Содержание книги

  1. Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)
  2. Глава 2. Психологические требования в спорте
  3. Классификация спортивной деятельности
  4. Антиципация * движений соперника или партнера
  5. Типология спорта, разработанная в США
  6. Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
  7. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  8. Социальная поддержка и стресс зрителей
  9. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  10. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  11. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  12. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  13. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  14. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  15. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  16. Общие соображения о планировании тренировок
  17. Подбор эффективных упражнений
  18. Основные принципы проведения тренировок
  19. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  20. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  21. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  22. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  23. Методы изучения личности спортсмена
  24. Тесты для исследования черт личности
  25. Принципы личностного обследования спортсменов
  26. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  27. Черты личности в спортивных группах
  28. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  29. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  30. Перечень потребностей по Мюррею
  31. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  32. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  33. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  34. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  35. Глава 9. Агрессивность в спорте
  36. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  37. Направления, Теории и причины агрессивности
  38. Глава 10. Активация (возбуждение)
  39. Основные результаты исследований
  40. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  41. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  42. Тревожность и результативность деятельности
  43. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  44. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  45. Социальный статус и мобильность
  46. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
  47. Рекомендации тренерам. Резюме. Глава 13. Лидерство в спорте
  48. Лидер, ориентированный на задачу
  49. Лидер, ориентированный на группу
  50. Восприятие спортсменами тренера как лидера


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резюме. Глава 6. Личность спортсмена



РЕЗЮМЕ

При определении понятия личности предполагается, что существуют достаточно устойчивые характеристики, которые отражают отношения индивида к себе, к социальным контактам, стрессорам и событиям окружающей среды. Проникновение в личность спортсмена может иметь важные последствия для успешной его деятельности, адаптации к условиям соревнований и общему эмоциональному самочувствию.

Личностные черты представляют собой в целом устойчивые компоненты целостной личности, которую можно, как мы полагаем, измерить с помощью многочисленных (более ста) видов тестов. Использование личностного тестирования в спорте предполагает формулировку некоторых принципов как в философском, так и в операциональном (практическом) плане. Например, представляется важным решить, какие именно цели достигаются тестированием личности. Должны ли они измерять и поддерживать необходимое нервно-психическое состояние спортсмена либо способствовать только повышению результата его спортивной деятельности. Более того, при проведении любого обследования, в программу которого включено изучение личности, необходимо объяснить спортсменам до начала тестирования смысл и назначение предполагаемых измерений. И далее, после сбора и анализа материалов следует индивидуально с каждым обсудить его результаты.

Исследование личности обычно должно быть по возможности всесторонним. В нем следует использовать широкий набор тестов и других методик, позволяющих изучать разнообразные типы социального, эмоционального поведения и собственно деятельности. Тестирование, кроме того, должно проводиться несколько раз в течение сезона (при условии, однако, что оно не отнимает у спортсмена слишком много времени).

Психологическое тестирование и особенно интерпретацию получаемых результатов должен проводить толъко квалифицированный психолог, систематически контактирующий с командой в течение достаточно продолжительного времени. Психолог команды, работающий в содружестве с тренерами и врачом команды, может внести важный вклад в успешное выступление команды, помочь росту достижений спортсменов в индивидуальных видах спорта, а также способствовать личностной адаптации спортсменов, постоянно подвергающихся действию различных стрессорных влияний как в жизни, так и на спортивной арене.

В последующих главах изложенные здесь принципы и подходы будут соотнесены с общими и специфическими ситуациями отдельных видов спортивной деятельности. Будут проанализированы исследования спортсменов высокого класса в различных видах спорта. Более подробно будут рассмотрены такие важные стороны личности спортсмена, как система мотивов, тревожность и агрессивность. Затем речь пойдет о том, как следует использовать данные личностного обследования в клинических интервью и беседах, консультациях психолога со спортсменом или тренера со спортсменом.

Большинство исследований в области нсихологии спорта, проводившихся за последние 30 лет, включало изучение личности спортсмена. При этом обычно пользовались методикой типа теста Кэттелла для оценки черт личности, а результаты часто представляли в виде профиля личности, основанного на средних показателях каждого подраздела теста. Иногда полученный профиль сопоставлялся с нормами, предварительно собранными для данной батареи тестов. К сожалению, подобного рода работы обычно носили фрагментарный и несистематический характер. Более того, поскольку различные исследователи применяли разные тесты (большинство из них было описано в предыдущей главе), то сравнение полученных ими результатов и формулирование общих принципов является довольно кропотливой работой.

