Содержание книги

  1. Психология в современном спорте брайент дж. Кретти
  2. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  3. Книга полезная и ученым, и практикам
  4. Член-корреспондент академии педагогических наук СССР, профессор В. В. Давыдов
  5. Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)
  6. Глава 2. Психологические требования в спорте
  7. Классификация спортивной деятельности
  8. Антиципация * движений соперника или партнера
  9. Типология спорта, разработанная в США
  10. Шкалы для оценки психологических стрессов в спорте
  11. Шкала оценки степени агрессивного поведения в спорте
  12. Социальная поддержка и стресс зрителей
  13. Характер социальной поддержки. Степень стресса зрителей. Тип стресса. Примеры
  14. Характер психологической поддержки, оказываемой спортсмену на соревновании
  15. Уровень стресса, связанного с фязнчееким усилием и точностью выполнения движений
  16. Раздел II. Формирование двигательных навыков и проведение эффективного тренировочного процесса
  17. Глава 3. Двигательная Деятельность и навыки
  18. Основные двигательные характеристики: время реакции и скорость движения
  19. Глава 4. Проведение эффективных тренировок
  20. Общие соображения о планировании тренировок
  21. Подбор эффективных упражнений
  22. Основные принципы проведения тренировок
  23. Проведение тренировок в индивидуальных видах спорта
  24. Командные виды спорта: некоторые рекомендации по проведению тренировок
  25. Резюме. Раздел III. Личность и спорт
  26. Глава 5. Личность и спорт: смысл и Измерение
  27. Методы изучения личности спортсмена
  28. Тесты для исследования черт личности
  29. Принципы личностного обследования спортсменов
  30. Резюме. Глава 6. Личность спортсмена
  31. Черты личности в спортивных группах
  32. Личностные изменения, связанные с занятиями спортом
  33. Личностные особенности спортсменов различной квалификации
  34. Перечень потребностей по Мюррею
  35. Шкала оценки условий эффективной тренировки
  36. Формирование поведения спортсменов посредством поощрений
  37. Мотивации, стимулирующие спортсмена
  38. Раздел IV. Активация, агрессивность, тревожность
  39. Глава 9. Агрессивность в спорте
  40. Cопоставление санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
  41. Направления, Теории и причины агрессивности
  42. Глава 10. Активация (возбуждение)
  43. Основные результаты исследований
  44. Активация в спорте. Данные экспериментальных исследований
  45. Методы регуляции уровня возбуждения у спортсменов
  46. Тревожность и результативность деятельности
  47. Раздел V. Социальные параметры в спорте
  48. Глава 12. Социальные факторы в спорте
  49. Социальный статус и мобильность
  50. Национальные условия и забота о спортсменах высокого класса


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессор Б. Дж. Кретти (калифорния, лос-анджелес)



Профессор Б. Дж. КРЕТТИ (Калифорния, Лос-Анджелес)

Вернуться к оглавлению

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Глава 1. Психологические и социальные аспекты тренировки
    • Практический выход
    • Резюме

 

  • Глава 2. Психологические требования в спорте
    • Классификации спортивной деятельности
    • Резюме

Две главы этого раздела знакомят читателя с основными путями использования данных психологических исследований непосредственно в спортивной деятельности.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ

Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, а также вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Монотонность работы на современных промышленных предприятиях, присущая многим профессиям, порождает потребность в снятии напряжения при помощи увлекательных видов спорта. Стремление к физическому совершенству и атмосфера соревнований вызывают повышенный интерес к спорту и во многих развивающихся странах.

Активная физическая деятельность немыслима без стремления овладеть мастерством. Поскольку соревнование неотделимо от спорта, большинство участников ставят перед собой задачу либо превзойти соперников, либо улучшить свои собственные достижения.

Хотя это стремление к самосовершенствованию иногда реализуется спортсменом и в одиночку, однако в большинстве случаев ему в этом помогает тренер или преподаватель. Помощь со стороны тренера или преподавателя может быть самой различной по форме, содержанию и качеству. Тренер может сам заниматься какой-либо формой активного отдыха в свободное от работы время и обучать команду детей на близлежащей от его места жительства игровой площадке. С другой стороны, тренер может, обучаясь в колледже, пройти специализацию по физическому воспитанию, а затем совершенствовать свое мастерство без отрыва от основной работы уже после окончания учебы.

