте, как и в различных рабочих группах и бригадах, чрезвычайно специфично и тесно связано с задачей и с тем, как отдельные члены группы помогают успешному решению общегрупповой задачи. В спортивных командах, члены которых действуют самостоятельно, не взаимодействуя с другими, по-видимому, потребуется более существенная помощь со стороны тренера, чем в командных видах спорта. Более того, в индивидуальных видах спорта спортсмен более критически оценивает деятельность своего тренера, чем члены команды, непосредственно взаимодействующие друг с другом в ходе соревнований. Имеющиеся данные указывают на значительные расхождения между самооценками тренеров своей компетентности и мнением спортсменов. В целом тренер считает себя более эффективным лидером по сравнению со своими воспитанниками. Таким образом, лидерство представляет собой функцию общего социального контекста, включая и потребности членов группы, характер стоящей перед ними задачи, источник лидерства и его влиятельность (авторитет). Выступление спортсмена практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Внимательные товарищи по команде и тренер влияют на действия спортсмена во время тренировки. Даже одинокий бегун знает, что незримая аудитория, состоящая из его друзей, членов семьи и товарищей по команде, внимательно наблюдает за его выступлением. Присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревновании может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, тогда как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание. Исследовать и предсказать, какое именно влияние окажут зрители на психическое состояние и деятельность спортсмена, не всегда просто. Например, расположение зрителей - близко или далеко они находятся от спортсмена - может вызвать тонкие изменения в его нервно-мышечных реакциях. Аналогично этому, от отношения спортсмена к аудитории, от ее значимости для него зависит его выступление или его реакция в ответ на поведение и действия болельщиков. Еще более усложняет картину то обстоятельство, что в экспериментальных исследованиях обычно изучается влияние какого-либо фактора на деятельность спортсмена в строго контролируемых условиях. Когда же спортсмена окружают заполненные трибуны, то на него могут действовать бесчисленные факторы (выступает спортсмен один или в составе команды, величина шума зрителей, их количество и способность спортсмена не реагировать на замечания зрителей, обращенных к нему лично). Мне довелось работать со спортсменами, на которых хуже всего действовал шум толпы, независимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжелательные выкрики. Некоторые из этих спортсменов остро реагировали на каждый выкрик и оскорбительное замечание с трибун, другие же не обращали на них никакого внимания. Особенности личности участника также влияют на его реакцию на присутствие зрителей. Например, у спортсменов с высоким показателем личностной тревожности скорее будут обнаружены выраженные нарушения в деятельности, чем у низкотревожных спортсменов. Кроме того, спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрителей и показывают в этих условиях лучшие результаты. В изучении влияния зрителей на спортивную деятельность можно выделить два важных параметра: а) возраст и соревновательный опыт участника и б) характер задачи, стоящей перед участниками. Лой предложил систему классификации спортивных болельщиков, согласно которой следует выделить три типа: 1. «Первичные, основные олельщики» - чрезвычайно активно интересуются спортом и посещают соревнования*. * В спорте им соответствуют категории «производителей» - «первичных» (спортсмены), «вторичных» (тренеры и их помощники) и «третичных» («прихлебатели» команды). 2. «Вторичные болельщики» - регулярно следят по радио и телевидению за спортивными соревнованиями, но редко посещают стадионы. 3. «Третичные болельщики» - в отличие от 1-го и 2-го типов лишь обсуждают спортивные новости с другими и следят за выступлениями спортсменов по сообщениям прессы. С помощью этой системы классификации можно подробно проанализировать имеющиеся в настоящее время разновидности спортивных болельщиков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.0 (0.006 с.) |