Интерпретация подобного рода работ затрудняется еще и способами отбора испытуемых. Исследования часто проводились на небольшой группе испытуемых. Кроме того, не все исследователи могут даже дать четкое определение понятию «спортсмен». Таким образом, интерпретация результатов исследований, в которых проводилось сравнение черт личности спортсменов и неспортсменов, представляется почти невозможной. Является ли спортсменом лишь тот, кто принимает участие только в международных соревнованиях? Следует ли тщательно изучить вид спорта и принять во внимание масштабы страны, прежде чем дать оценку квалификации спортсмена, выбранного для участия в исследованиях? Можно ли сравнивать спортсмена, представляющего школу, в которой занимается около 150 учащихся, со спортсменом, участвующим в соревнованиях, проводимых между учебными заведениями, насчитывающими от 2000 до 3000 студентов?

Анализ всей имеющейся по этому вопросу литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Скорее, следует рассматривать отдельные виды спорта, при этом можно, особенно в легкой атлетике, установить, что определенные черты, по-видимому, характерны для спортсменов, специализирующихся в тех или иных видах легкоатлетической программы. В таких видах спорта, как футбол, в котором большинство участников выполняют сходные функции, удалось установить характерное сочетание черт личности. В других командных видах спорта (например, американский футбол), в которых функции игроков различаются достаточно широко, оценка черт личности не указывает на наличие определенного «типа», присущего участникам, или личностных изменений, происходящих в результате занятий данным видом спорта.

После рассмотрения качества и валидности имеющейся информации оказалось легче решить, в каких случаях не следует применять личностные тесты, чем то, как пользоваться этой информацией в спорте. Например, в настоящее время пока невозможно построить точный профиль личности обычного спортсмена или спортсмена высокого класса. Таким образом, с практической точки зрения, а также если рассматривать моральную сторону проблемы, нецелесообразно отчислять какого-либо спортсмена из команды или тренировать его с определенной целью, ориентируясь только на структуру его личности.

Однако, если занять более оптимистическую позицию, результаты личностных тестов все же могут иметь практическую ценность. Ниже приведены возможности применения этих данных (более подробно они рассматриваются в конце главы и в последующих разделах книги).

1. После проведения психологических исследований тренер может более эффективно работать со спортсменом. Поведение спортсмена во время тренировки или в стрессовой ситуации соревнования не будет для тренера неожиданностью.

2. Результаты тестирования личности могут быть использованы в индивидуальных беседах и консультациях для максимизации усилий в решении личностных проблем и сведения их к минимуму.

3. Если спортсмен знаком с теоретическими принципами, лежащими в основе проводимых тестов, и понимает значение полученных показателей, то он может более глубоко понять самого себя. Подобное понимание будет способствовать повышению его результатов, более серьезной работе на тренировках и более устойчивой эмоциональной адаптации.

4. Анализ различий в личностных профилях спортсменов в команде может служить для оптимизации их межличностных отношений и предотвращения возникновения нежелательных форм взаимодействия.

5. Показатели определенных черт личности вместе с результатами тщательного анализа бесед, автобиографических данных или данных проективных тестов могут помочь выявить членов команды, эмоциональная адаптация или состояние которых требуют особого внимания либо в данный момент, либо в ходе длительных тренировок или напряженных соревнований.

Несмотря на поверхностный характер имеющихся данных относительно черт личности спортсменов, в настоящей главе мы попытаемся решить две основные задачи: а) ознакомить читателя с имеющимися сведениями о личности спортсмена в различных спортивных группах и б) использовать эту информацию для того, чтобы помочь тренеру и спортсмену повысить эффективность тренировок и результативность выступлений.

В настоящей главе можно выделить три раздела:

1. Раздел, в котором рассматриваются отдельные черты личности и степень их выраженности у спортсменов различных специализаций. Особое внимание здесь уделяется таким чертам, как агрессивность, мотивация достижения, уровень экстраверсии, твердость характера, тревога, авторитарность, социальная сенситивность, забота о своей внешности.

2. Раздел, содержащий информацию о чертах личности, наблюдаемых у спортсменов в специфических видах спортивных групп: у женщин-спортсменок, у спортсменов высокого класса и средней квалификации, в командных и индивидуальных видах спорта, у молодых и опытных спортсменов, а также у занимающихся видами спорта, требующими непосредственного физического контакта.

3. В последнем разделе основное внимание уделяется значению, которое имеют личностные показатели для спортсменов и тренеров, и описанию способов и методик достижения оптимальной результативности и психического здоровья на основании личностного тестирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.41 (0.007 с.)