Основной формой подготовки тренеров в США с конца XIX века в большинстве колледжей были факультативные курсы по физическому воспитанию с практической и прикладной направленностью. Будущих тренеров обучали традиционным видам спорта и методике их преподавания. Кроме того, студенты осваивали ряд научных дисциплин с целью более глубокого знакомства с основными параметрами человеческой деятельности. В большинстве случаев эти спецкурсы касались биомеханики и физиологии движений. До конца 50-х годов вопросы психологии спортивной деятельности практически отсутствовали в программах подготовки специалистов по физическому воспитанию.

Однако с начала 60-х годов значительно повышается интерес к психологическим и социальным характеристикам спортивной деятельности. Это стремление к получению информации от наук, изучающих поведение человека, объясняется, по-видимому, целым рядом причин:

1. Появились публикации и книги*, в которых объяснялось, как информация и данные психологических исследований могут помочь лучше понять спортивную деятельность.

* Книга «Психология спортсменов» была написана в 1922 году Коулмэном Гриффином из Иллинойского университета. Однако эта книга оказала незначительное влияние на тренеров и спортивных педагогов того времени.

2. Ряд ведущих психологов спорта в США, в частности Фрэнклин Хенри и Артур Слейтер-Хэммел, защитившие докторские диссертации по психологии, начали заниматься серьезными и систематическими исследованиями в этой области, разработав специальные программы для повышения квалификации специалистов.

3. Оживились международные связи и контакты между видными спортивными психологами Англии, Италии, Японии и социалистических стран.

Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции в ряде городов Советского Союза были созданы лаборатории, в которых проводились исследования по психологии спорта. Международные конференции, состоявшиеся в середине и в конце 60-х годов, способствовали повышению интереса спортивных педагогов и психологов к этим проблемам и в странах Западной Европы.

Научный интерес к психологии спорта проявлялся в различных формах. Появились публикации и книги, написанные с позиций врачей-клиницистов. Их авторы, в большинстве своем психиатры, встречались со спортсменами в ходе своей практической работы.

Другая большая группа специалистов в различных странах придерживалась экспериментально-описательного подхода. Среди применяемых ими методик были личностные шкалы и шкалы для оценки отдельных черт спортсменов (тревожности, агрессивности и др.), интеллекта, тесты для оценки различных сенсомоторных и перцептивных характеристик. На основании результатов этих исследований были предприняты попытки «создать портрет» спортсмена вообще и спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, сравнить спортсменов мужчин и женщин, а также спортсменов с людьми, не занимающимися спортом.

Попытки ученых исследовать психологические параметры спортивной деятельности были немногочисленными и в большинстве случаев фрагментарными. Этим работам обычно не хватало четкой и основательной теоретической позиции, они, как правило, не являлись результатом систематических и целенаправленных исследований.

К счастью, в публикациях спортивных педагогов, психологов, социальных психологов и социологов все же имеется некоторая информация, косвенным образом связанная со многими психологическими и социальными параметрами спортивной деятельности. Небольшие же экспериментальные исследования, выполненные психологами в лабораторных условиях, даже косвенно не имеют непосредственного отношения к каким-либо аспектам занятия физическими упражнениями.

Многочисленные исследования и попытки построения теории среднего уровня были направлены на выяснение того, как формируются и совершенствуются двигательные навыки. Данные по этому вопросу обобщены в первом разделе книги, в котором тренер рассматривается как специалист, обучающий спортсменов сложнокоординированной двигательной деятельности. Информация такого плана может служить лишь ориентиром для оптимизации программ тренировки в подготовительном периоде, а также для совершенствования тренировочного процесса и эффективного использования специальных упражнений при формировании двигательных навыков.

Спортсмен часто подвергается воздействию различных стрессоров. Он, как и все мы, эмоционален. Поэтому литература, рассматривающая вопросы, связанные с личностью, мотивацией, установками и эмоциональным возбуждением, представляет потенциально важное значение для спортивного педагога, тренера. Материал второго раздела книги касается именно этих важных сторон человеческой личности.

Спортсмен постоянно испытывает явные и скрытые влияния социальной среды, в которой он тренируется или выступает в соревнованиях. Его партнеры по команде помогают или мешают ему, зрители поддерживают или освистывают. Его жена и родственники, наблюдая за его выступлениями, невольно включаются в борьбу, часто по накалу не уступающую усилиям самого спортсмена. Социальный психолог, занимаясь такими вопросами, как природа человеческих групп, лидерство, соревнование и сотрудничество людей, получает данные, которые могут быть полезны и тренеру, и его воспитаннику.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.62 (0.008 с.)