Социальная поддержка и стресс зрителей
Содержание книги
- Психология в современном спорте брайент дж. Кретти
- Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
- Книга полезная и ученым, и практикам
- Член-корреспондент академии педагогических наук СССР, профессор В. В. Давыдов
- Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)
- Глава 2. Психологические требования в спорте
- Классификация спортивной деятельности
- Антиципация * движений соперника или партнера
- Типология спорта, разработанная в США
- Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
- Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
- Социальная поддержка и стресс зрителей
- Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
- Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
- Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
- Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
- Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
- Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
- Глава 4. Проведение эффективных тренировок
- Общие соображения о планировании тренировок
- Подбор эффективных упражнений
- Основные принципы проведения тренировок
- Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
- Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
- Резюме. Раздел III. Личность и спорт
- Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
- Методы изучения личности спортсмена
- Тесты для исследования черт личности
- Принципы личностного обследования спортсменов
- Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
- Черты личности в спортивных группах
- Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
- Личностные особенности спортсменов различной квалификации
- Перечень потребностей по Мюррею
- Шкала оценки условий эффективной тренировки
- Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
- Мотивации, стимулирующие спортсмена
- Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
- Глава 9. Агрессивность в спорте
- Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
- Направления, Теории и причины агрессивности
- Глава 10. Активация (возбуждение)
- Основные результаты исследований
- Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
- Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
- Тревожность и результативность деятельности
- Раздел V. Социальные параметры в спорте
- Глава 12. Социальные факторы в спорте
- Социальный статус и мобильность
- Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса
Степень
Поощряемая прямая агрессивность
Ограниченная агрессивность
Косвенная агрессивность
Агрессивность, направленная против объектов
Агрессивность практически не наблюдается
Примеры
Бокс, американский футбол
Баскетбол, европейский футбол
Гандбол, теннис
Гольф, упражнения на снарядах
Фигурное катание, вольные упражнения
Социальная поддержка и стресс зрителей
Известны по крайней мере две шкалы, связанные с характеристикой социальных условий, в которых осуществляется спортивная деятельность. Одна из этих шкал отражает степень стресса зрителей, другая характеризует величину групповой поддержки, которую спортсмен может ощущать во время соревнований.
Стресс зрителей
Известно много характеристик роли зрителей в выступлении спортсмена, при этом между спортсменом и зрителями может существовать различная степень психологического контакта (близости).
Остановимся кратко на некоторых из этих характеристик, имея в виду, что роль зрителей достаточно подробно будет рассмотрена в главе 14.
Зрители, поддерживающие спортсмена во время выступления. Характер такой поддержки может быть самым различным. Однако поддержка спортсмена зрителями представляет собой психологический стрессор, который существенно отличается от стрессоров, воздействующих на спортсмена, когда его окружают недоброжелательные или нейтральные зрители.
Нейтральные зрители. Существуют многочисленные варианты реакций зрителей на выступление спортсмена, которые можно характеризовать как нейтральные. Из них можно выделить две подгруппы: 1) зрители, которые непосредственно присутствуют и наблюдают за выступлением спортсмена, но не выражают ему своей поддержки или враждебности, и 2) зрители, отсутствующие на соревнованиях, но которые, по мнению спортсмена, могут узнать о его выступлении из сообщений прессы и радио. К последней категории относятся: а) семья спортсмена, б) другие спортсмены, его будущие соперники и в) если это спортсмен международного класса, то спортсмены и тренеры, а также любители спорта в различных странах.
Недоброжелательные (враждебные) зрители могут выражать свою враждебность по-разному: выкрикивать неодобрения, а в ряде случаев применять непосредственные или косвенные действия и выпады. Подобного рода враждебность в некоторой степени может быть уменьшена, если среди зрителей есть болельщики, поддерживающие спортсменов или команду. Однако присутствие недоброжелательных зрителей создает психологический климат, отличающийся от ситуации, когда спортсмен выступает при отсутствии зрителей или когда его поддерживают болельщики.
Во время соревнований отношение зрителей к спортсмену может резко изменяться. Степень получаемой от зрителей поддержки, их одобрение или неодобрение и даже открытая враждебность оказывают заметное влияние на качество и результат выступления спортсмена и команды.
|